пятница, 14 октября 2016 г.

Гуггенхаймы

Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке
В  Америке есть много знаменитых  семейств,  и семья Гуггенхаймов - одна из них.   Основатель семьи  Мейер Гугенхайм  эмигрировал в Америку в 1847 году в возрасте 19 лет из небольшого местечка в Швейцарии.  Он поселился в Филадельфии и женился на девушке, с которой он познакомился на том самом корабле, на котором приплыл в Нью-Йорк. Мейер создал свою династию с нуля, как и много других успешных иммигрантов.
Сначала он занимался мелким предпринимательством и торговлей вразнос.

Соломон Гуггенхайм

У  Мейера   было семь сыновей,  и он всем дал отличное европейское образование.  В 1881 г. Мейер основал фирму «Сыновья М. Гуггенхайма», которая разрабатывала серебряные, свинцовые и медные копи и строила плавильни на западе США.

Самым знаменитым из его сыновей стал Соломон Гуггенхайм. Но о нем  -  немного позже, а  сначала хочу рассказать о  его младшем брате,  Бенджамине  Гуггенхайме.  


Кадр из фильма "Титаник"
 Те, кто  смотрел кинофильм "Титаник", конечно запомнили  Бенджамина. Он плыл на корабле вместе со своей любовницей-  французской певицей  Леонтин Обер, лакеем, шофером и  служанкой певицы.   Гугенхайм и его слуга благополучно проспали само столкновение и были разбужены  одним из матросов. Гугенхайма заставили натянуть   свитер,  и на всех, несмотря на их протесты,  нацепили спасательные жилеты и  отправили на верхнюю палубу. 

 Певица и ее служанка  сели в   шлюпку, куда сажали всех женщин. Гугенхайм,   оценив обстановку,  понял что дело совсем плохо. Тогда он и его слуга вернулись к себе в каюту и  переоделись в самую свою лучшую одежду .  

Те, кто  спасся, потом вспоминали что последние слова, которые они от Гуггенхайма слышали,  были:  " Мы одеты и готовы пойти ко дну как джентльмены".   И еще он оставил записку:  "Если со мной что-нибудь случится, передайте соей жене что, я сделал все возможное, чтобы исполнить  свой   долг" . Последний раз Гугенхайма и его слугу видели  в смокингах, сидевшими в креслах с бренди и сигарами в руках.  Тела их  так и не  нашли.
Хильда (автопортрет)

 Однако вернусь к Соломону.  После обучения  в Цюрихе Соломон вернулся в Америку и стал  помогать отцу в семейном бизнесе. В 1895 году  он женился на Ирен Ротшильд из не менее известного и богатого семейства Ротшильдов.  Именно в это время началось его увлечение искусством.   Сначала его интересовали  в основном старые классические полотна, однако в 1925 году Соломон познакомился  с молодой   художницей   Хильдой   фон Рибей (Baroness Hildegard Anna Augusta Elisabeth Rebay von Ehrenwiesen). 


Хильда, дочь  прусского генерала-аристократа, приехала в 1917 году в Берлин из Цюриха, где она изучала искусство. Гуляя по художественным галереям,  она  повстречалась с  Рудольфом Бауэром,  немецким художником, одним  из основоположников абстрактного искусства.   Завязался бурный роман. В сентябре 1930 года  Бауэр   создал  новый художественный салон в Берлине, названный  "Империя Духа". Салон этот задуман  был как "храм необъектности,"   где будут собираться богатые покупатели, чтобы приобретать работы для своих коллекций. В основном там были работы самого Бауэра и Кандинского.

Семья Гуггенхаймов, Кандинский и Хильда
 Хильда, вдохновленная «Империей Духа»  Бауэра, сумела заинтересовать абстрактной живописью Соломона Гуггенхайма. В 1927 году Хильда переезжает в Нью-Йорк и становится главной советчицей Соломона при покупке произведений искусства.   В тридцатых годах Гуггенхайм с подачи  Хильды приобрёл более трехсот работ Бауэра  для своей коллекции.
В 1930 году  Хильда привела  Гуггенхайма  в галерею Василия  Кандинского.   До поездки туда  Хильда написала Кандинскому:  "Мистер Гуггенхайм знаком с работами  Леже, Браке. Шагала.  Всего год назад  он ничего об абстрактном   искусстве не знал. В Нью-Йорке сложно найти  хорошие работы художников- абстракционистов". Гуггенхайму очень понравился Кандинский...   В результате в коллекции музея Гуггенхайма сейчас более 150 работ этого художника.

