Гусары в Нью-Йорке

Праздничный сезон в Нью-Йорке закончен.   Главную елку разберут через пару дней,  в витринах  уже обычный ассортимент — и никакого волшебства.  Жалко... так хочется продлить праздник!  Вот именно поэтому я и напишу о  том,  что в Нью-Йорке можно увидеть только под Рождество.  
Что общего между гусарами и Нью-Йорком? (Пожалуйста, не надо вспоминать поручика Ржевского!) Это  начинаешь понимать только зимой,  в конце ноября,  когда  город заполняет армия  надувных, пластиковых,  проволочных и  неизвестно из чего сделанных солдатиков в зеленом мундире  и щелкунчиков в красном   доломане и белых рейтузах.
Щелкунчика с деревянными солдатиками можно увидеть  в двух спектаклях, которые идут в Нью-Йорке только перед  Рождеством. Спектакли эти вообще-то совсем разные. Один — классический балет, а другой — шоу. Но тем не менее есть в обоих этих спектаклях танец  деревянных солдатиков, одетых в гусарские мундиры.   Между этими двумя постановками вообще есть  много общего :   оба остаются в репертуаре театров более полувека,    и  в том и в другом отчетливо прослеживается  влияние русской и немецкой  культур.

Радио Сити Холл

Вот про эти два спектакля я хочу сегодня рассказать.  Начну по старшинству — с рождественского музыкального шоу в Радио Сити Холле.  Радио Сити  Холл (Radio City Music Hall) – пожалуй, самый известный  концертный зал  планеты.   Театр  вмещает более 6000 человек. Строился  он  не как театр, а как кинозал и тогда был самым большим  кинозалом в мире. 
Находится Радио Сити  Холл на Шестой авеню, в двух шагах от главной елки, и является частью Рокфеллер Центра.  

The Rocketts
Первое  рождественское представление состоялось там  через год после постройки, в 1933 году.   Авторами этого шоу были  Винсетте Минелли ( отец  киноактрисы Лайзы Минелли) и  Леон Леонидофф.  Леон  родился в Бендерах в семье торговца зерном. Он учился на медицинском факультете Женевского университета и там же увлекся балетом.  Леон был одним из создателей балетной группы  Isba Russe, с которой и приехал на гастроли в Америку. 

Официально  рождественское   шоу называется  Radio City Christmas Spectacular, а неофициально -    The Rockettes.  Так называют    девушек- танцовщиц,  которые задействованы в постановке.    Пожалуй ни  одно представление не вызывает большего ажиотажа, чем это ежегодное шоу — его смотрят около миллиона зрителей в год .   Шоу идет несколько раз в день по полтора часа без антракта .  В  самый горячий сезон в выходные дни шоу можно посмотреть аж пять раз за  день, начиная с девяти утра.  Первое представление в этом году было в начале ноября, а последний спектакль этого сезона  — в  2 часа дня 31 декабря. И все — до свидания,  до следующего Рождества. 
Танец деревянных солдатиков

Несколько лет назад я была  на этом шоу,  билеты покупались   очень  заранее, и на середину ноября,  а не на конец декабря  —  так подешевле было. Нам  удалось купить билеты в третий ряд партера,  и я не только   смогла нащелкать кучу отличных фоток,   но и все-все рассмотрела!     Все  девушки  в кордебалете на вид были совершенно  одинаковыми и только потом я узнала, что,  мало того, что рост при отборе сильно зарегулирован, их еще при танце выстраивают  определенным образом : самую высокую — в центре.  Всего девушек 36 , и это два состава, которые сменяют друг друга.  К концу сезона каждая  участвует в более чем 100 представлениях.

Танец деревянных солдатиков
Мой самый любимый танец в этом шоу —  танец  деревянных солдатиков  "Parade of the Wooden Soldiers" , особенно его заключительная часть,  когда они все, как костяшки домино, падают друг на друга. 
 Музыку к этому танцу написал немецкий композитор  Леон Джессел  в 1897 году. Он назвал ее «Парад  оловянных солдатиков».  В Америку этот танец попал в 1922 году.  Впервые поставил  танец на эту музыку , заодно переименовав его в  «Парад деревянных солдатиков»,    Ники́та Фёдорович Бали́ев — режиссёр, основатель и директор  московского театра «Летучая мышь».     Театр  «Летучая мышь»       открылся в  1908 году пародией на премьерный спектакль МХАТа «Синяя птица», в котором эту птицу разыскивали Константин Сергеевич Станиславский и  Василий Михайлович Немирович-Данченко.  
Афиша гастролей театра в 1922 году.

Театр пользовался шумным успехом, но после революции  в 1922 году  был закрыт.  Балиев и его труппа   оказались в Париже,  и театр стал  называться   «Chauve-Souris».   В начале 1922 года театр был на гастролях в Нью-Йорке  и показал  на Бродвее  более 150 спектаклей.  В первом отделении   был представлен  танец  «Парад  Деревянных Солдатиков».    В рождественском шоу в Нью-Йорке этот танец появился в 1933 году,  и с тех пор его хореография и костюмы, разработанные еще в 1933 году самим Винсетте Минелли,  не изменились!

6 Авеню около здания
банка UBS
Рука об руку с деревянными солдатиками  по украшенному Нью-Йорку маршируют легионы щелкунчиков .  Целый батальон щелкунчиков  охраняет здание банка UBS на шестой авеню.  А вот щелкунчик во главе роты деревянных солдатиков стоит на ступенях украшенного к Рождеству дома в районе Dyker Heghts, Brooklyn.   А вот  гусары- музыканты  стоят по краям катка в Рокфеллер-центре.

Все эти солдаты- гусары ведут свое происхождения от   знаменитой на весь мир сказки Гофмана. Цитирую сказку: "Фриц тем временем уже три или четыре раза галопом и рысью проскакал вокруг стола на новом гнедом коне, который, как он и предполагал, стоял на привязи у стола с подарками.


Потом он произвел смотр новому эскадрону гусар; они были одеты в великолепные красные мундиры, шитые золотом, размахивали серебряными саблями и сидели на таких белоснежных конях, что можно подумать, будто и кони тоже из серебра».  А вот что  пишет Гофман про Щелкунчика   :  «...На нем был очень красивый блестящий фиолетовый гусарский доломан, весь в пуговичках и позументах, такие же рейтузы и столь щегольские сапожки, что едва ли доводилось носить подобные и офицерам...»


В Америке балет «Щелкунчик» на музыку Чайковского – это синоним Рождества и зимних детских каникул. Каждая, даже самая маленькая компания, самая неизвестная школа показывает в декабре свой вариант балета «Щелкунчик». По смыслу они не слишком отличаются друг от друга. Но самый главный балет- конечно в Нью-Йорке, в Нью-Йоркском  Театре Балета (New York City Ballet ) .  Спектаклю в этом году исполнилось 60 лет, а у   его постановщика  и основателя    американского балета Джорджа Баланчина в этом же 2014 году был юбилей — 110 лет. 
Рокфеллер центр

В 1816 году немецкий писатель Эрнст Теодор Гофман опубликовал рождественскую сказку "Щелкунчик и мышиный король".  Александр Дюма - отец ( автор "трех мушкетеров")  в 1844 году переписал сказку,   Мариус Петипа написал  на основании переделанной сказки  либретто, а  Чайковский — музыку.
Премьера  балета «Щелкунчик» состоялась в декабре 1892 года в Мариинском театре. В балете задействовали воспитанников Петербургского императорского театрального училища. В одном из танцев этого балета на сцену  выходил воспитанник императорского училища Георгий Баланчивадзе  –  будущий основатель американского балета Джордж Баланчин. Он запомнил  этот танец  на всю жизнь и почти доподлинно воспроизвел его  в своей постановке   «Щелкунчик»   в Нью-Йорке.


Баланчин- Баланчивадзе родился в семье известного грузинского композитора Мелитона Баланчивадзе. Он закончил хореографическое училище, танцевал на сцене Мариинского театра,   работал в Европе  вместе со  знаменитым  импресарио Сергеем  Дягилевыми, который и придумал   это  звучное имя «Джордж Баланчин».  Баланчин стал следующим, после Брониславы Фоминичны Нижинской, хореографом труппы «Русского балета Сергея Дягилева».   После смерти Дягилева (1929) труппа «Русский балет» распалась.   С  1933 года  домом Баланчина  стала Америка. Полвека он жил  и работал  в США, где сначала создал балетную школу, а затем известный на весь мир театр – New York City Ballet.
Балет «Щелкунчик» Баланчин поставил  в 1954 году, и традиция посещать его в предрождественские дни остается для многих одним из семейных ритуалов.  Несколько поколений ньюйоркцев  выросло   на «Щелкунчике».
Этот спектакль считается самой масштабной постановкой Нью-Йоркского балета — в нем задействованы 90 танцоров, 62 музыканта и тонны декораций. Костюмы для балета делала   Варвара Каринская. Баланчин как-то сказал:  «В балетных костюмах Варвара —  то же самое, что Шекспир в литературе».  Варвара  родилась в  Харькове, потом жила в Петербурге и Москве,  после  революции в Париже познакомилась с Баланчиным. В 1946 году переехала в Нью-Йорк, где и жила в Манхэттене почти до ста лет,  до самой своей смерти.  Из 150 ее балетных костюмов в спектакле  до сих пор «участвует» бабушкина накидка и вышивка-узор, которые были на сцене во время премьеры 1954 года. 
 По баланчинскому  «Щелкунчику» в 1993 году Голливуд  сделал  фильм . Роль Принца – Щелкунчика исполнял в нем ученик баланчинской балетной школы Маколей Калкин —- тот самый, который играл мальчика в  фильме «Один дома».  Калкин родился и вырос в Нью-Йорке,   где занимался в баланчинской школе балета.
 «Щелкунчик» — это балет о Рождестве, — говорил Баланчин,  добавляя:  У нас в Петербурге было гениальное Рождество. Ах, как это было гениально! Я был маленький. Для меня Рождество было совершенно исключительной вещью». 
Могу сказать,  что для  меня праздничный сезон  в Нью-Йорке — тоже   удивительная вещь! Приезжайте!   Я вам многое могу показать!

Комментариев нет:

Отправить комментарий