Метрополитен- музей. История создания

145 лет тому назад  в 1872 году впервые открыл свои двери для посетителей самый  главный музей Нью-Йорка, один из ведущих музеев мира и, по совместительству- мой любимый музей, а  именно- Метрополитен- музей.  Я много- много раз  писала про разнообразные выставки в музее, и про различные его экспонаты, а вот про сам музей- как про единое целое- так никогда и не удосужилась. И вот решила- пора! 
По своей площади метрополитен-музей занимает сейчас четвертое место в мире после Лувра, Эрмитажа и Национального Музея в Китае, и по посещаемости - тоже четвертый. На первом месте с огромным отрывом идет     Китай, за ним - ноздря в ноздрю  -  три гиганта - Лувр,   Британский Музей и Метрополитен.


Но пожалуй нет ни одного  художественного музея в мире, который бы увеличивался в размерах с такой же скоростью, как Нью-Йоркский музей.   С моей точки зрения,  Метрополитен - музей уникален не только  своей коллекцией,  одной из лучших в мире, но и своей концепцией развития.  Он - как огромное дерево с многочисленными ветками, выросшее из небольшого саженца. Как дерево питается  дождями и выбрасывает в все стороны все новые и новые ветки, так и Метрополитен-музей пристраивает к себе все новые и  новые пристройки при поступлении  новых  коллекций и экспонатов.    Это не замерший в развитии дворцовый комплекс- это живой и быстрорастущий организм.   
 История   богатейшей коллекции музея началась    13 апреля 1870 года, когда в штате Нью-Йорк была юридически   зарегистрирована корпорация под названием   "The Metropolitan Museum of Art".  В то время у музея не  было ни экспонатов, ни помещения- была только группа энтузиастов, основавших эту корпорацию.    


Это тот самый саркофаг- первый объект
в коллекции музея
  В ноябре этого же года    в музее появился первый экспонат,   древнеримский саркофаг третьего века до новой эры. Саркофаг этот был найден в 1863 году в   городе Тарсусе ( сейчас это южная  часть Турции).  Подарил саркофаг музею  уроженец Тарсуса  Abdo Debbas , который служил американским вице-консулом.     В те годы Америка переживала этап бурного развития - была проложена железная дорога, соединяющая восточные и западные штаты, Аляска стала частью Соединенных Штатов. Представители американского правительства  и дипломаты работали во многих уголках по всему свету, и многие из них увлекались модной тогда археологией и тратили свое свободное время на поиски различных древностей. 

 Ясно,  что такой саркофаг было   доставить в Америку не просто, особенно если учесть  полную раздолбанность  дорог .   В общем,  подождали пока весна и грязь закончатся,   потом соорудили телегу, на которую  и погрузили саркофаг. Телегу это тащили  двенадцать буйволов.  В 1871 году саркофаг приплыл в Филадельфию на  фрегате  USS Richmond.   Саркофаг этот и сейчас можно увидеть в коллекции музея   На сегодняшний день в коллекции древнегреческого  и древнеримского искусства    более 17 000 экспонатов. 
Ко времени приплытия  саркофага в коллекции музея  случилось большое прибавление.  Вильям Блодгет ( William T. Blodgett), один из первых вице-президентов музея приобрел в  Европе большую коллекцию картин.   Блодгетт, сам активный коллекционер, ездил в  Европу  в 1870 году, во времена начала  Франко-Прусской войны.   Парижский рынок произведений искусства был в панике, и арт-дилеры хотели все побыстрее продать.   В августе и сентябре 1870 года  Блодгетт купил  три больших коллекции фламандской, английской, французской и голландской живописи - всего 174 картины , среди которых были произведения Халса, Ван Дейка, Тьеполо и Пуссена. 

Douglas Mansion

 Первое здание Метрополитен - музея  было в  Dodworth Building,  дом 681 на Пятой Авеню.   Первым президентом Метрополитена стал Джон Тейлор Джонсон, чья коллекция стала ядром музея.  Спустя год после открытия, музей приобрёл  киприотский антиквариат - коллекцию Чеснолы,  и   переехал  в  Douglas Mansion   на  14 стрит между  6 и 7 авеню  (128 West 14th Street).  Музей Douglas Mansion   не купил,  а арендовал дом  у наследников его  бывшего владельца.


