пятница, 23 февраля 2018 г.

Серебряные Цезари: Тайна ренессанса в Метрополитен-музее

На первом этаже Метрополитен-музея, в крыле Роберта Лимана проходит  до  11 марта  совсем небольшая выставка с интригующим названием    Серебряные Цезари: Тайна ренессанса  (The Silver Caesars: A Renaissance Mystery). Я бы никогда на эту выставку  и не попала бы, если бы не мое желание сделать дополнительные   фотографии  потрясающего наследия Лимана, про которое я собиралась писать в русской версии своего блога. В результате фотографии я сделала, но про Лимана напишу как-нибудь в другой раз, так как это все-таки постоянная экспозиция в музее, а выставка "Серебряные Цезари"   через месяц закроется.

 На этой выставке представлены двенадцать   серебряных, позолоченных скульптур, каждая из которых стоит  на  блюде.   Эти скульптуры  вместе с блюдами называются чашами  Альдобрандини, и   каждая из них изображает одного из двенадцати цезарей.    В самом начале нашей эры во  времена расцвета Римской Империи Гай Свето́ний Транкви́лл (  Gaius Suetonius Tranquillu) написал книгу на латыни  под названием " Жизнь двенадцати цезарей" (De vita Caesarum) .

Был Светоний  личным секретарем императора  Адриана, но вместо того, чтобы описывать военные походы и реформы, Светоний   написал биографии двенадцати императоров , и даже  не парадные биографии с перечнем побед,  а скорее картинки из их жизни, с описанием  их внешности  и привычек, с их высказываниями  и деталями личной жизни.   Вот например как он описывает Юлия Цезаря, с биографии которого начинается первый том: " За своим телом он ухаживал слишком даже тщательно, и не только стриг и брил, но и выщипывал волосы, и этим его многие попрекали. Безобразившая его лысина была ему несносна, так как часто навлекала насмешки недоброжелателей. Поэтому он обычно зачесывал поредевшие волосы с темени на лоб; поэтому же он с наибольшим удовольствием принял и воспользовался правом постоянно носить лавровый венок".

Кроме Юлия Цезаря, Светоний рассказывает еще об  одиннадцати  императорах.  Вот их имена:   Август, Тиберий, Гай Калигула, Клавдий, Нерон, Гальба, Отон,  Вителлий, Веспасиан,  Домициан и Тит. Некоторые имена я, конечно знала и раньше- Юлий Цезарь, Нерон, Калигула...Про некоторых я вообще первый раз прочитала, когда стала про эту  выставку писать- так что вы, мои читатели, не переживайте, если вам  многие имена мало что говорят.
    
Сохранились все восемь томов с биографиями  цезарей -  то есть конечно сохранилась не сама рукопись, а ее  переписанные варианты. Древнейшая сохранившаяся рукопись "Жизни двенадцати цезарей"  относится к IX веку.    В  конце 16 века ( предположительно) этот грандиозный труд Светония и лег в основу создания  тех двенадцати чаш, которые выставлены в Метрополитен-музее.   В середине  каждого блюда - статуя императора, а на самом блюде, разделенном на четыре части, изображены его деяния.
 Называется это все   Aldobrandini Tazze - чаши  Альдобрандини, по имени благородного Флорентийского семейства, владевшего ими.     Считается, что эти чаши были сделаны по заказу кого-то из членов Гасбургской династиив конце 16 века, а  первым  официально известным владельцем  этих чаш был   кардинал  Pietro Aldobrandini.  

А вот имя автора- предположительно голландца- навеки потерялось. После этого почти на  три столетия следы эти  чаш оказываются затеряны в веках и странах.   Современная история этого потрясающей красоты  набора  чаш начинается в 1826 году,   когда  он как будто из н пустоты появляется у  одного из лондонских дилеров по торговле антиквариатом.  Тогда считалось, что автор  этого набора -   знаменитый  Бенвенутто Челлини, и именно тогда  чаши  было позолочены- в первоначальном варианте золота там не было- чаши были серебряные.  В 1826 году  был  последний раз,  когда этот набор видели вместе - потом чаши были распроданы по отдельности различным коллекционерам .    В конце девятнадцатого века пятью чашами владели Ротшильды,  у американского издателя Херста была одна чаша, еще одна была у Моргана.  


Интересно отметить,   что каждая чаша- это не единое целое,  фигурка Цезаря отделяется от блюда,  поэтому  сами статуи и блюда перепутались- ведь на блюде нет надписи, деяния какого цезаря там изображены.
 Даже такой   таком уважаемый   музей,  как музей Виктории и Альберта в Лондоне  все время  экспонировал   чашу  со статуэткой Домициана, приделанной к блюду , изображавшему подвиги  Тибериуса.

 И вот сейчас в Метрополитен музея все встало на свои места- историческая справедливость - впервые за  сто с лишним  лет-  восстановлена.  

Организаторы выставки проделали огромную работу и  пересобрали  все 12 чаш, как головоломку и временно прикрепили фигурки к блюдам. Когда выставка в Нью-Йорке будет закончена, она переедет в Лондон. А вот после этого   все будет опять перепутано и тем коллекционерам, которые предоставили для это выставки свои чаши,   цезари вернутся на свои места, несмотря на то, что подставки для них неправильные... 

Комментариев нет:

Отправить комментарий