 Сначала картины из  коллекции  Гуггенхайма были развешаны  в частных апартаментах Соломона, расположенных в отеле "Плаза",  который стоит   на площади  около юго-восточного входа в Центральный парк. В мае 1939 года Соломон Гуггенхайм открыл свой музей в помещении, которое раньше использовалось для продажи автомобилей. Музей  назывался " Museum of Non-Objective Painting". Соломон тогда был уже совсем не молод, ему было  78 лет....

Пегги Гуггенхайм
Теперь я немного  отвлекусь от Соломона и вспомню про его брата Бенджамена, который погиб на Титанике.   На Титанике он плыл с любовницей, а на земле у него осталась жена и  три дочери- Розалинда, Пегги и Бабара.  Когда Титаник утонул в 1912 году, Пегги было всего 14 лет. В возрасте 21 года Пегги переехала в Париж  и там,  независимо от своего дяди, увлеклась, работами современных художников.  У Пегги  был девиз:  "одна картина в день". Она покупала  картины дешево, часто минуя посредников и галереи. 

К этому времени коллекция Гугенхайма сильно разрослась. Соломон вместе с Хильдой стали думать  о создании постоянного дома для своих сокровищ. 
"Дом у водопада" Фрэнка Райта
 И тут на сцене появляется еще одно знаменитое лицо  -  архитектор Фрэнк Ллойд Райт.  К тому времени, как архитектор стал работать на проектом музея,  ему    было  уже под семьдесят,  и он был весьма знаменит. Райт  не только практик,  но и теоретик архитектуры.  Это ему   принадлежит  идея  непрерывности архитектурного пространства  и принцип органичной архитектуры.


  Рассказ об этом архитекторе  заслуживает не одного поста, а многих... Я здесь только приведу пару его высказываний, которые мне очень нравятся. "Должно быть столько же стилей домов, сколько существует разных людей. (...)Хорошее здание не нарушает пейзаж, оно делает пейзаж более красивым, чем было до того, как это здание было построено (...) Главное искусство – это архитектура. Без собственной архитектуры нет души у нашей цивилизации". К сожалению,   Райт строил  свои дома  преимущественно в сельской местности,  и в Нью-Йорке нет его домов, за исключением музея Гуггенхайма.  

Комната Райте в Метрополитен-музее
Но в Метрополитен-музее  есть образец работы Райта. Эта летняя комната в доме, который Райт спроектировал  в самом начале 20-го века для своего приятеля- юриста, жившего в небольшом городке Пеория, штат  Миннесота.  Наследники не смогли сохранить дом, и часть его купил Метрополитен-  музей.  



 У Хильды фон Рибей было свое видение  нового музея.   Хильда писала архитектору : "Все шедевры должны быть организованы в пространстве, и только вы  можете это сделать.   Создайте для нас святилище духа -  "temple of the spirit",  монумент!"
  В то время было только два типа музеев - это или здание-дворец в стиле Beaux-arts, ну как например музей Метрополитен, или сугубо  функциональный выставочный павильон в так называемом интернациональном стиле ( International Style).
 Два года  - 1943 и 1944  Райт работал над проектом музея , нарисовав множество набросков, а  тем временем  Хильда и Соломон искали для него место. 

Им предложили участок в Бронксе на берегу Гудзона, но Гуггенхайм хотел построить  музей своей мечты  ближе к другим музеям, и место  напортив Центрального  парка, в нескольких блоках от Метрополитен -музея удовлетворяло всем его требованиям. Архитектору   выбор не понравился - Райт не любил город. Но он подчинился требованию заказчика. 


Райт считал, что картины должны в музее смотреться как на мольберте в мастерской художника.
 Он сделал перетекающие одно в другое странной формы пространства, нанизанные  на огромной высоты атриум. Через стеклянный купол над атриумом  свободно приникающий дневной свет должен освещать  все пространство.  



 Предполагалось, что  посетители будут  на лифте подниматься  на последний, четвертый этаж и оттуда по наклонному пандусу  спускаться вниз, обходя отходящие в разные стороны выставочные  залы.   В здании практически нет традиционных прямоугольных форм- оно представляет собой многочисленные  пространственные комбинации треугольников, овалов, полукруглых арок. 


Творение Райта настолько опередило время, что у многих, даже у знатоков, оно вызвало активное неприятие.  Некоторые художники считали, что не должно быть у музея такого  мощного  художественного  воздействия на зрителя, которое может  заслонить сами произведения искусства.   Еще до открытия музея  художники написали петицию, в которой протестовали, чтобы их работы выставлялись в этом музее.  Газета  New York Daily Mirror  писала "Здание это должно быть помещено в музей, чтобы   люди могли потом посмотреть, каким сумасшедшим был 20 век" .



