Брайант Парк

Памятник Брайанту в парке
Неведомая сила
Не сбиться с одинокого пути
В пустыне беспредельной научила
Тебя, чтобы спасти.

Схема парка
Это стихи американского поэта  Уильяма   Брайанта  Он родился в Англии,  в 1825 году переехал в  Нью-Йорк и стал  редактором «Evening Post», одной из наиболее уважаемых нью-йоркских газет того времени. Он  был одним из инициаторов создания республиканской партии США. Именем его назван  парк в центре города — ну совсем небольшой парк по нью-йоркским масштабам: один квартал в длину и пару кварталов в ширину. Находится парк в самой середине Манхэттена,  рядом - полно линий метро- так что добраться до парка нет проблем.  Я часто ходила в этот парк в обеденный перерыв-   летом просто погулять, а зимой-  подарки покупать.


 Несмотря на размер, парк этот весьма примечательный как своей историей, так и теми мероприятиями, которые в нем проходят. 
Зимой в парке  работает каток — единственный бесплатный каток в городе. За прокат коньков заплатить, конечно, надо, но если у тебя есть свои коньки, то вперед!  Вокруг катка с конца октября до начала января располагается множество небольших магазинчиков, в которых продается всякая всячина, начиная от елочных украшений и кончая свитерами и шапками. Рядом с катком ставится огромная елка. Если замерз, то можно согреться какао (которое здесь называется hot chocolate) или чаем. Если не устраивают коньки, то можно  просто посидеть в ресторане и посмотреть,  как катаются другие. Это  зимой.


Настоящее веселье начинается,  когда наступает теплая погода. Каток  превращается в большую лужайку,  на которой можно днем можно лежать и  загорать. А вечером на  своих подстилках рассаживаются зрители, чтобы смотреть бесплатное кино.
С апреля начинают работать многочисленные классы. И чего тут только нет! Китайская гимнастика тай чи, йога, пилатес,  фехтование, жонглирование,  современный танец,  японский и испанский языки, вязание, рисование  и ловля рыбы... И, заметим, все классы бесплатны!

В парке проводятся турниры по игре в шары, по пинг-понгу,  шахматам и гольфу.  Работает библиотека под открытым небом: стоят столики и полки с газетами  и книгами — садись и читай. Рядом игротека — тоже,  как и библиотека,  бесплатная: столики, а на них — шахматы, шашки, scrabble (эрудит), домино. Для самых маленьких работает классическая карусель с лошадками и верблюдами, выступают фокусники. Это все днем.
По вечерам в парк  приходят  музыканты и актеры. В мае собираются аккордеонисты со всей Америки на свой ежегодный фестиваль, проводится шекспировский фестиваль  и вечера танцев.

И все это в совсем небольшом парке. Его можно пройти вдоль и поперек ну минут за пять, не больше!  Таким замечательным парк этот был совсем не всегда.
Резервуар на месте парка и библиотеки
В начале девятнадцатого века на этом месте было кладбище. Потом кладбище отсюда перенесли,  и в середине девятнадцатого века  вырыли на этом месте большой резервуар с питьевой водой. Дело в том, что Манхэттен — это остров в океане, и там всегда ощущалась нехватка питьевой воды. Сначала воду в бочках развозили на лошадях, потом   построили  систему акведуков, по которым вода с гор пришла в город.
Для хранения этой воды и построили резервуар  общей площадью четыре акра с массивными стенами  высотой в 15 метров. Стены были такими толстыми, что по их верху проложили пешеходные дорожки - так получился первый парк, в котором очень любил  гулять Эдгар По. Около резервуара разбили городской парк. 
Хрустальный дворец, построенный для ярмарки в Нью-Йорке
В 1853 году на территории парка проводилась  международная промышленная ярмарка. Вот что писал Уолт Уитмен об этой ярмарке:
Муза! Я тебе принесу наше здесь и наше сегодня!
Пар, керосин и газ, великие железные пути!
Трофеи сегодняшних дней: нежный кабель Атлантики,
И Суэцкий канал, и Готтардский туннель, и Бруклинский мост!
Всю землю тебе принесу, как клубок, обмотанную рельсами,
Наш вертящийся шар принесу.

Обзорная башня
В парке  для проведения ярмарки   был выстроен огромный Хрустальный Дворец по образцу и подобию Лондонского Хрустального дворца, построенного тоже для международной ярмарки в Лондоне несколькими годами раньше.   Рядом с Хрустальным  дворцом  тоже для выставки     была построена стометровая  деревянная обзорная башня — самое высокое строение в городе в то время.   На этой башне создатель лифтов Отис показывал один из первых лифтов в истории.


Центральная библиотека
Ярмарка вызвала первый туристический бум в истории Нью-Йорка. Ее посетило около одного миллиона человек!
Лондонский Хрустальный дворец  просуществовал до 1936 года, а Нью-Йоркский сгорел буквально за полчаса через пять лет после постройки. 
В 1884 году парк около резервуара был назван в честь поэта Брайанта,  а в 1899 году резервуар был засыпан, и  на его месте построена  Нью-Йоркская центральная библиотека,  которая ограничивает  парк  с восточной стороны.

