Когда я проходила там около месяца назад, мне показалось, что устанавливают скелет какого-то огромного зверя. Потом через несколько дней появилась деревянная -тоже огромная- кукла. И на прошлой неделе весь монтаж был закончен. Выглядело это сооружение настолько странно, что я, вдоволь пофотографировав, полезла в интернет узнать, что же это все-таки такое появилось на самой знаменитой и самой посещаемой туристами площади Нью-Йорка.
MYRRHA P.I.A. в Брайант Парке |
Автор этой композиции американский скульптор Мел Чин. Он родился в Техасе в 1951 году и в 1983 перебрался в Нью-Йорк. Первой заметной его работой была скульптура 1983 года, которую он назвал MYRRHA P.I.A.
Начало восьмидесятых годов прошлого века было очень тяжелым периодом для Нью-Йорка. И Брайант парк, который пригласил скульптора на работу, был в плачевном виде- там в основном обитали наркоманы. Для того, чтобы как-то привлечь жителей Нью-Йорка ( не наркоманов) к парку, пригласили Чина, который работал над своей огромной композицией прямо на парковой лужайке - он в то лето был Artist-in-Residence. Аббревиатура P.I.A. в названии скульптуры означает Post Industrial Age, а Myrrha- это Мирра, дочь царя Кипра.
Мирра соблазнила своего отца, потом сбежала, и была превращена в дерево и потом уж в виде дерева родила Адониса. Мирровые деревья растут на северо-востоке Африки, на Аравийском полуострове и внешним видом растение напоминают маленький кедр, только цветет мирра кроваво-красными цветками. Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» помещает падшую Мирру в восьмой круг ада. Мел Чин использовал гравюру Доре к Божественной комедии - во всяком случае, так он утверждал. Наверное, какой-то из этих адовых кругов ему в то время Нью-Йорк напоминал.
USS Nightingale |
И в этот раз за композицией на Таймс сквер стоит интересная история. Огромная деревянная фигура женщины скопирована с деревянной фигуры на носу американского парусника USS Nightingale. Парусник этот был построен в 1851 году для того, чтобы перевозить участников Лондонской всемирной ярмарки , потом он перевозил чай, потом рабов. Назвали его так- "Соловей" - в честь известной шведской певицы Дженни Линд. Маленькая, худенькая, не выдающейся внешности, но когда она пела, публика замирала и застывала от восторга.
Петь в опере она начала с десятилетнего возраста, а в 17 лет уже была солисткой Шведской королевской оперы. Среди ее поклонников были Шопен. Мендельсон был влюблен в нее и посвятил ей свою оперу "Лорелея".
Ганс Христиан Андерсен посвящал ей стихи и ее пением вдохновился на создание трех сказок – «Гадкий утенок», «Ангел» и «Соловей», после чего Дженни и стали звать «шведским соловьем». «Снежная королева» тоже посвящена ей.
В 1850 году Линд приехала в Америку по приглашению шоумена Барнума. Сейчас для многих имя Барнум ассоциируется с только цирком, и до совсем недавнего выхода фильма «Величайший шоумен» (The Greatest Showman ) мало кто знал и про него, и про Линд. В прошлое рождество витрины магазина Bloomingdale's были посвящены тогда только что вышедшему на экраны фильму и я в своем посте рассказывала про Барнума.
Дженни дала почти сто концертов для Барнума, а затем продолжала гастролировать самостоятельно. В Америке она имела сногсшибательный успех. Она получила большую сумму денег за эти концерты, а Барнум на ней заработал почти полмиллиона, и эnо в середине 19 века, когда бригадный генерал получал 11 долларов в день, кольт стоит 25 долларов килограмм кое стоит 50 центов, а килограмм мяса- 7 центов...
Дженни была звездой, и открыл эту звезду для Америки Барнум. Так что ничего удивительного нет в том, что парусник назвали в ее честь. Парусник этот позже участвовал в гражданской войне, потом был флагманским судном в экспедиции по прокладке подводного кабеля через Беренгов пролив и исследовал Аляску и Сибирь. Последним портом приписки корабля был городок Крагерё в Норвегии, где был корабль ремонтировали.
В 1898 году парусник бесследно исчез в водах северной Атлантики. А вот деревянная фигура не пропала, ее сняли во время ремонта в 1885 году , и назад на корабль она установлена не была. Где она была до конца 20-го века, неизвестно. Известно только то, что в 1993 году деревянная женщина оказалась в руках бывшего учителя английского языка , шведского коллекционера по фамилии Карл Шфарцког( Svärdskog). Карл купил эту фигуру у какого-то старьевщика, который уверял что деревяшка послужит отличным огородным пугалом.
Карл потратил 15 лет, чтобы узнать историю деревянной женщины. Все, что он узнал, коллекционер изложил в своей книге "Jenny Lind and the Clipper Nightingale Figurehead". В 2008 году деревянная Дженни была продана на аукционе Sotheby’s .
Если сравнить ту Дженни, что была на носу парусника, и ту, что стоит сейчас на Таймс Сквер, то видишь, что они очень и очень похожи. Трудно сказать, что подтолкнуло скульптора к созданию этой композиции... Но интересно отметить, что деревянная Дженни- только видимая часть всего замысла. К ней еще прилагается виртуальная часть под названием Unmoored( непричаленный?) , а именно виртуальная реальность, которую можно увидеть только на своем смартфоне, если загрузишь соответствующее приложение. Приложение я загрузила, но открывать его нужно не лежа на диване, а стоя на Таймс Сквер...Попробую как-нибудь потом.
bsu blackboard
ОтветитьУдалитьstlcc blackboard
gmu blackboard
utsa blackboard
occ blackboard
uq blackboard