Что общего между гусарами и Нью-Йорком? (Пожалуйста, не надо вспоминать поручика Ржевского!) Это начинаешь понимать только зимой, в конце ноября, когда город заполняет армия надувных, пластиковых, проволочных и неизвестно из чего сделанных солдатиков в зеленом мундире и щелкунчиков в красном доломане и белых рейтузах.
Щелкунчика с деревянными солдатиками можно увидеть в двух спектаклях, которые идут в Нью-Йорке только перед Рождеством. Спектакли эти вообще-то совсем разные. Один — классический балет, а другой — шоу. Но тем не менее есть в обоих этих спектаклях танец деревянных солдатиков, одетых в гусарские мундиры. Между этими двумя постановками вообще есть много общего : оба остаются в репертуаре театров более полувека, и в том и в другом отчетливо прослеживается влияние русской и немецкой культур.
Радио Сити Холл |
Вот про эти два спектакля я хочу сегодня рассказать. Начну по старшинству — с рождественского музыкального шоу в Радио Сити Холле. Радио Сити Холл (Radio City Music Hall) – пожалуй, самый известный концертный зал планеты. Театр вмещает более 6000 человек. Строился он не как театр, а как кинозал и тогда был самым большим кинозалом в мире.
Находится Радио Сити Холл на Шестой авеню, в двух шагах от главной елки, и является частью Рокфеллер Центра.
The Rocketts |
Официально рождественское шоу называется Radio City Christmas Spectacular, а неофициально - The Rockettes. Так называют девушек- танцовщиц, которые задействованы в постановке. Пожалуй ни одно представление не вызывает большего ажиотажа, чем это ежегодное шоу — его смотрят около миллиона зрителей в год . Шоу идет несколько раз в день по полтора часа без антракта . В самый горячий сезон в выходные дни шоу можно посмотреть аж пять раз за день, начиная с девяти утра. Первое представление в этом году было в начале ноября, а последний спектакль этого сезона — в 2 часа дня 31 декабря. И все — до свидания, до следующего Рождества.
Танец деревянных солдатиков |
Несколько лет назад я была на этом шоу, билеты покупались очень заранее, и на середину ноября, а не на конец декабря — так подешевле было. Нам удалось купить билеты в третий ряд партера, и я не только смогла нащелкать кучу отличных фоток, но и все-все рассмотрела! Все девушки в кордебалете на вид были совершенно одинаковыми и только потом я узнала, что, мало того, что рост при отборе сильно зарегулирован, их еще при танце выстраивают определенным образом : самую высокую — в центре. Всего девушек 36 , и это два состава, которые сменяют друг друга. К концу сезона каждая участвует в более чем 100 представлениях.
Танец деревянных солдатиков |
Музыку к этому танцу написал немецкий композитор Леон Джессел в 1897 году. Он назвал ее «Парад оловянных солдатиков». В Америку этот танец попал в 1922 году. Впервые поставил танец на эту музыку , заодно переименовав его в «Парад деревянных солдатиков», Ники́та Фёдорович Бали́ев — режиссёр, основатель и директор московского театра «Летучая мышь». Театр «Летучая мышь» открылся в 1908 году пародией на премьерный спектакль МХАТа «Синяя птица», в котором эту птицу разыскивали Константин Сергеевич Станиславский и Василий Михайлович Немирович-Данченко.
Афиша гастролей театра в 1922 году. |
Театр пользовался шумным успехом, но после революции в 1922 году был закрыт. Балиев и его труппа оказались в Париже, и театр стал называться «Chauve-Souris». В начале 1922 года театр был на гастролях в Нью-Йорке и показал на Бродвее более 150 спектаклей. В первом отделении был представлен танец «Парад Деревянных Солдатиков». В рождественском шоу в Нью-Йорке этот танец появился в 1933 году, и с тех пор его хореография и костюмы, разработанные еще в 1933 году самим Винсетте Минелли, не изменились!
6 Авеню около здания банка UBS |
Все эти солдаты- гусары ведут свое происхождения от знаменитой на весь мир сказки Гофмана. Цитирую сказку: "Фриц тем временем уже три или четыре раза галопом и рысью проскакал вокруг стола на новом гнедом коне, который, как он и предполагал, стоял на привязи у стола с подарками.
Потом он произвел смотр новому эскадрону гусар; они были одеты в великолепные красные мундиры, шитые золотом, размахивали серебряными саблями и сидели на таких белоснежных конях, что можно подумать, будто и кони тоже из серебра». А вот что пишет Гофман про Щелкунчика : «...На нем был очень красивый блестящий фиолетовый гусарский доломан, весь в пуговичках и позументах, такие же рейтузы и столь щегольские сапожки, что едва ли доводилось носить подобные и офицерам...»
В Америке балет «Щелкунчик» на музыку Чайковского – это синоним Рождества и зимних детских каникул. Каждая, даже самая маленькая компания, самая неизвестная школа показывает в декабре свой вариант балета «Щелкунчик». По смыслу они не слишком отличаются друг от друга. Но самый главный балет- конечно в Нью-Йорке, в Нью-Йоркском Театре Балета (New York City Ballet ) . Спектаклю в этом году исполнилось 60 лет, а у его постановщика и основателя американского балета Джорджа Баланчина в этом же 2014 году был юбилей — 110 лет.
Рокфеллер центр |
В 1816 году немецкий писатель Эрнст Теодор Гофман опубликовал рождественскую сказку "Щелкунчик и мышиный король". Александр Дюма - отец ( автор "трех мушкетеров") в 1844 году переписал сказку, Мариус Петипа написал на основании переделанной сказки либретто, а Чайковский — музыку.
Премьера балета «Щелкунчик» состоялась в декабре 1892 года в Мариинском театре. В балете задействовали воспитанников Петербургского императорского театрального училища. В одном из танцев этого балета на сцену выходил воспитанник императорского училища Георгий Баланчивадзе – будущий основатель американского балета Джордж Баланчин. Он запомнил этот танец на всю жизнь и почти доподлинно воспроизвел его в своей постановке «Щелкунчик» в Нью-Йорке.
Баланчин- Баланчивадзе родился в семье известного грузинского композитора Мелитона Баланчивадзе. Он закончил хореографическое училище, танцевал на сцене Мариинского театра, работал в Европе вместе со знаменитым импресарио Сергеем Дягилевыми, который и придумал это звучное имя «Джордж Баланчин». Баланчин стал следующим, после Брониславы Фоминичны Нижинской, хореографом труппы «Русского балета Сергея Дягилева». После смерти Дягилева (1929) труппа «Русский балет» распалась. С 1933 года домом Баланчина стала Америка. Полвека он жил и работал в США, где сначала создал балетную школу, а затем известный на весь мир театр – New York City Ballet.
Балет «Щелкунчик» Баланчин поставил в 1954 году, и традиция посещать его в предрождественские дни остается для многих одним из семейных ритуалов. Несколько поколений ньюйоркцев выросло на «Щелкунчике».
Этот спектакль считается самой масштабной постановкой Нью-Йоркского балета — в нем задействованы 90 танцоров, 62 музыканта и тонны декораций. Костюмы для балета делала Варвара Каринская. Баланчин как-то сказал: «В балетных костюмах Варвара — то же самое, что Шекспир в литературе». Варвара родилась в Харькове, потом жила в Петербурге и Москве, после революции в Париже познакомилась с Баланчиным. В 1946 году переехала в Нью-Йорк, где и жила в Манхэттене почти до ста лет, до самой своей смерти. Из 150 ее балетных костюмов в спектакле до сих пор «участвует» бабушкина накидка и вышивка-узор, которые были на сцене во время премьеры 1954 года.
По баланчинскому «Щелкунчику» в 1993 году Голливуд сделал фильм . Роль Принца – Щелкунчика исполнял в нем ученик баланчинской балетной школы Маколей Калкин —- тот самый, который играл мальчика в фильме «Один дома». Калкин родился и вырос в Нью-Йорке, где занимался в баланчинской школе балета.
«Щелкунчик» — это балет о Рождестве, — говорил Баланчин, добавляя: У нас в Петербурге было гениальное Рождество. Ах, как это было гениально! Я был маленький. Для меня Рождество было совершенно исключительной вещью».
Могу сказать, что для меня праздничный сезон в Нью-Йорке — тоже удивительная вещь! Приезжайте! Я вам многое могу показать!
Комментариев нет:
Отправить комментарий