 А сам парк сохранился - только уменьшился.   Во времена великой депрессии парк был перестроен, под ним было построено огромное книгохранилище. Для того,  чтобы как-то изолировать небольшой участок зелени от окружающих его шумных улиц,  территория парка была немного приподнята над уровнем улицы и обсажена высоким кустарником.  И это стало ошибкой: в парк пришли не  ищущие уединения и тишины добропорядочные граждане, а проститутки и торговцы наркотиками.     В семидесятые годы двадцатого века парк получил прозвище «Игольный» (Needle park)  и стал весьма опасным местом в городе.
Лет тридцать назад группа бизнесменов создала  корпорацию по восстановлению парка,  и в 1988 году парк закрыли на капитальный ремонт. Один из основателей парка был горячим сторонником «Теории разбитых окон»,  (The broken windows theory), которая   была создана в США криминалистами Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом в 1982 году.

Согласно этой теории, такие мелочи, как разбитые окна или граффити на стенах, имеют решающее значение при распространении преступности.  Почему?  Да потому что люди, видя отсутствие порядка в мелочах, автоматически начинают считать, что останутся безнаказанными, нарушая закон и порядок в любой степени.  По сути, теория «разбитых окон» – это эпидемиологическая теория преступности.
Туалеты в парке
 В результате возникшей  цепной реакции  Брайант парк ревратился  в отстойник  и приличные люди старались обходить его стороной.    Теория   «разбитых окон»  считает, что если изменить среду обитания, то можно повлиять на распространение преступности.  И парк начали менять.

Кафе в парке
Парк был вычищен. Восстановили поврежденные статуи, разбили цветники,  поставили новые фонари. Туалеты, которые были давным-давно заколочены, отремонтировали. Теперь в них стоят живые цветы и играет музыка.  В парке построили два новых ресторана и несколько киосков с чаем-кофе и булочками.   Американские социологи,  работавшие в тесном контакте с парковой корпорацией,  предложили два принципиальных нововведения, которые были успешно реализованы. 

Во первых, приподнятый прежде парк опустили обратно на уровень тротуаров, убрав живую изгородь по краям и  тем самым объединив его с окружающим пространством. Этим создатели парка как-бы пригласили прохожих: заходите!

А во-вторых, вместо привычных всем скамеек в парке поставили стулья.  Ведь стул можно взять и перенести туда, где тебе удобнее сидеть. Хочешь — в тень около киоска с кофе, хочешь — на солнечную лужайку. Для комфортности очень важно иметь выбор, тогда появляется ощущение, что ты имеешь контроль над ситуацией, а не обстоятельства управляют тобой. Сначала в 1991 году купили 400 дешевых  белых пластиковых   стульев, которые весной заполняют магазины по продаже товаров для бэкярдов.  У меня во дворе есть штук десять. Правда, бежевые  и зеленые — белые уж очень пачкаются. 

Стулья имели большой  успех,  и через год их заменили зелеными складными, изготовленными французской компанией «Фермоб»,  которая с конца девятнадцатого века специализируется на изготовлении складной мебели для    французских бистро.


Сейчас в парке около тысячи  стульев. Каждый стул служит два-три года. Если кто-то хочет, то точно такие же стулья можно купить для своего двора долларов по 300, а можно приобрести и те самые, которые в парке стояли, подешевле.
Эти  стулья — не просто стулья. Они  участвуют во различных парковых мероприятиях. В сентябре  2011 года, через десять лет после атаки террористов  на башни-близнецы, на центральной лужайке в память о жертвах теракта  были поставлены 2753 пустых стула. Ровно столько людей погибло.

Три года назад первый раз с большим успехом прошла игра «музыкальные стулья». Число стульев было меньше числа участников, которые кружились вокруг них и, как только музыка останавливалась, должны были сесть на пустой стул.  Игра пользовалась таким успехом, что в последующие годы  для участия в ней надо было зарегистрироваться заранее.

В 2010 году для парка разработаны специальные яркие синие и зеленые  урны в виде тюльпанов. Директор по дизайну парка сказал: «Обычно урны ставят в самый темный угол, чтобы они были мало заметны.  Мы же хотели, чтобы урны обращали на себя внимание и показывали людям, что мы заботимся о чистоте парка».  В парке постоянно работают  одетые в специальную униформу уборщики, и в парке, несмотря на толпы посетителей, всегда чисто. А ведь летом здесь бывает до 20 тысяч человек за день!
Есть у парка и свой сайт - www.bryantpark.org, и свой блог - www.blog.bryantpark.org.  В парке работает  бесплатный wi-fi.

Я могу еще долго-долго рассказывать про этот парк, про выставки, которые в нем проходят, про скульптуры, которые в нем установлены, про кафе и ресторан парка... Но ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.  Приходите, вы не пожалеете!


Комментариев нет:

Отправить комментарий