четверг, 14 июня 2018 г.

Выставка костюма в Мет-музее. Heavenly Bodies: Fashion and the Catholic Imagination

Институт костюма в Метрополитен - музее имеет давнюю историю.   Официально датой создания Института   считается   1937 год, когда   на Пятой Авеню  был открыт   небольшой музей   одежды -  Museum of Costume Art .  Создательницей музея была Ирен Левинсон (Irene Lewisohn), дочка немецкого еврея  Леонарда Левинсона (Leonard Lewisohn) , переехавшего в США еще  во второй половине девятнадцатого века.  Леонард в 1902 году умер, оставив огромное по тем временам состояние  в 12 миллионов долларов своим восьмерым  детям.  


Ирен и ее сестра Алис, повзрослев, открыли небольшой театр-студию,  в котором Алиса  преподавала актерское мастерство,  а Ирен-  танцы. Из коллекции костюмов, которые собирала Ирен, и вырос музей.  После Второй Мировой Войны Институт Костюма переехал на первый этаж Метрополитен -музея . Начиная с 1946 года  Институт устраивает Met Gala  - благотворительные мероприятия с участием мировых звезд.  


Но его современная история начинается с 1974, когда его организация стала обязанностью редактора американского Vogue Дианы Вриланд. Это Диана придумала выставлять в музее работы ведущих модельеров. В  1973 году Диана  устраивает выставку «Мир Баленсиаги», в 1974 году проходит выставка «Романтичная и блистательная мода Голливуда», а в 1976 — «Слава русского костюма».

В 2012 году  Институт закрылся на реставрацию и с большой помпой открылся два года спустя под   именем Anna Wintour Costume Center.  Анна Винтур,  именем которой назван этот институт,  сейчас возглавляет  американский Vogue   и  заслуживает отдельного рассказа... Те, кто смотрел  фильм "Дьявол носит Прада"( The Devil Wears Prada)  помнят, конечно,    главного редактора  модного журнала  Миранды Пристли в исполнении Мерил Стрип. Так вот- Миранда срисована с Анны  Винтур.   Когда я два года назад рассказывала о весенней выставке костюма 2016 года, я  писала подробно про Анну- вот здесь можно прочитать  . 


А я лучше расскажу о той выставке, что происходит сейчас . Называется она  “Heavenly Bodies: Fashion and the Catholic Imagination”  - «Небесные тела: мода и католическое воображение». Эта экспозиция отличается от тех, что были прежде. Во-первых по размеру- она самая большая по занимаемой площади, и не только самая большая выставка , проводимая  институтом Костюма. 

Это самая большая по площади выставка, когда - либо проводимая в Метрополитен музее. 


 В общей сложности, экспонаты располагаются в 25 галереях общей площадью более 5000 кв.м. (60,000 square feet).  Но этот гигантский размер ее вовсе не ощущается, так как  галереи эти находятся в трех разных местах- на первом этаже Метрополитен -музея  в отделе Средневекового искусства, там  же , только на один этаж ниже, в секции Института Костюма,  а также в Клойстер- филиале Метрополитен -музея на севере Нью-Йорка.  


 Все объекты, участвующие в экспозиции делятся на две части- платья и украшения , сделанные модельерами,  и  реальные, как правило старые, религиозные облачения.  Более пятидесяти бесценных объектов  - сутаны, тиары, митры - были привезены на эту выставку из Ватикана, и многие из них никогда нигде не выставлялись.     

Первоначально речь шла о куда меньшем числе предметов,  однако в результате  в Нью-Йорк прибыли почти 50  вещей.  Среди них-  облачение, которое  подарила папе Пию IX австрийская императрица. На его изготовление ушло 16 лет, и трудились над ним одновременно 15 мастеров .  И  еще привезли потрясающей красоты  тиары, принадлежавшие  ему же.  После реформ,  проеденных Ватиканом в 1960-е годы, папы не носили тиары.  


По просьбе Ватикана эти предметы, часть которых еще используется при различных богослужениях, должны быть расположены отдельно от остальной части выставки, и  не среди других экспонатов музея.  Если бы я  об этом   не знала, я бы наверное не догадалась спуститься вниз, в отдел Костюма. 

 О  реальном размере выставки я поняла только тогда, когда через неделю после того, как побывала в Метрополитен -музее, поехала в  Клойстер.  Народу там было совсем немного- все-таки это не такое популярное место,  как Метрополитен-музей.  И там мне понравилось намного больше. 

 Еще больше,  чем в здании на Пятой Авеню, экспозиция в  Клойстере была похожа на замершее театральное представление. Особенно меня впечатлило платье, сделанное Балансиага в 1967 году.  В Испанской часовне спиной к зрителям   стоит фигура в платье цвета топленого молока, с капюшоном вместо вуали.   На полу  - четкая тень.   Приглушенно звучит "Аве Мария".     Честное слово- посмотрите- не пожалеете.

На одном из платьев  Alexander McQueen сделан   рисунок, основой для которого послужили три картины Иеронима Босха- Искушение святого Антония (Лиссабон,  1505-1506), Страшный суд (1504,  Вена) и Сад земных наслаждений(16500-1510, Мадрид).
Триптих Босха  "Сад земных наслаждений"  вдохновил  также несколько дизайнеров на создание своих коллекций.  Рядом с  ними -  платье   работы  Maria Grazia и  Pierpaolo Piccoli для Валентино.   На нем  изображена сцена  с картины немецкого художника Лукаса Крунаха Старшего (Lucas Cranach der Ältere)  Адам и Ева (1531)   из Дрезденской Галереи.


Еще мне понравился терновый венец   английского дизайнера Shaun Leane, сделанный по заказу  известного - уже покойного- дизайнера   Alexander McQueen.  Он находится в Клойстере, в тех залах, где располагается сокровищница музея.  

Красоту платьев в Клойстере  дополняет свежая зелень его внутренних двориков,  и захватывающие  пейзажи  из его внешних садов. Внутри одного из  двориков есть кафе, народу там вообще не было, и я там прекрасно поела принесенные с собой бутерброды. 


Теоретически можно выставку  это осмотреть за один день, посетив сначала основное здание музея на Пятой  Авеню, а потом поехав в Клойстер. Между этими двумя зданиями ходит автобус М4. Я им никогда не пользовалась, так  как ни разу не посещала  Клойстер и здание на 5 Авеню за один день.

 И вам не советую,   тем более, что  по новым правилам,  билет в Метрополитен-музей действителен в течение трех дней.  Это касается билетов за полную стоимость.  Ну, а те, которым повезло- то есть жители штата  Нью-Йорк и школьники соседних штатов по-прежнему могут  войти во все три здания музея всего за один доллар.  











Комментариев нет:

Отправить комментарий