Visionaries: Creating a Modern Guggenheim - юбилейная выставка в музее Гуггенхайма

В июне  2017 года музей Гуггенхайма, что на 5-ой авеню, отметил свое восьмидесятилетие. Собственно говоря, в 1937 году была  создана организация Solomon R. Guggenheim Foundation.  В 1939    в новом  музее, носящем название  "Музей нефигуративной живописи"  ( Museum of Non-Objective Painting)  была открыта первая выставка. Выставка эта располагалась в бывшем магазине автомобилей на 54 улице в Манхеттен.


Хилла и Соломон Гуггенхайм
Директором музея тогда была Хилла фон  Ребэй, художница-абстракционистка. 


Соломон  Гуггенхайм,  которому в то время было уже  74 года,  очень ценил Хиллу за отличный вкус при подборе работ современных художников.   Хилла, которую многие тогда называли Баронесса (The Baroness), обладала не только безошибочным чутьем в области  живописи, но еще и большими способностями в самопродвижении - именно по ее настоянию в первой же  выставке ее работы были представлены рядом с полотнами таких художников как Леже и Кандинский.  

 Именно из-за ее характера члены  семьи Гуггенхаймов называли Хиллу  "the B",  и это точно было не сокращение от слова "Баронесса".  

 Здание музея, которое сейчас носит имя его основателя Соломона Гуггенхайма, было построено знаменитым архитектором   Френком Райтом ( Frank Lloyd Wright) относительно недавно-   первые посетители вошли в его двери в октябре  1959 года. Я подробно писала про историю музея и про семейство Гуггенхаймов в одном из моих постов

В основе музея лежит  не только коллекция самого Соломона   Гуггенхайма, но и   работы импрессионистов  из коллекций Джастина К. Таннхаузера, немецкие  экспрессионисты из собрания картин  Карла Нерендорфа, коллекция авангардной живописи художницы Кэтрин Дрейер,   а также  собрание картин и скульптур его племянницы Пегги Гуггенхайм.

Выставка, которая сейчас в   Гуггенхайма заканчивает свою  работу,   и посвященная 80-летию музея,  называется  «Провидцы: создавая музей» ("Visionaries: Creating a Modern Guggenheim").   Именно  имена, перечисленные выше,  упоминаются в описании выставки. Из всего огромного собрания музея  для выставки было отобрано 170 полотен - и все шедевры!
Работы Василия Кандинского составляют ядро музейной коллекции. Самая первая его картина была приобретена Гуггенхаймом в 1929 году,  а сейчас   в музее больше 150 работ этого замечательного художника, которые находятся в отдельном зале. И конечно,   на проходящей в музее выставке есть несколько полотен Кандинского.  

 Так как  все почти все произведения, участвующие в экспозиции, развешены на стене  пандуса, медленно идущего вверх, к  стеклянной   крыше на уровне шестого этажа, то выставка эта, как впрочем и все выставки в музее Гуггенхайма, имеет четко выраженные начало и конец.   Начало в самом низу - это действительно начало - там расположены самые старые работы.   

Justin K. Thannhauser
 Жюстин  Таннхаузер  (Justin K. Thannhauser ), сын  владельца галереи в Мюнхене и сам позднее владелец нескольких выставочных залов,  после смерти своей жены и двух сыновей подарил музею Гуггенхайма тридцать работ Пикассо, с которым он дружил многие десятилетия.  Именно от Таннхаузера музей получил в дар  самую старую картину в своей коллекции  - работу Камиля Писсаро, "Les côteaux de lHermitage, Pontoise", 1867.   Картины  Моне, Мане, Сезанна, Гогена, Ренуара  попали в музей Гуггенхайма тоже благодаря Таннхаузеру.
Karl Nierendorf
 Карл Нирендорф (Karl Nierendorf) до первой мировой войны работал в банке, но потом занялся продажей картин и стал владельцем весьма престижных галерей в Германии- сначала в Кельне, потом в Дюссельдорфе и затем в Берлине. В основном он собирал акварели  и рисунки экспрессионистов. Однако времена менялись, Гитлер пришел к власти,  и в 1937 году Карл переехал в Нью-Йорк и открыл свою галерею на 53 улице, как раз напротив того места, где сейчас стоит музей современного искусства.  Именно тогда он познакомился с Хиллой, и точкой их соприкосновения  послужило ими обоими очень любимое творчество Кандинского. Карл  скоропостижно скончался от инфаркта совсем молодым, в 1947 году, не оставив завещания.   И всю его коллекцию купил Гуггенхайм .
 Кэтрин Дрейер (Katherine Sophie Dreier) происходила из Бруклинской семьи немецких иммигрантов. Она  закончила институт Пратта и участвовала в знаменитой Первой    Международной  выставке современного искусства, которая  проходила в  1913 году  в здании Арсенала (Armory Show).   В 1920   Кэтрин вместе с Марселем Дюшаном и Маном Рэйем основали новое художественное общество, которое было названо Анонимным (Societe Anonyme – SA).   за три десятилетий существования общества было организовано около 80 выставок. В результате своих многочисленных   поездок  по  Европе  Кэтрин собрала отличную коллекцию работ современных художников. В 1926 году более 300 работ из этой коллекции были выставлены в Бруклинском музее. 
 После смерти Кандинского  Гуггенхайм купил все его картины из коллекции Кэтрин.  А  остальные предметы из коллекции стали частью   Музея Современного Искусства и музея Гуггенхайма. 

Пегги у себя в саду
Последней в этом списке, состоящем из четырех имен, стоит имя Пегги Гуггенхайм (Peggy Guggenheim), племянницы Соломона.  Отец Пегги, брат Соломона,  утонул на Титанике.  Тридцать лет своей жизни  Пегги Гуггенхайм провела в Венеции. Она в 1949  приобрела недостроенное палаццо Веньер деи Леон XVIII века на Гранд канале и устроила в нем салон, вскоре разросшийся в музей современного искусства. Сама Пегги оставалась в Венеции до самой своей смерти в 1979 г.оду  и похоронена там же,  в саду.
Пегги Гуггенхайм
 Я писала подробно о Пегги в своем рассказе про семейство Гуггенхаймов. На выставке "Visionaries: Creating a Modern Guggenheim"      представлена 21 работа из венецианской коллекции Пегги.   Из-за этого разгорелся скандал.
Наследники Пегги Гуггенхайм  утверждали, что  выставка   в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке   нарушает условия, на которых коллекция была подарена фонду Гуггенхайма.

Наследники считали, что Пегги возражала против того, чтобы работы из коллекции покидали Венецию в период с апреля по ноябрь, когда в город приезжает основная масса туристов. Как считал праправнук Пегги Синдбад Румни-Гуггенхайм, тот факт, что многие из главных работ коллекции будут представлены в Нью-Йорке во время проведения Венецианской бьеннале, «нанесет ущерб любому туристу, который посетит коллекцию Пегги Гуггенхайм».  
Наследники Пегги проиграли, и выставка в Нью-Йорке успешно работает, и у вас осталась неделя, чтобы ее посетить! 














Комментариев нет:

Отправить комментарий