"Нет- вы совсем неправы, - писал Райт, - я хочу сделать и здание и картины одним непрерывающимся художественным объектом, в некотором роде симфонией в мире искусства, которой не существовало до сих пор."
 Десять лет спустя, в октябре 1959 года,  музей, наконец,  открыл свои двери.  Уже не было в живых ни его создателя Соломона Гуггенхайма, ни его строителя архитектора Райта .



В 1992 году  выставочное пространство были сильно расширено-  к музею добавилась прямоугольная башня, стоящая рядом.   У Райта в первоначальных набросках существовал проект десятиэтажной башни рядом с музеем, но тогда это не было осуществлено. Для того, чтобы найти 47 миллионов долларов на реставрацию и новое строительство, музею  пришлось продать  несколько работ  Кандинского, Шагала и Модильяни из своей коллекции.

 Расскажу теперь немного про  племянницу Гуггенхайма, Пегги,  дочку того самого   Бенджамена Гуггенхайма, который утонул на Титанике.  В январе 1938 года Пегги   открыла галерею современного искусства в Лондоне. Когда началась Вторая мировая война,   Пегги уехала в Нью-Йорк.  Ей также удалось вывезти из уже оккупированного Парижа свою коллекцию в больших ящиках  под видом мебели. Пегги сняла большой дом и стала устраивать  вечеринки, собирая у себя общество европейских изгнанников, а таких было много. Сент-Экзюпери писал в Нью-Йорке "Маленького принца",  в  1942 году большую выставку «Художники в изгнании» организовал в своей галерее   сын Анри Матисса, давно проживавший в Нью-Йорке.   Леже читал лекции по современному искусству в Йельском университете.


Пегги Гуггенхайм
 В 1943 году Пегги открыла свою собственную галерею современного искусства , «Искусство этого века»  (The Art of This Century),  на 7 этаже  в доме 30 на West 57th. Вскоре  Пегги стала влиятельной фигурой  на американской художественной сцене.  Из европейских художников в ее галерее были представлены работы Кандинского,   Миро, Браку, Пикассо, Леже . Всего за четыре с половиной года существования галереи было организовано 53 выставки, на которых были представлены работы 103 авторов.   По окончании войны  Пегги   вернулась в Европу и поселилась в Венеции.   Коллекцию  свою в Италию  она привезла в 1949 году за счет итальянского правительства для участия в  Венецианской биеннале. Помогла чистая случайность -  Греция не смога участвовать из-за гражданской войны и ее павильон оказался свободным. 
Музей Гуггенхайма в Венеции


По окончании биеннале  Пегги разместила коллекцию в том же доме, где жила,  а жила она в огромном дворце восемнадцатого века с окнами на канал.   Под конец своей жизни Пегги передала картины фонду Гуггенхайма, основанному еще до войны  своим дядей Соломоном.


Музей Гуггенхайма в Бильбао
Именно фонд Соломона Гуггенхайма построил еще один музей Гуггенхайма- на этот раз в Бильбао, Испания.  Здание этого музея считается одним из шедевров современной архитектуры - его строил архитектор Фрэнк Гери. В Нью-Йорке есть только одно ( пока) здание, построенное Гери- это странной,   немного витой,  формы жилой небоскреб  совсем рядом с Бруклинским  мостом.


В  2001 году  фонд открыл два музея в Лас- Вегасе. В одном из них были  картины из коллекции фонда, а в другом- под названием   Guggenheim Hermitage Museum  - работы из Эрмитажа в Санкт-Питербурге.  Оба эти музея просуществовали совсем недолго и закрылись   - первый  в 2003, а тот, который Эрмитаж - в 2008 году. 
Сейчас  фонд  Гуггенхайма планирует строительство еще одного музея- теперь уже в Арабских Эмиратах.  Архитектор- тот же Фрэнк Гери.
А музей  Гуггенхайма а в Нью-Йорке, хоть и построенный давно, не теряет своей популярности, хотя стоимость билета весьма высока - 25 долларов. Есть там и часы, когда плата по желанию,  и можно купить  билет за один доллар-   но очереди длинные.... Я в этот музей хожу только тогда, когда там что-нибудь интересное появляется...

  Совсем недавно - в середине сентября-  прочитала, что  итальянский художник  Maurizio Cattelan  заменил в одном из туалетов на четвертом этаже музея обычный фаянсовый унитаз  на его золотую копию . И называется этот его проект  "Америка".  Нет, пожалуй  я на этот унитаз  смотреть не пойду...

Комментариев нет:

Отправить комментарий