Центральный вокзал. Часть 1

Я много путешествовала по Европе на поездах  и видела много разных вокзалов. Они отличались годом постройки, архитектурным стилем, размером, но в общем-то служили одной цели- местом, где люди садились на поезда.
 Центральный вокзал в Нью-Йорке- совсем друге дело.    Он  входит в первую десятку наиболее посещаемых достопримечательностей города, и это вовсе не потому, как вы понимаете, что в Нью-Йорке не на что посмотреть.     Рейтинг этого вокзала в списке  достопримечательностей Нью-Йорка на сайте  TripAdvisor - 15 из  более чем 600!

Рынок внутри Центрального вокзала
Согласно Книге рекордов Гиннеса, вокзал является крупнейшим в мире по числу платформ -44. Более 700 тысяч пассажиров ежедневно проходят через его залы.

В здании вокзала проходят разнообразные выставки,  каждый день  открыт очень неплохой продуктовый рынок, на котором можно купить и булочки, и специи, и бутерброды в дорогу   и сыры с колбасками  и   много чего.   За несколько недель до рождества каждый год открывается ярмарка с различными сувенирами и побрякушками.

Выставка в здании вокзала
Летом  прошлого года была выставка, посвященная 60м годам прошлого века , в январе в одном из залов вокзала  проводился  турнир по сквошу (это игра типа тенниса),  а  в феврале  будет традиционная неделя   Японии.      
В  здании вокзала расположено  более  тридцати ресторанов и кафе от самых примитивных типа пиццерии и страбакса  до самих утонченных  и старых, типа  Oyster Bar & Restaurant,  которому 101 год. 

Ярмарка в здани вокзала

Так что центральный вокзал в Нью-Йорке - это больше  чем  вокзал, тем более что уехать  из него далеко нельзя- все поезда, отправляющиеся от вокзала- пригородные - дальше штата Нью-Йорк и соседнего Коннектикута с него не уедешь. 
Центральное депо ( снесено)

Кстати,  называют этот вокзал не вокзал, а терминал, подчеркивая, что никаких проходящих мимо него поездов нет- это начальная ( или конечная ) точка всех маршрутов. Но я все равно называть его буду вокзал- как-то привычнее мне это. 2-го февраля этого года  центральному вокзалу исполняется 102 года.   До этого на его месте стояло центральное депо, построенное Корнелиусом Вандебильдом в 1871 году.  У этого депо был  стеклянный  крытый  павильон для поездов и  пышный фасад,  крышу  которого украшали    огромные чугунные орлы   - символ могущества страны.  Для того, чтобы паровозные выхлопы не загрязняли стеклянную  крышу, паровозы отцепляли от головы состава  и ставили в конец . Паровоз толкал состав и отсоединялся, а вагоны тихо подкатывали к перрону уже по инерции. В  конце девятнадцатого века вокзал обслуживал полтора миллиона человек ежедневно, и поток пассажиров все возрастал. Аварии происходили регулярно, паровозы сильно шумели и загрязняли воздух.     В 1902 году в депо произошла крупная  авария, при которой два поезда столкнулись, и 15 человек погибло. Эта авария и подтолкнула семейство Вандердбильдов к строительству нового вокзала. 
Орел на крыше нового вокзала
В 1903 году был объявлен конкурс на  проект фасада здания .  Среди представленных проектов было  здание в стиле барокко и 60-этажный небоскреб.  Через полгода после конкурса совет директоров,  в который входили Корнелиус Вандербилд (младший) , Вильям Рокферрел и   Джон Морган  ( знаменитые фамилии, не правда ли?) утвердили проект не  вокзала, а целого городка.  Для нового строительства было разрушено не только здание старого вокзала, но и  сотни домов, три церкви и две больницы.

Орлиное Гнездо-
 поместье  Вандербильдов.

Орлы в поместье Вандербильдов,
 которые раньше сидели
на крыше вокзала
 
Отдельные архитектурные элементы старого здания, в том числе и орлы с крыши,  были растащены коллекционерами.  Двух орлов взял себе Вандербильд  в свое поместье в Лонг Айленде, котоорое так и называется- орлиное гнездо.  Сейчас это поместье превращено в музей, а чугунные орлы   украшают вход .  Я была в этом музее пару раз- там восхитительная коллекция ракушек и всего связанного с океаном,  да и виды а превосходные- на залив.     Следы остальных орлов оказались затерянными на десятилетия, и только совсем недавно, уже в ХХI веке  несколько из них были обнаружены , отреставрированы  и установлены на крыше нового здания.

В начале строительства

Строительство нового вокзала  заняло почти десять лет и стоило 43 миллиона долларов по тогдашним ценам. Интересно отметить, что во время строительства работа вокзала ни на один день не была приостановлена и расписание поездов не было нарушено!  В строительстве принимало участие более десяти тысяч рабочих.   Двухуровневая огромная  полностью электрифицированная станция  была поcтроена под землей, а   пространство над ней было продано застройщикам - появился город в городе- Terminal City.  Вокруг вокзала были построены огромные гостиницы, к сожалению не сохранившиеся до наших дней.   Железнодорожные пути были убраны частично под землю- так появилась самая широкая улица в Манхэттене - Парк Авеню.
Подбирая информацию для этого поста и гуляя по интернету, я набрела на сайт  с  замечательными фотографиями вокзала,  и две из них я в своем блоге размещаю. 
 
Рабочий на статуе Меркурия
Ведущий архитектор проекта , как и большинство  американских архитекторов того времени,  окончил парижскую академию искусств. Он пригласил для работы над проектом вокзала  своих приятелей- парижан для того, чтобы придаст зданию парижский шарм. 
 
Скульптура с Меркурием на крыше вокзала
На крышу   вокзала  в 1914 году  водрузили  скульптуру, изображавшую тройку богов -Меркурия посередине с Миневрой  и Геркулесом по бокам.  Высота этой  скульптуры 14 метров, и в то время это была самая большая скульптура в мире.  

Здание вокзала было одно из самых первых в мире электрифицированных зданий - в нем было  четыре тысячи лампочек,  и ни на одной лампочке не было ни абажура, ни плафона вовсе не потому, что денег не хватило- просто архитекторы хотели показать мощь электричества во всей его красе.  Сейчас вокзал освещают около тридцати тысяч лампочек- голых.
За первый день работы вокзала его посетило более 150 тысяч человек.  Первый электровоз был запущен в  1906 году, а к открытию вокзала  было выпущено 35 электровозов, которые могли развивать скорость до 60 километров в час.  Не забывайте- это был 1913 год!    Первый поезд , отправившийся в 12 часов одну минуту ночи с вокзала,  был экспресс до Бостона.   Сейчас до Бостона с этого вокзала не доедешь.
Внутри вокзала , помимо общего зала,  была комната ожидания с дубовыми полами  и прислугой только для дам  и место для чистки дамской обуви, скрытое от постороннего глаза- чтобы зеваки случайно не увидели лодыжки -    ведь юбки тогда носили до пола.  Также была там  парикмахерская только для мужчин.  Все это было для общественного места неслыханной роскошью.  Одним из больших преимуществ вокзала было отсутствие лестниц, что сильно облегчало передвижение всех колесных средств- от тележек носильщиков до детских колясок.
 В здании вокзала был кинотеатр,   музей, ресторан, художественные галереи и даже школа искусств . Выставочные залы  площадью полторы тысячи квадратных метров располагались на шестом этаже, а над ними - на седьмом  - школа искусств.  Выставочные залы просуществовали под крышей вокзала до 1958 года.
В течение тридцати лет в помещении вокзала  по праздникам,  сначала перед рождеством, а потом и перед  днем благодарения и пасхой,    устраивалась органные концерты.  Бессменным органистом была Мэри Рид. Во время второй мировой войны, когда   провожали уходящих на фронт солдат , на вокзале под  аккомпанемент Мэри пел хор.  Мэри никогда не имела заранее определенной программы и играла то, что по ее мнению больше всего соответствует обстоятельствам. Однако была единственная мелодия, которую ей не разрешали играть- это был гимн Америки.  Она сыграла его один раз для поднятия духа сразу же после Пирл Харбор, и работа всего вокзала остановилась- все замерли.
У такого  огромного и такого старого здания конечно имеются свои секреты, не видимые и не известные  большинству. Но на то и существует мой блог, чтобы про такие интересные секреты рассказывать!  Так что- ждите продолжения истории про Центральный вокзал Нью-Йорка !


Комментариев нет:

Отправить комментарий