В самом конце выставки, в ее предпоследнем зале, находится механическая фигура - турок, играющий в шахматы. Шахматиста сделал в конце 18 века Вольфганг фон Кемпелен, служивший при дворе императрицы Австрии Марии Терезии.
Летом императрица вместе со всем своим двором выезжала в свою резиденцию Шёнбрунн ( Schloß Schönbrunn). Там Кемпелен увидел знаменитого французского фокусника François Pelletier, который для своих фокусов использовал спрятанные мощные магниты. Кемпелен решил перещеголять фокусника.
Летом императрица вместе со всем своим двором выезжала в свою резиденцию Шёнбрунн ( Schloß Schönbrunn). Там Кемпелен увидел знаменитого французского фокусника François Pelletier, который для своих фокусов использовал спрятанные мощные магниты. Кемпелен решил перещеголять фокусника.
Он сделал манекен в человеческий рост и посадил его за стол с шахматной доской. Одел он его в кафтан и тюрбан, как по его представлению должны одеваться волшебники.
Стол, за которым сидел шахматист, был широкий, и внизу в нем были открывающиеся дверцы, за которыми всем желающим демонстрировали хитроумное переплетение различных зубчатых колесиков, валиков и цепочек. Было полное впечатление, что кроме этого внутри стола ничего нет. Однако это было вовсе не так.
Еще там было не очень большое помещение, в которое, мог скрючившись, спрятаться человек. Ко всем шахматным фигуркам были прикреплены небольшие магниты, и человек внизу мог видеть, как передвигаются фигуры на доске. И он же управлял рукой турка, делающего ответный ход. Все это устройство было весьма сложное и хорошо запрятано, так что, даже открывая три дверцы, неискушенный зритель и не подозревал, что кто-то сидит внутри.
Через пол года после выступления французского фокусника, в 1770 году Кемпелен привез своего турка в Шёнбруннский дворец. Первую же партию против одного из придворных турок с легкостью выиграл. Писали, что стиль игры турка отличался агрессивностью, и как правило партия заканчивалась через пол часа.
Если противник делал неверный ход, механический шахматист опускал руку и замирал. Если он кивал головой три раза, это означало шах. А еще турок мог разговаривать, точнее отвечать на вопросы, переставляя магнитные буквы на доске. И отвечал он на трех языках, между прочим.
В 1781 году в Вене был инкогнито наследник русского престола Павел со своей женой Марией Фёдоровной. Павел он увидел Турка, был потрясен тем, что увидел и уговорил Кемпелена отправиться в турне по Европе. Целый год Кемпелен совершенствовал механизм, готовясь к турне. Турок побывал в Лондоне, Версале, Париже. Императрица Екатерина II захотела купить чудесный автомат, но Кемпелен отказался. В Париже турка увидел Бенджамин Франклин, который в то время был послом во Франции, и Турок потряс его.
В 1804 году Кемпелен умер. Следующим владельцем шахматного аппарата был Иоганн Мельцель, немецкий изобретатель и придворный механик. Мельцель дружил с Бетховеном, для которого сконструировал слуховую трубку. Мельцель придумал и сделал метроном и
механический орган - нечто наподобие шарманки, для которого Бетховен сочинил произведение «Битва Веллингтона при Виттории».
механический орган - нечто наподобие шарманки, для которого Бетховен сочинил произведение «Битва Веллингтона при Виттории».
После того, как Мельтцель купил турка, он его немного усовершенствовал. Теперь у шахматиста появился голос, который говорил "Шах". В 1809 году автоматический
шахматист играл против Наполеона Боннапарта . Наполеон пробовал несколько раз смухлевать и двигать фигуры не по правилам. Турок каждый раз замечал это, и Наполеон проиграл.
шахматист играл против Наполеона Боннапарта . Наполеон пробовал несколько раз смухлевать и двигать фигуры не по правилам. Турок каждый раз замечал это, и Наполеон проиграл.
Кроме турка, у Мельцеля в его шоу была еще диорама "Пожар Москвы" Перед зрителями была панорама Москвы в тот самый момент, когда французские войска вступали в город, а жители его покидали. Была слышна стрельба, звуки военных сигналов, обрушивались дома... Диорама тоже пользовалась огромным успехом.
