Выставка в Метрополитен-музее «Кэмп: заметки о моде»

Каждый год весной в Метрополитен-музее проходит выставка одежды, которую  организует  Институт костюма. Сначала, как правило в начале мая, устраивается бал, а потом открывается выставка.  Первый раз такой бал состоялся более полувека назад, в 1948 году.  На него собираются самые знаменитые лица из мира моды, кино, музыки. Костюмы для этого бала шьют специально, и все модные журналы показывают на обложке голливудских див в обалденных нарядах. У каждой выставки есть своя тема.   В прошлом году называлась она Heavenly Bodies: Fashion and the Catholic Imagination,  и я на этой выставке была аж три раза- так она мне понравилась! Я про нее вот здесь писала 

Когда в начале этого года я прочитала название будущей выставки «Camp: Notes on Fashion” , я подумала: "Интересно… как это штормовки и спальники в нечто модное преобразуют."   Я ведь подумала,    что Camp значит про camping .  Лес, походы, костры, романтика… Потом чуть-чуть еще подумала и в голову пришел  совсем другой смысл слова «лагерь». Но эту мысль я отогнала.
Словом, когда я  в первый раз пошла на эту выставку, я была совсем-совсем не подготовленной. И поэтому понятия не имела про стиль кэмп.   Потом я уже немного почитала, и второй раз уже кое — что знала. И первое что я прочитала, было эссе Сьюзен Зонтаг «О Кэмпе», написанное в 1964 году. Именно это эссе и легло в основу выставки. 


Сьюзен Зонтаг
Зонтаг и Бродский
Интересная тетка была Сьюзан. Родилась она в 1933 году в еврейской семье . Ее предки бежали еще в 19 веке из Польши и Литвы. Ее девичья фамилия была Розенблат,  а Зонтаг- фамилия ее отчима, второго мужа ее матери. Сьюзан является автором  17 книг, а также огромного количества статей и эссе. Ее книги переведены на 32 языка. Сьюзан училась в Беркли и Чикаго, Гарварде, Оксфорде и Париже.

Когда ей было 25 лет, она развелась со своим мужем, отказалась от финансовой помощи с его стороны ( у них был сын).  Сьюзан преподавала в Колумбийском Университете, работала в различных журналах. 


В 1980 году одну из своих книг, сборник «Под знаком Сатурна» (Under the Sign of Saturn,) писательница посвятила Иосифу Бродскому .

В ответ Бродский посвятил Зонтаг первое стихотворение цикла «Венецианские строфы». Это очень странно, так как имя Сусанна упоминается во втором стихотворении, которое посвящено Геннадию Шпаликову. 



Долго светает.
 Голый, холодный мрамор бедер новой Сусанны
 сопровождаем при погружении под воду стрекотом кинокамер новых старцев.
Два-три грузных голубя, снявшихся с капители,
на лету превращаются в чаек:
таков налог на полет над водой,
либо -- поклеп постели, сонный, на потолок. 

Вот что сказал на эту тему Соломону Волкову сам Бродский; «Действительно, во втором стихотворении появляется образ "новой Сусанны", на которую смотрят "новые старцы", то есть японцы с кинокамерами. Но я просто решил, что Зонтаг будет приятней, если я ей посвящу первое стихотворение. Ведь посвящаешь стихотворение для того, чтобы кого-то порадовать.» 

Сьюзан и Эни
Энни Лейбовитц  с дочерьми на открытии 
выставки в Метрополитен Музее в мае 2019 года
А вот что говорит о Сьюзан Зонтаг Александр Генис, писатель и автор  передач на радиостанции "Свобода": " (... ) я ее встречал в ресторане "Самовар". Каждый раз, когда отмечался день рождения Бродского или день его кончины, Сьюзен Зонтаг обязательно там была, ела, пила и читала стихи Бродского. Так что Сьюзен Зонтаг не была чужда русской общине, и мы ей за это очень благодарны.."

