Родился Джон Леннон в Англии, а последние девять лет своей жизни жил в Нью-Йорке - и семь из них- в доме под названием Дакота на углу 72 улицы (1 West 72nd Street) . Вообще в Нью-Йорке каждый уважающий себя дом имеет имя - как правило, имя это написано на фронтоне. Но лишь очень немногие дома называют по имени, и Дакота - один из них. Построен он в конце девятнадцатого века на западной стороне Центрального парка.
Когда строительство Дакоты только началось, вокруг не было ни одной крупной постройки. Улицы, больше похожие на проселочные дороги, не освещались. На фотографии, сделанной в конце 80х годов 19 века со стороны центрального парка, хорошо виден дом, стоящий за замерзшим озером. Озеро в Центральном парке ( Croton Reservoir) засыпано в 1931 году и превращено в большую поляну, а сама Дакота уже не кажется такой огромной рядом с другими домами.
Есть две версии имени Дакоты. По одной из них владельцу Эдварду Кларку (Edward Cabot Clark) очень нравилась индейская тематика- недаром на фасаде здания изображен профиль индейца, а по другой- это здание в то время как строилось было так далеко от центра Нью-Йорка ( что для ньюйоркера равнозначно удалению от цивилизации) как и штат Дакота- не важно какая- Северная или Южная.
Кларк был вместе Исааком Зингером основателем фирмы по производству швейных машинок. Мы просто знаем имя Зингер, так как оно было написано на каждой швейной машинке. Я помню, это была моя первая швейная машинка... Так вот, Дакота была построена вместе Кларком и тем самым Зингером. Архитектором был Харденберг, которой до этого строил Rutgers College, New Jersey. Архитектор совместил в Дакоте элементы северогерманской и французской архитектуры.
От немцев зданию достались остроугольные крыши и фасадные украшения, а вот внутри квартиры были построены в соответствии с принципами, принятыми во Франции того времени - комнаты были спроектированы анфиладой, но из каждой комнаты был еще выход в коридор. Окна квартир выходили как на улицу, так и во двор- что давало возможность проветривать квартиры- это было в Нью-Йорке в то время в новинку. Сначала в доме было всего 65 квартир- и все с разной планировкой. В доме было центральное отопление, специальные помещения для слуг, рядом- лужайки для крокета и теннисные корты. Интересно отметить, что в доме не было пожарных лестниц- чтобы нее уродовать фасад. Если жильцы хотели произвести ремонт- то им запрещалось выносить на помойку оригинальные двери и камины- в доме было для этого отведено специальное место.
Несмотря на такое удаленное расположение дома, от желающих в нем жить не было отбою. Одним из первых жителей Дакоты была семья Стейнвей - та самая, которая делала знаменитые рояли- у них был завод по производству фортепьяно в Квинсе. Петр Ильич Чайковский утверждал, что он жил в этом доме- хотя он конечно ошибался- дом был построен в 1884 году, а Чайковский умер в 1893. В течение первых сорока пяти лет после постройки ни одна квартира в доме не стояла пустой! Однако Эдварду Кларку не удалось насладиться успехом - он умер за два года до окончания строительства.
В 1970 году американский писатель Джек Финней написал книгу Меж двух времен (Time and Again), в которой Дакота была использована как машина времени. Для того чтобы перенестись назад во времени, нужно было просто войти в одну из квартир с окнами, выходящими на Центральный парк в ненастный день, когда все размыто из-за дождя или падающего снега и представить себе, что за окном не машина шумят, и кареты шуршат. Это была одна из первых книг, которые я прочитала про Нью-Йорк - мне ее зять посоветовал, сказав, что он ее читал как обязательную в школе. Хоть эта книга и была издана на русском языке еще в 1972 году, но она как-то мимо меня тогда прошла...Мне книга очень понравилась! Вот как в этой книге автор описывает Центральный парк и Дакоту:
Парк и сам по себе, признаться, совершенное чудо, неподвластное времени. Здесь, в центре одного из самых быстро меняющихся городов мира, сохранился не просто кусочек прошлого, а несколько сот гектаров, практически не тронутых десятилетиями. Наложите план Сентрал-парка восьмидесятых годов девятнадцатого века на современный — они почти совпадут. Детали, разумеется, изменились — скамейки, урны для мусора, надписи и указатели, покрытие дорог и тропинок. Но взгляните на старые фотографии — и, за исключением машин на дорогах, никакой разницы, заметной, скажем, с высоты шести-семи этажей, вам обнаружить не удастся…
По ту сторону улицы, фасадом к парку, высилось большое — чуть не целый квартал — здание, не похожее ни на что виденное мной в Нью-Йорке (...) Это был великолепный пережиток другого времени. Дом из светло-желтого кирпича, красиво отделанный темно-коричневым камнем. . И каждый из восьми его этажей почти вдвое выше, чем этажи современного жилого дома, построенного рядом. (...) Я смотрел и смотрел, подмечая все новые удивительные детали: роскошные резного камня балконы под некоторыми из высоких старомодных окон; балкон с оградой из витого железа, опоясывающий весь седьмой этаж; полукруглые эркеры, поднимающиеся вдоль стен, как колонны, до самой крыши, где их венчали купола.
Ворота, у которых был убит Леннон |
Надо сказать, что Ленноны владели не одной- а пятью квартирами в Дакоте. Две из них были на седьмом этаже, а три других- в разных местах. Одна использовалась как рабочая студия, другая- для хранения барахла, а в третьей - жили их гости. В одной из этих квартир Йоко Оно живет и сейчас.
Всемирную известность Дакота приобрела, когда у ее ворот был убит Джон Леннон. Около одиннадцати часов вечера Джон и Оно возвращались из звукозаписывающей студии. Обычно машина проезжала через огромную арку сбоку дома во внутренний двор. На этот раз машина остановилась у ворот, не заезжая во двор. Марк Чапман (Mark David Chapman) который поджидал Леннона с середины дня, с расстояние нескольких метров выпустил в спину Джона пять пуль - в него попало четыре. Охранник, стоявший у ворот выхватил у не сопротивлявшегося убийцы пистолет и закричал "Ты знаешь что ты наделал???" И убийца невозмутимо ответил: "Я убил Джона Леннона!.." Чапман позднее заявил в полиции, что зашифрованный приказ убить Леннона он нашёл на страницах «Над пропастью во ржи».
Слухи об убийстве распространились по Нью-Йорку с быстротой молнии. Возле Дакоты собралась огромная толпа . Люди стояли с зажженными свечами и пели песни Леннона.
14 декабря миллионы людей во всем мире почтили память певца не одной а целыми десятью минутами молчания. В Ливерпуле, где Леннон родился, собралось около тридцати тысяч человек, а на поляне Центрального парка в Нью-Йорке- почти четверть миллиона! Тридцать лет назад, 9 октября 1985 года, в Центральном парке, практически напротив Дакоты, открылся мемориал "земляничная поляна", названный так по имени песни Джона Леннона "Strawberry Fields Forever".
Посередине небольшого скверика на земле выложена круглая каменная мозаика с одним словом "Imagine". Это название одной из самых знаменитых песен Леннона. Вокруг мозаики- скамеечки. Полно туристов, фотографирующихся в центре. Мозаика была сделана в Италии, в Неаполе . Йоко Оно пожертвовала миллион долларов на создание этого мемориала. Каждый год, в годовщины рождения и смерти рядом с мемориалом собираются почитатели Джона Леннона.
Выкладывание кексиков |
А прошлый рекорд был из 35 тысяч...Размеры кексовой мозаики были задокоментированы и отправлены в книгу Гиннеса. Я случайно оказалась в тот день рядом, пофотографировала и расспросила девушек. История создания маленькой кондитерской , где эти кексики выпекаются, оказалась очень интересной. Ее владелицу Мелиссу в 2008 году -тогда еще совсем молоденькую- уволили с работы, и она по совету своего брата занялась тем, что ей всегда нравилось- стала печь. К 2015и-му году компания выросла до многомиллионного предприятия. Кексики мне попробовать не дали, но я не переживала- я их раньше, когда работала в инвестиционном фонде, много поела- когда чей-нибудь день рождения праздновали- их очень часто к чаю приносили.
В начале этого года у Йоко Оно была выставка в Музее современного искусства. Я там была и честно- не очень поняла где там искусство... Кончено если рассматривать яблоко на подставке с концептуальной точки зрения тогда - может быть... Единственное что мне действительно понравилось- и тоже не как предмет искусства- это шахматы где нет различия цвета...
Чепмен за своё преступление отбывает пожизненное заключение в нью-йоркской тюрьме. Уже восемь раз он подавал прошение о досрочном освобождении, но каждый раз эти прошения отклонялись. Тело Леннона кремировали и прах отдали Йоко Оно. Говорят, что она развеяла его над земляничной поляной в Центральном парке.
Если вы захотите пожить в том же доме, что жил Леннон и сейчас живет Йоко Оно- попробуйте. Квартиры в нем продаются от 4 до 30 миллионов, но вам мало будет просто иметь эти деньги- надо будет пройти совет кооператива. А это люди весьма придирчивые, не всех в свой круг принимают- в прошлом они отказали Меланни Гриффин и Антони Бандерасу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий