На станции 14 street - 8 ave линий A, C, E, и L по всем платформам и переходам разбросаны многочисленные бронзовые фигурки - некоторые совсем малюсенькие, не больше ладони, другие посолиднее- и до колена могут достать.
Расположены они в самых неожиданных местах - под лестницей, на столбе на платформе, в уголке около стены. Их больше ста, и называется вся эта веселая компания «Подземная жизнь» - «Life Underground». Автор — американский скульптор Том Оттермесс (Tom Otterness). Эту экспозицию во время реконструкции станции скульптору за 200 000 долларов заказало Транспортное Агентство.
Более десяти лет потратил скульптор для того, чтобы к 2000 году сделать эти фигурки. Они все-все разные, и, хоть сделаны в одном и том же стиле, но отражают ньюйоркскую жизнь совершенно разных времен.
Перед тем, как установить свои скульптуры в метро, Оттермесс у себя в студии установил полномерную копию лестницы с той станции, где эти фигурки предполагалось разместить. И все равно потом много раз все переделывал.
Для некоторых фигурок скульптур использовал рисунки знаменитого американского карикатуриста Томаса Наста. Наста, который жил и работал во второй половине девятнадцатого века, считают отцом американской карикатуры.
Главный герой его многочисленных карикатур, опубликованных в популярных газетах того времени, легендарный казнокрад и взяточник Вильям "Босс" Твид. Его имя в Нью-Йорке стало синонимом коррупции. Есть в Нью-Йорке здание суда, которое называют Твидов суд. Это здание, которое находится недалеко от City Hall Park, за спиной мэрии, вошло в историю как самое дорогое здание Нью-Йорка. Его стоимость была в два раза выше, чем Америка заплатила за Аляску в 1867 году.
Вот что я писала про это здание в своем блоге:
"Было установлено, что в общей сложности Уильям Твид своровал у жителей Нью-Йорка более 200 миллионов долларов, что, переведя на современные деньги с учетом инфляции, составляет совершенно астрономическую сумму в три с половиной миллиарда долларов! Словом, мистер Уильям Твид зарвался. Разоблачителем Твида стал карикатурист Томас Наст, публиковавший свои рисунки в еженедельнике Harpers Weekly."
На станции метро есть небольшая фигурка , в точности соответствующая карикатуре Наста на Уильяма Твида.
В ноябре 2008 года корреспондент Голоса Америки Виктория Купчинецкая. в выпуске передачи «Поверх барьеров- американский час» рассказала много интересного про Оттенаса.
«Я выиграл национальный конкурс, и мои скульптуры утверждала комиссия нью-йоркских городских служащих. Этот процесс занял 10 лет. Я, кстати, хотел показать коррумпированность органов власти в Нью-Йорке, когда в городе начинали строить метро. Меня вдохновляли карикатуры Томаса Наста 80-х годов 19-го века. Ведь с тех пор мало что изменилось. Так вот при утверждении проекта особенно не понравилась одна скульптура. Это была крыса в форме полицейского, с дубинкой. Городская комиссия мне сказала: ни за что, это не пройдет. Тогда пришлось подарить скульптуру моему другу – он владелец бара «Макс Фиш» в Нижнем Манхэттене. Эта крыса-полицейский так и стоит там сейчас на барной стойке.”
Есть еще одна интересная небольшая скульптурная группа, расположенная под лестницей перехода, которая связана со старой городской легендой. Изображен там крокодил, вылезающий из канализационного люка.
В 1959 году в Нью-Йорке вышла книга под названием «Мир под городом», в которой рассказывалось про историю развития коммуникационных и канализационный сетей под Манхэттеном. И там была глава под названием «Аллигаторы в канализации», в основу которой были положены беседы с начальником городского отдела, отвечающего за канализацию Нью-Йорка.
И вот этот начальник заявлял, что сам лично видел аллигаторов в трубах канализации. По его словам, он сначала не поверил многочисленным слухам и пошел убедиться сам. Начальник этот велел провести очистку канализационных труб, чтобы ликвидировать этих зверей. Так и неизвестно, были ли эти аллигаторы реально или нет… Зато совершено точно известно что в 2010 году небольшой, немногим меньше метра, крокодильчик был обнаружен в канализации недалеко от китайского ресторана в Квинсе.
Скульптуры Тома Оттернеса можно увидеть не только в метро. Есть отличный парк на берегу Гудзона совсем рядом с Пальмовым садом внутри бывшего Всемирного Финансового центра, который сейчас называется Brookfield Place . Парк этот называется Nelson A. Rockefeller Park.
Когда я гуляла по Гааге, то на ее морской набережной я к своему удивлению обнаружила фигурки, сильно напомнившие мне нью-йоркские. Я прочитала подписи и поняла,что все они работы Тома Оттернеса. Самая большая была просто огромной , больше десяти метров в высоту, и называлась «Пожиратель селедки».
А сейчас я хочу рассказать об одном совершенно позорном эпизоде из жизни Оттернеса, о котором не так часто упоминают, когда рассказывают о скульпторе и его работах.
Когда ему было 25 лет, Том взял из собачьего приют собаку, привязал ее к дереву и застрелил и все это заснял на пленку. Назвал он этот фильм «Shot Dog Film». Это было в 1977 году, и скульптора тогда никто еще не знал. Эта история потом забылась . Ее вытащил на всеобщее обозрение журналист Gary Indiana. Несмотря на извинения, которые принес Оттренес, он потерял много отличных контрактов. В сентябре 2014 года на этой же метро станции появились еще фигурки . Это были человек с пистолетом, нацеленным на собаку и еще один, снимающий это все на камеру. Сделал эти фигурки из пластика, покрашенного под бронзу, художник Эндрю Тайдер.
На сайте Тайлера сказано: «Когда мы анализируем свою роль в обществе, мы или гордимся своими действиями или стыдимся их, и презираем других, чтобы скрыть чувство своего стыда. Маленькая фигура, которая просто фотографирует сцену, вместо того, чтобы что-то с ней делать, напоминает мне, что я тоже являюсь частью этой системы и что иногда я участвую в таких ситуациях, которые мне не совсем удобны.» Эти фигурки были убраны в тот же день.
В апреле 2015 года Эндрю Тайдер и еще два скульптора рано утром установили бюст Эдварда Сноудена на верхушке одной из колонн в парке Форт Грин, в Бруклине. Бюст простоял всего один день… Я думаю, что Тайдеру не дает покоя слава автора знаменитого нью-йоркского быка, Артура ди Модико. Бык этот тоже был установлен тайно, однако его никто не убирал, и стоит он до сих пор.
А Оттернес продолжает работать. Он очень плодовит. Три года назад я была на его огромной выставке в соборе Иоанна Крестителя . Скульптору сейчас 67 лет и он полон сил и творческих планов.
Вот еще несколько скульптур из метро.
Комментариев нет:
Отправить комментарий