В 1989 году Сьюзан познакомилась с известным фотографом Энни Лейбовитц и с тех пор до самой смерти Сьюзан  они были неразлучны. Это именно Лейбовитц сделала самую знаменитую фотографию Джона Леннона, на которой он обнимает Йоко за пять часов до того, как его убили. Благодаря Лейбовитц имеется множество потрясающих фотографий Сьюзан, в том числе и сделанные перед самой ее смертью . Сьюзан умерла в 2004 году, А Энни Лейбовитц жива и продолжает успешно работать. Она сотрудничает с журналом Vanity Fair и сделала для него много замечательных фотографий.


В 1964 году Зонтаг опубликовала эссе «Кэмп: заметки о моде».
Эссе начинается так :
« В мире есть многое, что никогда не было названо; и многое, что, даже будучи названо, никогда не было описано. Такова чувствительность — безошибочно современная; разновидность извращения, но вряд ли отождествляемая с ним — известная как культ, называемый Кэмп»..

Посвятила Сьюзан это эссе писателю  Оскару Уайлду,  и его изречение поставила эпиграфом:  "Следует либо быть произведением искусства, либо одеваться в произведения искусства. "
Сьюзан старательно пронумеровала все заметки- их всего 58. В них она старается объяснить, что же такое стиль Кэмп:

1. Для начала в самом общем виде: кэмп – это определенный вид эстетизма. Существует некий способ видеть мир как эстетическое явление. Этот способ, способ кэмпа, выразим не в терминах красоты, но в терминах степени искусственности или стилизации.

3.Кэмп – это и некое качество, открываемое в объектах или поведении людей. Существуют «кэмповские» фильмы, одежда, мебель, популярные песни, романы, люди, здания… Подобное разделение принципиально. Поистине, глаз кэмпа обладает способностью преображать действительность.

11. Кэмп – это триумф стиля, не различающего полов. (Взаимообратимость «мужчины» и «женщины», «личности» и «вещи».) Но все стили, так сказать, искусственны и, в конце концов, не различают полов. Жизнь не стильна. Также как и природа.

26. Кэмп – это искусство которое ставит целью быть полностью серьезным, но не может восприниматься всеми как серьезное, потому что оно всегда «слишком”


Куратор выставки в Метрополитен-музее   Эндрю Болтон сказал, что он считает эссе Зонтаг настолько современным  в том, что происходит в культурном и политическом плане, и что он «почувствовал, что такая тема будет иметь большой культурный резонанс».

Для выставки было отобрано более 250 различных объектов: скульптуры, картины, рисунки, женская и мужская одежда от 17-го века и до наших дней. 

Лучше всего с моей точки зрения про выставку рассказано в передаче радиостанции Свобода:  «Кэмп кажется неисчерпаемым, и это объясняет эклектичность экспозиции. Сперва – исторические костюмы: пышные мужские наряды с туфлями на высоких каблуках. Потом манекены денди в нарядах Уайльда. Наконец, безумные экспонаты сегодняшних модельеров – от сумок-утюгов до платья из долларов, свадебного наряда в виде торта и лебединого костюма певицы Бьорк. Завершает выставку новейшая интерпретация кэмпа как демонстрации “гендерной флюидности”. В эпоху обостренного интереса к проблеме идентичности, в том числе и половой, “наряды без гениталий” (так называются самые необычные экспонаты) смотрятся как политическая декларация.»

Как я уже упоминала, я была на этой выставке два раза…Ну что я могу сказать в заключение. Я очень благодарна Метрополитен-музею  за то, что я познакомилась с  этим направлением в моде. Мне не очень понравилось, как сделана экспозиция.  Выставочные объекты сидят внутри разноцветных   окон-витрин, и расположены  эти окна в два ряда. Та часть экспонатов, что расположена в верхнем ряду, мне была плохо видна, а хотелось рассмотреть поближе.  И к тому же некоторые вещи были за стеклом, которое бликовало. 
Но в общем  я достаточно увидела, чтобы понять, что стиль Кэмп - не мой.  














Комментариев нет:

Отправить комментарий