High Line - парк на месте заброшенной железки

Десять лет назад этого парка не было.  А была заброшенная ветка железной дороги, которая на ржавых опорах вилась на высоте третьего этажа  между весьма непрезентабельного вида домами в западной части нижнего Манхэттена.  А сейчас этот парк занимает почетное 47 место из всех 747  достопримечательностей Нью-Йорка по версии сайта Tripdavisor - выше  чем Центральная библиотека, о которой я еще ничего не писала, и Центральный вокзал, о котором вы можете прочитать вот здесь   и здесь- на русском и вот здесь  -  на английском. Этот парк - самый плотно посещаемый парк города. Если разделить число посещений на квадратный километр, то как раз и получится этот самый показатель.

 Я  и сама там часто гуляю, естественно стараясь выбирать время, когда людей не так много.  Мне нравится наблюдать за теми изменениями, которые этот парк принес в окружающий район.

Первая железная дорога в это месте  была построена в середине 19 века.  Она соединяла причалы на Гудзоне и перерабатывающие фабрики.  Проходила она по уже проложенным улицам, и была весьма небезопасной. 


 Лошади, везущие повозки, пугались паровозов, и аварии случались настолько часто, что  перед идущим поездом ехал всадник с флагом, чтобы распугивать и прохожих и повозки.  Таких всадников прозвали вестсайдскими ковбоями- WestSide Cowboys. А Десятая авеню, по которой проходила железка, получила прозвище "Авеню Смерти".

В тридцатых годах уже двадцатого века аварии участились настолько, что железную дорогу убрали с улицы и подняли на уровень третьего этажа и  назвали  High Line . Дорога пронзала насквозь огромные склады и фабрики, что сильно облегчало разгрузку - город стремительно разрастался и ему требовалось все больше товаров и продуктов. Район, окружающий эту дорогу, был полностью промышленно- складским.

После второй мировой войны в соревновании автомобилей и железных дорог по перевозке грузов  победили автомобили, и эта ветка железной дороги постепенно захирела и стала работать себе в убыток. Последний раз  поезд с вагонами, заполненными тушками замороженной индейки, проехал по этим рельсам в 1980 году, и последующие двадцать лет  дорога  стояла заброшенной. Можно себе представить, сколько мусора накопилась там! 




А город вокруг рос, стоимость земли дорожала.  Появились проекты по сносу этой железки- весьма дорогостоящие,  ведь для строительства узкой кривой  полосы земли явно недостаточно, надо было еще что-то делать со стоящими вдоль дороги зданиями.  Эти планы нравились далеко не всем, и в 1999 году два приятеля, живущие неподалеку- Давид Джошуа и  Роберт  Хаммонд решили, что надо что-то делать, и организовали группу "Друзья High Line". Роберт был историком, а  Давид- журналистом.  Давид и Роберт предложили не сносить дорогу, а преобразовать ее в подвесной парк.  За основу своего проекта они взяли  построенный в 1994 парк Promenade Plantée   в Париже.   Начинается  этот променад от площади Бастилии и простирается до Венсеннского леса,  и построен он тоже на  месте заброшенной железной дороги. Тогда это был единственный парк, разбитый не на земле, а на виадуке.



В 2002 году эта идея получила поддержку городских властей, и в 2003 был объявлен конкурс на лучший проект. В соревновании участвовали более 700 команд из 36 стран.  В здании Центрального вокзала была организована выставка проектов,  выигравший проект демонстрировался в музее современного искусства- весь город участвовал в обсуждении.
В июне 2009 года открылась первая секция парка, в 2011 году- вторая и совсем недавно, в сентябре прошлого 2014 года- последняя, третья секция.
Парк работает  с 7 утра до 11 вечера. Для того, чтобы попасть в него , надо на  три этажа вверх подняться по лестнице.  Для посетителей  много ограничений- ну, например, нельзя кататься на велосипедах и  роликах, распивать пиво ( впрочем алкоголь запрещен во всех городских парках), курить  и   гулять с собаками.  Парк предназначен для созерцания и прогулок. Но мне кажется- что основное назначение парка- это место для фотографий- все- все фотографируют.



Прогулка по этому парку  отличается от прогулок по остальным паркам города. Вы двигаетесь по дорожке на высоте третьего этажа, оставляя  шум улиц и суету на них внизу, под ногами. По краям дорожки растут  березки, посаженными прямо между шпалами  заброшенной железки.  Летом полно цветущего разнотравья, в   кустиках щебечут птички,  уже успевшие себе свить гнезда.  Все растения- из местных парков и лесов, и иногда забываешь, что под ногами не земля, и все что растет- растет в ящиках! 
Но не  ждите    в этом парке    уединения- около пяти миллионов человек посещают этот парк ежегодно.

Вдоль дорожек расставлены многочисленные деревянные скамейки. Дерево для изготовления этих скамеек не простое- скамейки, сделанные из него,  из него,  могут стоять до ста лет и не сгнить. 
  
В районе 14 улицы устроено нечто вроде искусственного пляжа- по гладкой деревянной поверхности струится ручей, где в жару так приятно побродить босиком,    а рядом- деревянные лежаки, на которых летом можно наблюдать не только туристов, но и местных девушек в купальниках. Там же есть несколько забегаловок, где можно перекусить- но я не советую,  разве что только ради вида - внизу, на земле выбор еды больше и качество лучше.   

Ресторанчики Челси- Маркета


Прямо под парком в районе 14 улицы находится Челси-Маркет  (Chelsea Market) - совершенно замечательное место  с самой большой концентрацией ресторанчиков и магазинчиков на единицу площади, которую можно встретить в Нью-Йорке под одной крышей.  
Раньше в этом здании находилась фабрика про производству печенья  "Орео". Фабрика переехала за город, выше второго этажа расположились офисы, а на первом- еда! 

Открытие  парка High Line сильно  взвинтило и без того высокие цены на недвижимость в этом районе. Везде идет строительство - в некоторых местах кажется, что находишься  на стройплощадке, где снимется кино под названием "Главная стройка капитализма". Так что любители новых веяний в архитектуре найдут там для себя много интересного.



А любителей искусства ждут многочисленные художественные галереи Челси, которые тоже находятся в буквальном смысле слова под ногами.
 
Вдохновленные успехом Нью-Йорка Филадельфия и Чикаго разрабатывают свои проекты. Лондон будет  иметь свой висячий парк  "Missing Link" к 2017 году. 

А у Нью-Йорка теперь новая задумка. Если есть надземный парк- то почему бы не сделать подземный? Уже нашлось место- заброшенное подземное  трамвайное депо.  Поживем- увидим...

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий