Муза Марселя Пруста. Выставка в FIT

Есть в Нью-Йорке  такой очень интересный колледж -  The Fashion Institute of Technology ( FIT).  Создан он был после Второй Мировой Войны и сейчас входит в пятерку самых известных мест в мире по обучению высокой моде.    Находится он в Челси и тем, кто уже вышел из студенческого возраста, интересен  замечательным, бесплатным и малоизвестным музеем.  


Вот в этом музее сейчас походит совершенно уникальная выставка   "Графиня Элизабет Греффюль, муза Марселя Пруста   ( "Proust's Muse, The Countess Greffulhe")  .  Два удивительных имени соединились в названии этой выставки.    Марсель Пруст был известным французским писателем начала двадцатого века. Он завоевал популярность своим   семитомным романом  «В поисках утраченного времени» , который считается одним из шедевров мировой литературы.

Первая часть романа   «В сторону Свана»  была издана в 1913 году, вторая -«Под сенью девушек в цвету» в 1918.    Получив престижную Гонкуровскую премию Пруст   стал бывать в свете, хотя до этого вел совершенно отшельническую жизнь. Последняя, седьмая часть появилась уже после смерти писателя,  в 1927 году.     Пруста   переводили в Москве и Ленинграде, переводили на протяжении десяти или двенадцати лет (1926-1938), а затем наступило полнейшее молчание.

 И вот    в 1973 году вышел первый том  в переводе Любимова,  в 1976-м -- второй, в 1980-м -- третий .  Книги эти стали культовыми  у  российской  интеллигенции.  Именно тогда я их и прочитала.

Пруст говорил, что к его роману можно относиться, как к собору, одна его часть может нравиться, когда в него входят, одним посетителям, другая — другим. Пожалуйста, пишет автор, пусть мой роман будет таким собором. А может быть и платьем. Все зависит от вкуса и предпочтений читателя. Если же роман читателю не подходит, значит, ему нужно что-то другое.
 Но сейчас целью моего рассказа является не история, хоть и очень интересная, этого романа, а совсем другое.   Третий том романа «В поисках утраченного времени»   называется «У Германтов» (также «В сторону Германтов»; фр. Le côté de Guermante).

Есть такой рассказ у   Варлама  Шаламова- "Марсель Пруст".  Шаламов писал :  
"Кто будет читать эту странную прозу, почти невесомую, как бы готовую к полету в космос, где сдвинуты, смещены все масштабы, где нет большого и малого? Перед памятью, как перед смертью, – все равны, и право автора запомнить платье прислуги и забыть драгоценности госпожи. Горизонты словесного искусства раздвинуты этим романом необычайно. Я, колымчанин, зэка, был перенесен в давно утраченный мир, в иные привычки, забытые, ненужные. Время читать у меня было. Я – ночной дежурный фельдшер. Я был подавлен «Германтом». С «Германта», с четвертого тома, началось мое знакомство с Прустом"....
Элизабет Греффюль

 Прототипом  герцогини Германт, главной героини этой части романа, была  знаменитая французская  аристократка графиня  Элизабет Греффюль. Элизабет родидлась в  1870 году. Она была очаровательна   и умна, но бедна.  Она вышла замуж за графа Греффюль   вовсе не по большой любви. Она стала хозяйкой  салона   и законодательницей мод . Элизабет  была весьма независима в своих взглядах. Она поддержала  Альфреда Дрейфуса, который  в 1894   был обвинен в шпионаже в пользу Германии и осужден на пожизненную каторгу при помощи фальшивых документов и на волне сильных антисемитских настроений во  Франции.

