Ирен и ее сестра Алис, повзрослев, открыли небольшой театр-студию, в котором Алиса преподавала актерское мастерство, а Ирен- танцы. Из коллекции костюмов, которые собирала Ирен, и вырос музей. После Второй Мировой Войны Институт Костюма переехал на первый этаж Метрополитен -музея . Начиная с 1946 года Институт устраивает Met Gala - благотворительные мероприятия с участием мировых звезд.
Но его современная история начинается с 1974, когда его организация стала обязанностью редактора американского Vogue Дианы Вриланд. Это Диана придумала выставлять в музее работы ведущих модельеров. В 1973 году Диана устраивает выставку «Мир Баленсиаги», в 1974 году проходит выставка «Романтичная и блистательная мода Голливуда», а в 1976 — «Слава русского костюма».
В 2012 году Институт закрылся на реставрацию и с большой помпой открылся два года спустя под именем Anna Wintour Costume Center. Анна Винтур, именем которой назван этот институт, сейчас возглавляет американский Vogue и заслуживает отдельного рассказа... Те, кто смотрел фильм "Дьявол носит Прада"( The Devil Wears Prada) помнят, конечно, главного редактора модного журнала Миранды Пристли в исполнении Мерил Стрип. Так вот- Миранда срисована с Анны Винтур. Когда я два года назад рассказывала о весенней выставке костюма 2016 года, я писала подробно про Анну- вот здесь можно прочитать .
А я лучше расскажу о той выставке, что происходит сейчас . Называется она “Heavenly Bodies: Fashion and the Catholic Imagination” - «Небесные тела: мода и католическое воображение». Эта экспозиция отличается от тех, что были прежде. Во-первых по размеру- она самая большая по занимаемой площади, и не только самая большая выставка , проводимая институтом Костюма.
Это самая большая по площади выставка, когда - либо проводимая в Метрополитен музее.
В общей сложности, экспонаты располагаются в 25 галереях общей площадью более 5000 кв.м. (60,000 square feet). Но этот гигантский размер ее вовсе не ощущается, так как галереи эти находятся в трех разных местах- на первом этаже Метрополитен -музея в отделе Средневекового искусства, там же , только на один этаж ниже, в секции Института Костюма, а также в Клойстер- филиале Метрополитен -музея на севере Нью-Йорка.
Все объекты, участвующие в экспозиции делятся на две части- платья и украшения , сделанные модельерами, и реальные, как правило старые, религиозные облачения. Более пятидесяти бесценных объектов - сутаны, тиары, митры - были привезены на эту выставку из Ватикана, и многие из них никогда нигде не выставлялись.
Первоначально речь шла о куда меньшем числе предметов, однако в результате в Нью-Йорк прибыли почти 50 вещей. Среди них- облачение, которое подарила папе Пию IX австрийская императрица. На его изготовление ушло 16 лет, и трудились над ним одновременно 15 мастеров . И еще привезли потрясающей красоты тиары, принадлежавшие ему же. После реформ, проеденных Ватиканом в 1960-е годы, папы не носили тиары.
По просьбе Ватикана эти предметы, часть которых еще используется при различных богослужениях, должны быть расположены отдельно от остальной части выставки, и не среди других экспонатов музея. Если бы я об этом не знала, я бы наверное не догадалась спуститься вниз, в отдел Костюма.
О реальном размере выставки я поняла только тогда, когда через неделю после того, как побывала в Метрополитен -музее, поехала в Клойстер. Народу там было совсем немного- все-таки это не такое популярное место, как Метрополитен-музей. И там мне понравилось намного больше.
Еще больше, чем в здании на Пятой Авеню, экспозиция в Клойстере была похожа на замершее театральное представление. Особенно меня впечатлило платье, сделанное Балансиага в 1967 году. В Испанской часовне спиной к зрителям стоит фигура в платье цвета топленого молока, с капюшоном вместо вуали. На полу - четкая тень. Приглушенно звучит "Аве Мария". Честное слово- посмотрите- не пожалеете.
На одном из платьев Alexander McQueen сделан рисунок, основой для которого послужили три картины Иеронима Босха- Искушение святого Антония (Лиссабон, 1505-1506), Страшный суд (1504, Вена) и Сад земных наслаждений(16500-1510, Мадрид).
Триптих Босха "Сад земных наслаждений" вдохновил также несколько дизайнеров на создание своих коллекций. Рядом с ними - платье работы Maria Grazia и Pierpaolo Piccoli для Валентино. На нем изображена сцена с картины немецкого художника Лукаса Крунаха Старшего (Lucas Cranach der Ältere) Адам и Ева (1531) из Дрезденской Галереи.
Еще мне понравился терновый венец английского дизайнера Shaun Leane, сделанный по заказу известного - уже покойного- дизайнера Alexander McQueen. Он находится в Клойстере, в тех залах, где располагается сокровищница музея.
Красоту платьев в Клойстере дополняет свежая зелень его внутренних двориков, и захватывающие пейзажи из его внешних садов. Внутри одного из двориков есть кафе, народу там вообще не было, и я там прекрасно поела принесенные с собой бутерброды.
Теоретически можно выставку это осмотреть за один день, посетив сначала основное здание музея на Пятой Авеню, а потом поехав в Клойстер. Между этими двумя зданиями ходит автобус М4. Я им никогда не пользовалась, так как ни разу не посещала Клойстер и здание на 5 Авеню за один день.
И вам не советую, тем более, что по новым правилам, билет в Метрополитен-музей действителен в течение трех дней. Это касается билетов за полную стоимость. Ну, а те, которым повезло- то есть жители штата Нью-Йорк и школьники соседних штатов по-прежнему могут войти во все три здания музея всего за один доллар.
Комментариев нет:
Отправить комментарий