Общая стоимость коллекции музея тогда оценивалась в    $350, билет стоит  25 центов, а два дня в неделю - понедельник и четверг -  были бесплатными.   В среднем в такой бесплатный день музей посещало более пятисот человек.   Музей  в Douglas Mansion   просуществовал совсем недолго,  и в 1880 году переехал в  то самое здание,  где и находится сейчас.  А   дом на 14 улице  в 1918  году сгорел, и на этом месте армия спасения построила себе  огромное и безликое здание.
Метрополитен - музей, 1893 году

 В 1870х годах  19 века район вокруг вновь построенного здания  музея был вовсе не таким фешенебельным как сейчас.  Основные дома нью-йоркской знати  располагались южнее  самого южного края  центрального  парка.    Так что я до сих пор не пойму, как можно оказаться такими прозорливыми, что бы построить два главных музея   - Музей Естественной Истории и Метрополитен музей - Нью-Йорка  на тогдашней окраине . Музей естественной истории был открыт в 1877 году,   и попечители музея искусств выбрали для строительства своего нового здания тех же архитекторов - Calvert Vaux  и  Jacob Wrey Mould,    что строили музей  естественной истории.  Именно  Calvert Vaux ,  архитектор и ландшафтный дизайнер  вместе  со своим более молодым партнером Frederick Law Olmsted  совсем незадолго до этого спроектировали  Центральный парк.

Внутри музея в наши дни.
Красная стена справа- остатки старого фасада

 Метрополитен-музей на 5 авеню  открылся в 1880 году. Не надо думать, что  здание музея как построили,  так оно и стоит до сих пор.     Красное кирпичное  здание сейчас  снаружи и не видно из-за  многочисленных пристроек и переделок. Единственное место, где можно увидеть  кусок  старого фасада  - это крыло   Роберта Лимана(Robert Lehman Wing),  пристроенное существенно позже.   Интересно отметить, что у самого первого здания фасад выходил не на 5 авеню, а в Центральный парк. 
 Не прошло и нескольких месяцев после открытия музея, как попечители наняли нового архитектора, и к зданию пристроили  два крыла- северное и южное. 



Музей в 1902 году
Потом пригласили еще одного - знаменитого Ричарда Ханта, который построил пьедестал для Статуи Свободы и  многочисленные летние дворцы для Нью-Йоркской знати  в Ньюпорте, Род Айленд.  Это Хант построил   в Ньюпорте  для Вандербильдов  "The Breakers" и  "Marble House". Очень советую тем, кто еще не был в Ньюпорте, туда поехать -  очаровательный приморский городок. 


Хант  спроектировал  совершенно новый фасад у музея  и  огромный центральный зал с парадной лестницей.  Однако Хант умер, не дожив до реализации своих планов, которые были очень амбициозны и дорогостоящи. Его протеже  скульптор  Карл Биттер (Karl Bitter ) сделал на фасаде  медальоны с портретами шести великих художников  Браманта , Микеланджело, Рафаэля, Дюрера, Рембрандта и Веласкеса. К моему глубокому стыду, я не знала до момента написания поста, кто такой   Брамант ... Оказалось Брамант -  итальянский архитектор эпохи возрождения.  Еще на фасаде были сделаны четыре кариатиды,   изображающие  четыре вида искусств- Живопись, Скульптуру, Архитектуру и Музыку.   Биттер был известный скульптор, и его работ полно в Нью-Йорке -  это он делал потрясающей красоты двери в церкви Святой Троицы на Бродвее, скульптуры на бывшей таможне, и сейчас музее индейцев, и  статую обнаженной девушки    на фонтане   напротив гостиницы Плаза около юго-восточного входа в Центральный парк. 

Необработанные блоки на фасаде

 Однако не все, что было задумано,  было реализовано по весьма банальной причине - не хватило денег.  Если посмотреть на самый верх четырех массивных колонн, то можно увидеть четыре больших совершенно не проработанных каменных плиты.   По замыслу архитектора, вместо этих плит должны были быть сделаны   скульптурные группы, аллегорически  изображающие  четыре великих периода в истории  искусства - Древний Египет, Древняя Греция, Ренессанс и Современное искусство.  Плиты поставили, а деньги кончились...


Центральный зал музея
Новый фасад и центральный зал были закончены к 1902 году. Музей рос и  через пять  лет к  музею стали  пристраивать новые залы.  За период  с 1902 по 1926 год к музею было пристроено шесть отдельных помещений. 
Морган  (J. Pierpont Morgan)  , более известный всему миру как отец-основатель финансовой империи, был великим меценатом.  Он вошел в свет попечителей музея в 1888 году, а с 1904 по 1913, до самой своей смерти, был его президентом.  После смерти Моргана  в соответствии с его завещанием в 1917 году  его сын передал музею отцовскую богатейшую коллекцию  - около семи тысяч предметов!  Для нее пришлось  построить отдельное помещение.  


В 1924 году  было добавлено новое крыло,  предназначенное  для коллекции декоративного искусства США.  Это новое крыло было тогда вовсе не частью здания музея - это было отдельно стоящее здание  вплоть до 1970х годов.
Египетский зал

Томас Ховинг  (Thomas Hoving) , директор музея в 1967-77 годах, добавил еще два крыла- Северное и Южное.  Северное крыло было построено специально  для египетского храма Дендур (Temple of Dendur) , подаренного  египетским правительством в знак благодарности за помощь, оказанную по спасению по затопления при  строительстве Асуанской плотины.  



 А в южном крыле, названном  именем пропавшего без вести во время одной из своих экспедиций  Майкла   Рокфеллера,    располагается коллекция   примитивного искусства островов Океании.
Коллекция Роберта Лимана  - одна из самых значительных частных коллекций  в Америке.  Да-да-да!  Это тот самый Лиман, что основал всемирно известную инвестиционную фирму    Lehman Brothers , с коллапса которой в 2008 году начался мировой финансовый кризис.   Так вот- этот самый Роберт Лиман в своем завещании отписал Метрополитен - музею   более 2600 предметов,  включая картины, рисунки, скульптуры . Специально для его коллекции  в 1975 году к музею было пристроено новое крыло.


Вид на музей сверху

Когда  в 1987 году музей открыл  новое крыло,   Lila Acheson Wallace Wing,   для     работ  художников двадцатого века,  критики писали :  Ну и кому же это новое пространство нужно? и чем же  его музей заполнит?  Однако в    2013 году    Леонард  ЛАУДЕР, наследник косметической  фирмы, подарил Метрополитен  -  музею  свою коллекцию  из   82 картин  общей стоимостью один миллиард  долларов!  В коллекцию входило 33  картины Пикассо,   17 работ Браке,   14  картин  Леже...
В 1990 году  в музее открылся новый  зал, посвященный европейской скульптуре. Зал этот представлял собой по сути дела крытое стеклянной крыше пространство   между двумя  галереями.  Стена одной галереи -  это отреставрированный бывший  въезд для карет, построенный  еще в   1888  году.  Музей  очень интересно распоряжается   со своими старыми стенами, вписывая их в  пространство новых галерей.  


  Музей продолжает расти и развиваться.  Два года назад   Музей построил себе новую плазу с фонтанами, навесами и деревьями для тени.  В прошлом, 2016 году,  Мет открыл еще один свой филиал в здании, где еще недавно располагался  музей «Уитни».  Через три года, к  своему стапятидесятилетию, Музей планирует открыть  еще одно крыло, посвященное современному искусству.  


Рассказать, что находится внутри музея - задача такая огромная...Для этого надо не пост писать, а весь блог целиком музею посвящать...  Я как правило, рассказываю либо про какие-то выставки,  либо про отдельные залы или даже прго какие-то отдельны экспонаты  музея. Вот например здесь вот  можно прочитать про  залы примитивного искусства стран Африки и Океании, а вот здесь- про статую Дианы, что стоит   в моем любимом дворике около залов американского  искусства. Но это даже каплей в море назвать нельзя... Даю честно слово- буду про Метрополитен-музей писать еще! Кстати- те, кто в него пойдут- не забудьте, там плата по желанию и можно купить билет за доллар!




Комментариев нет:

Отправить комментарий