 Элизабет была  деятельной устроительницей  выставки русского искусства в Париже (1906) и Дягилевских сезонов,  близкой подругой княгини Марии Павловны и племянницей   поэта  Робера де Монтескью.  Ее   муж хотел  видеть ее элегантно и дорого одетой, однако  графиня, обладая  безукоризненным вкусом , создала свой стиль в одежде.  Она предпочитала богатые ткани, простоту покроя,  подчеркивающую ее осиную талию  и  большое, или даже,  как писал журнал Вог в 1908 году, почти варварское  количество драгоценностей (almost barbaric profusion of jewels).

 Ничего удивительного, что  Пруст был совершенно очарован  женщиной, которая и стала прообразом  герцогини Германт .
  Пруст писал:  "Герцогиня Германтская так следила за модой, словно ей однажды показалось, будто она превратилась в простую смертную, и она начала стремиться  к особой элегантности в туалетах, ибо тут другие женщины могли с нею сравняться и даже превзойти ее;  я видел, с  каким  восторгом  смотрела  она  на проходившую по  улице  хорошо  одетую актрису; а  по утрам, когда она  выходила  из дому, - точно мнение прохожих, чью вульгарность она оттеняла,  запросто выводя на прогулку свою недоступную для них  жизнь, могло  быть для нее верховным судом, -  я наблюдал,  как она играет перед зеркалом, до конца перевоплотившись, без раздвоенности сознания и  без внутренней  иронии,  с увлечением,  раздражаясь при мысли о неуспехе, словно  королева,  согласившаяся  изобразить  на  сцене  придворного  театра субретку, -  как  она играет  роль  ниже  ее  возможностей:  роль элегантной женщины;  забывая, будто в мифе, о врожденном своем величии, она  следила за тем, чтобы вуалетка не мялась, чтобы не морщились рукава, расправляла    манто,  -  так  божественный  лебедь  ведет  себя  соответственно своей птичьей породе, сохраняет неподвижными глаза, нарисованные по обеим сторонам его клюва, и по-лебединому  бросается на  пуговицу или на зонтик, забыв, что он - бог."

И вот еще - " герцогиня украсила волосы простой эгреткой, возвышавшейся над ее носом с горбинкой, над ее глазами навыкате и напоминавшей хохолок птицы. Ее шея и плечи выступали из белоснежной волны муслина, над которой колыхался веер из лебединых перьев, но дальше единственным украшением корсажа служили бесчисленные блестки, металлические, в виде палочек, бусинок, и бриллиантовые, и все платье с подлинно британской педантичностью облегало ее тело."

И еще :"  движения принцессы Германтской, которые я видел, соответствуют некой сокровенной мысли, так и в том, что перья, падавшие на ее лоб, и ослепительный, весь в блестках, корсаж герцогини имеют какое-то значение, в том, что и перья и корсаж – это их свойства, значение которых мне хотелось понять; райская птица казалась мне столь же неотделимой от принцессы, как павлин от Юноны"

В ноябре прошлого  года выставка одежды графини Греффюль открылась в  галерее в Париже.  Palais Galliera’s exhibition “La Mode Retrouvée,”а в этом году осенью переехала к нам.

Два года велись переговоры и подготовка к ней. Никогда еще выставка целиком не приезжала к нам в город из Парижа.
Так что   теперь  у нас, жителей Нью-Йорка, а также его гостей есть сейчас совершенно уникальная  возможность  увидеть потрясающий  гардероб   графини Элизабет Греффюль. 


Шелковое зеленое платье с синим вельветовым узором создал для Греффюль Чарльз Фредерик Уорт в начале ХХ века. Серебристое пальто Babani было сшито чуть позже — в 1920-м году. Для свадьбы своей дочери графиня сшила "византийское платье" , и в результате все внимание было приковано не к невесте, а к ее матери.
Вечерние наряды, аксессуары, повседневная одежда ,туалеты графини для общественных выступлений и ярких событий  представлены на выставке.
 Пойдите- не пожалеете!  Выставка работает до 7 января.  Музей бесплатен  и  открыт  каждый  день за исключением воскресенья и понедельника.



Комментариев нет:

Отправить комментарий