В 1826 году Иоганн Мельцель вместе с автоматическим шахматистом приехал в США и там остался навсегда. Мельцель поселился в отеле Националь, 112 Broadway. Два раза в день турок проводил сеанс игры. Вход для взрослых стоил 50 центов, для детей- половину, и им еще давались бесплатно сладости.
Одна из партий, сыгранных автоматом в Америке, сохранилась. Она была опубликована в газете от 3 февраля 1827 года на титульной странице как самый важный материал номера.
Мельцель возил турка в Бостон, Филадельфию и Ричмонд. На одном из представлений побывал Эдгар По. В 1835 году Эдгар По написал замечательное эссе "ШАХМАТИСТ" МЕЛЬЦЕЛЯ, в котором скрупулезно проанализировал поведение турка и доказал, что внутри должен обязательно скрываться человек.
"Наверное, ни одно зрелище не привлекало такого внимания, как демонстрация шахматного автомата Мельцеля. Где бы его не показывали, он неизменно становился предметом широкого любопытства. И тем не менее принцип его действия остается неясным и поныне. По этому поводу не было написано ничего более или менее убедительного. И до сих пор повсюду можно найти людей широкообразованных, проницательных и искушенных в механике, которые без колебаний объявляют автомат машиной, никак не связанной в своих действиях с посредничеством человека, и потому машиной уникальной, являющейся наиболее удивительным изобретением человечества" писал Эдгар По.
Еще По писал:" .... Человек по имени Шлумберже, среднего роста и сутулый, повсюду сопровождал его(...Мельцеля...), (.... ), когда несколько лет назад Мельцель посетил со своим автоматом Ричмонд, Шлумберже неожиданно заболел, и автомат не показывали в течение всей его болезни. Вывод из всего этого мы предоставляем сделать читателю."
После одного из представлений в Балтиморе случился скандал. Двое мальчишек влезли на крышу сарая, в котором после представления хранился шахматист, потом на чердак и оттуда увидели, как из потайного помещения в столе вылезает человек. Одна из газет опубликовала статью, описывающее это, но интерес публики к шахматисту не умен
ьшился.
ьшился.
Во время своих гастролей на Кубе Мельцель заболел желтой лихорадкой и умер. У него было полно долгов, и шахматный автомат попал в руки его кредиторов, которые отдали его в Китайский Музей в Филадельфии ( никто не знает почему в китайский). И там турок лежал в кладовке, пока не случился в 1854 году пожар и он не сгорел. Так вместе с турком сгорела и его тайна.
В Филадельфии на углу Fifth St. и St. James St. есть табличка со словами :
"German-born inventor and showman; exhibited nearby at Maelzel’s Hall, 1826-1831, assisted by Wm. Schlumberger. His Automaton Chess Player (The Turk) was famous for games with Franklin & Napoleon. He patented a metronome; made hearing aids for Beethoven. "
Вполне естественно, что многие пытались сделать нечто подобное, и даже превзойти турка. Был сделан совсем мало известный "Египтянин" , с которым в 1885 году играл президент Гувер. В 1945 году в театрах Нью-Йорка шла пьеса "The Automaton Chess Player" В 1927 году был снят немой фильм "The Chess Player" . В 1938 году известный автор детективов написал роман, одним из героев которого был турок-шахматист.
Знаменитый мастер иллюзий Джон Гаугхан (John Gaughan) который создавал техническое обеспечение для фокусов Давида Копперфильда и Давида Блайна, сделал копию турка-шахматиста.
Он потратил 120 000 долларов и почти 20 лет чтобы сделать точную копию. Джону в руки попали письма от человека, который одно время был внутри турка - шахматиста и управлял им. Эти письма помогли Гаугхану. Только человек теперь уже не потребовался - вместо человека внутри турка спрятан компьютер.
Вот эту копию и можно сейчас увидеть на выставке в Метрополитен-музее. А постоянное место турка-шахматиста- музей фокусов и волшебства, который находится в Лос - Анжелосе, в мастерской Джона Гаугхана.
Несколько лет назад на русском языке вышел исторический роман-исследование про турка «Одиссея шахматного автомата» известного писателя и шахматиста Виктора Хенкина. По словам автора, он писал роман более 16 лет. Сам он умер, не успев его закончить и его дело продолжила его жена.
таланты двигают прогресс
ОтветитьУдалитьСпасибо за публикации! Очень люблю Метрополитен. А можно ли Ваш текст о турке-шахматисте позаимствовать?
ОтветитьУдалить