пятница, 10 августа 2018 г.

Wake (Times Square)

Каждое лето на улицах Нью-Йорка появляются скульптуры- однодневки, точнее однолетки. Одни стоят пару месяцев, другие все лето, а некоторые приживаются и из временных превращаются в постоянные.  Одни интересны   и даже красивы , другие    нелепы    - конечно, с моей точки зрения.   А есть и такие, про которые сначала прочитать надо, чтобы вообще понять, про что это...  Вот именно такую - про которую прочитать интересно-   композицию установили несколько дней назад в самом туристическом месте Нью-Йорка, на Таймс сквер. 


 Когда я проходила там около месяца  назад, мне показалось, что устанавливают скелет какого-то огромного зверя.  Потом через несколько дней появилась деревянная -тоже огромная- кукла.  И на прошлой  неделе  весь монтаж был закончен.  Выглядело это сооружение настолько странно, что я, вдоволь пофотографировав, полезла в интернет  узнать, что же  это все-таки такое появилось на самой знаменитой и самой посещаемой туристами площади Нью-Йорка.


Композиция эта называется  Wake. Основной перевод это слова  - будить, просыпаться. Если это существительное- то  можно перевести как бодрствование, но  еще есть одно значение, про которое я и не знала. Это - кильватер. Я не могу  точно сказать, что автор имел ввиду когда  делал эту композицию,  на которой изображен  скелет ( остов?) корабля, и впереди на носу, женская фигура.
MYRRHA P.I.A. в Брайант Парке

Автор этой композиции американский скульптор  Мел Чин. Он родился в Техасе в 1951 году и  в 1983 перебрался в Нью-Йорк.  Первой  заметной его работой была   скульптура 1983 года, которую он назвал MYRRHA P.I.A.  
 Начало восьмидесятых годов прошлого века было очень тяжелым периодом для Нью-Йорка. И Брайант парк, который пригласил скульптора на работу, был в плачевном виде- там в основном обитали наркоманы. Для  того, чтобы  как-то привлечь жителей Нью-Йорка ( не наркоманов)   к парку,  пригласили Чина, который работал над своей огромной композицией   прямо на парковой  лужайке - он в то лето был  Artist-in-Residence.    Аббревиатура P.I.A.   в названии скульптуры  означает   Post Industrial Age, а  Myrrha- это Мирра, дочь царя Кипра.

Мирра соблазнила своего отца, потом сбежала, и была превращена в дерево и потом уж  в виде дерева  родила Адониса.  Мирровые деревья   растут на северо-востоке Африки, на Аравийском полуострове и внешним видом растение напоминают  маленький кедр,  только цветет мирра    кроваво-красными цветками.     Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» помещает падшую Мирру в восьмой круг ада.  Мел Чин использовал гравюру Доре к Божественной комедии - во всяком случае, так он утверждал.  Наверное, какой-то из этих адовых кругов ему в то время Нью-Йорк напоминал.  
USS Nightingale

И в этот раз за композицией на Таймс сквер стоит интересная история.   Огромная деревянная фигура женщины скопирована с деревянной  фигуры на носу американского парусника   USS Nightingale.  Парусник этот был построен  в 1851 году для того, чтобы перевозить участников   Лондонской всемирной ярмарки ,  потом он  перевозил чай, потом рабов. Назвали его так- "Соловей" - в честь  известной шведской певицы Дженни Линд.  Маленькая, худенькая, не выдающейся внешности, но когда она пела, публика замирала и застывала от восторга.

Петь в опере она начала с десятилетнего возраста, а в 17 лет уже была солисткой Шведской королевской оперы.   Среди ее поклонников были   Шопен.  Мендельсон  был влюблен в нее и посвятил ей свою оперу "Лорелея".
 Ганс Христиан Андерсен  посвящал ей стихи и ее пением вдохновился на создание трех сказок – «Гадкий утенок», «Ангел» и «Соловей», после чего Дженни и стали звать «шведским соловьем». «Снежная королева» тоже посвящена ей.

 В 1850 году Линд приехала  в Америку по приглашению шоумена Барнума.  Сейчас для многих имя  Барнум ассоциируется с только цирком, и до совсем недавнего выхода фильма  «Величайший шоумен»  (The Greatest Showman )  мало кто знал и про него, и про Линд.  В прошлое рождество  витрины  магазина    Bloomingdale's  были посвящены тогда  только что вышедшему на экраны  фильму  и я в своем  посте рассказывала про Барнума.

Дженни   дала  почти сто концертов для  Барнума, а затем продолжала гастролировать самостоятельно.  В Америке она имела сногсшибательный успех.  Она получила большую  сумму денег за эти концерты, а Барнум на ней заработал почти полмиллиона, и эnо в середине 19 века, когда   бригадный генерал получал 11 долларов в день, кольт  стоит 25 долларов  килограмм кое стоит 50 центов, а килограмм мяса- 7 центов...

Дженни была звездой, и  открыл  эту звезду для Америки   Барнум. Так что ничего удивительного нет в том, что   парусник назвали в ее честь.  Парусник этот позже участвовал в гражданской войне, потом был  флагманским  судном  в экспедиции    по прокладке  подводного кабеля через Беренгов пролив  и исследовал Аляску и  Сибирь.    Последним портом приписки корабля был   городок Крагерё в Норвегии, где был корабль ремонтировали.

 В 1898  году парусник бесследно исчез в водах  северной Атлантики.  А вот деревянная фигура не пропала, ее сняли во время ремонта  в 1885 году , и  назад на корабль она установлена не была. Где она была до конца 20-го века,   неизвестно. Известно только то, что  в 1993 году деревянная женщина оказалась в руках  бывшего учителя английского языка , шведского коллекционера  по фамилии Карл Шфарцког( Svärdskog). Карл купил эту фигуру  у какого-то старьевщика, который уверял что деревяшка послужит отличным огородным пугалом.

 Карл  потратил 15 лет, чтобы узнать  историю деревянной женщины.   Все, что он узнал, коллекционер изложил в своей книге    "Jenny Lind and the Clipper Nightingale Figurehead".   В 2008 году  деревянная Дженни была продана на аукционе Sotheby’s .
 Если сравнить ту Дженни, что была на носу парусника, и ту, что стоит сейчас на Таймс Сквер, то видишь, что они очень и очень похожи.  Трудно сказать, что подтолкнуло скульптора к созданию этой  композиции... Но интересно отметить, что деревянная Дженни- только видимая часть всего замысла.  К ней еще прилагается виртуальная часть под названием   Unmoored( непричаленный?) , а именно виртуальная реальность, которую можно увидеть только на своем смартфоне, если загрузишь соответствующее приложение.  Приложение я загрузила, но открывать его нужно не лежа на диване, а стоя на Таймс Сквер...Попробую как-нибудь потом.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий