Я хочу рассказать сейчас о двух не совсем обычных елках, установленных в двух самых больших Нью-Йоркских музеях. В музее Метрополитен каждый год стоит большая голубая ель, украшенная в стиле "барокко" фигурками, сделанными в 18-м веке в Неаполе.
На елке висят более семидесяти великолепных ангелов и херувимов.. А у основания ее расположилось и святое семейство, и пастухи, не забыты и волхвы, и крестьяне и горожане, а также многочисленные фигурки животных, которые окружены руинами древнего римского храма.
В зале, где установлена елка, звучит тихая рождественская музыка Баха, Генделя, Шуберта, Вивальди.
Освещение в зале, где елка, специально сделано приглушенным, а огни на дереве намеренно не яркие, чтобы цвета фигурок не казались тусклыми.
У основания елки есть различные постройки, фигурки сельских жителей, пастухов и их стад, горожан и воинов. Фигурки сделаны из гипса, из терракоты, они сплетены из шнурков и тонкой проволоки, одеты в прекрасные многоцветные платья и шикарные плащи. Одежды фигурок украшены вышивкой, у каждой фигурки свои аксессуары и драгоценности, у многих чеканные кинжалы и сабли.
Вертеп - старейший и наиболее узнаваемый традиционный образ Рождества. Считается, что первым, кто построил вертеп, был Святой Франциск Ассизский, который у деревеньки Гречио в Италии в лесной пещере построил пустые ясли, привел к ним живого вола и ослика и в Сочельник организовал там мессу.
По-английски вертепы называются «Nativity scene» (буквально «Рождественская сцена»).Русское слово «вертеп», по мнению исследователей, происходит от старославянского термина «вьрт», который первоначально означал «ущелье», «овраг» а уже потом термин «вертеп» стал означать «пещеру», «потаенное, укромное место».
Утверждение старинной традиции Рождественских яслей в некоторых итальянских городах, таких как Неаполь и Болонья, привело к развитию особого жанра -рождественского строительства ясель.
Когда дон Карлос Бурбонский (будущий король Испании Карл III ) правил Неаполем с 1734 по 1759 год, он, по слухам, владел коллекцией, насчитывающей почти 6000 фигурок.
Эти уникальные елочные украшения в Метрополитен-музее(более 200 штук) — подарок Нью-Йоркской художницы Лоретты Ховард, которая начала собирать свою коллекцию еще в 1925 году.
Какое - то время коллекция была в собрании семьи Торрес, очень известных книгоиздателей, ее мечтал купить король Швеции, она поменяла великое множество владельцев, но в конце – концов, попала в коллекцию Лоретты Ховард.
Начиная с 1964 года до самой своей смерти в 1982 году, три предрождественские недели Лоретта посвящала украшению елки в музее. Традицию переняла ее дочь, а позднее — внучка. В следующем, 2022 году у елки в Метрополитен - музее будет отмечаться сорокалетие.
Стоит елка посередине зала, посвященного средневековому искусству. Фоном елке служит решетка из кафедрального собора испанского города Валладолид. Елку дополняют витражи, удивительные гобелены, вазы, скульптуры четырнадцатого - шестнадцатого веков. Елка в музее будет стоять долго- аж до 9 января.
==================================
Елка 2021 в Музее Естественной Истории |
Если обойти музей Метрополитен кругом и пересечь Центральный парк по тропинкам с востока на запад, то попадешь к музею Естественной Истории. Каждый год в этом музее на Рождество устанавливается елка, увешанная новыми украшениями, сделанными из бумаги в стиле оригами вручную специально для нее. Если на елке в Метрополитен - музее украшения десятилетиями не меняются, то для елки в Музее Естественной истории их каждый год делают новые.
Бумага была изобретена в древнем Китае во времена династии Хань более двух тысяч лет назад и медленно распространилась на запад по Шелковому пути. В VI веке бумага была завезена в Корею, а затем в Японию буддийскими монахами.
Именно в Японии складывание бумаги стало видом искусства и превратилось в то, что мы сегодня знаем как «оригами». В Японии бумага была дорогой и недоступной для широкой публики, поэтому складывание бумаги ограничивалось религиозными ритуалами и формальными церемониями. К 17 веку игра - оригами была настолько популярна в японской культуре, что можно было найти кимоно, украшенные бумажными журавликами.
Оригами появилось в Европе в XII веке. Однако в то время оригами не было так популярно, как в Японии. Есть упоминания о людях, складывающих бумагу в различные формы, такие как воздушные змеи, лодки и птицы. Из Европы оригами распространилось сначала в Южную, а затем в Северную Америку.
Считается, что это искусство складывания бумаги стало популярно в Америке благодаря женщине по имени Лилиан Оппенгеймер. Лилиан, родившаяся в еврейской семье, бежавшей их Австрии, хотела, чтобы мир разделил ее любовь к оригами. Она начала переписываться с любителями этого вида искусства по всему миру. В 50-е и 60-е годы Лилиан собирала вокруг себя небольшую группу не менее преданных своему делу и талантливых людей. Среди этих людей был Майкл Шелл, молодой учитель из Пенсильвании. Вместе с несколькими другими людьми он основал Центр друзей оригами Америки. В настоящее время в Интернете есть тысячи книг по оригами
Делают оригами для елки в музее члены общества любителей этого древнего искусства складывания из бумаги. Штаб-квартира общества расположена в одной из комнат музея. Этой традиции больше сорока лет. Каждый год выбирается какая-то тема, которой посвящаются все фигурки, сделанные членами общества для елки. Работу над игрушками начинают еще в июле. Несколько лет назад для игрушек была выбрана благодатная тема — кинофильм "Ночь в музее". Фильм вышел в 2006 году и сразу стал очень популярным. Краткий сюжет таков: главный герой устраивается на работу в Нью-Йоркский музей естественной истории ночным сторожем. В первую же ночь он понимает, что эта работа не так уж проста, как показалась на первый взгляд, поскольку ночью все экспонаты оживают.
Игрушки на оригами-елке.
|
Уже вышло два продолжения этого фильма. В первом сиквеле скелет динозавра гуляет по коридорам, первобытные люди учатся добывать огонь, а ковбои выясняют отношения с римлянами. Значит, есть где разгуляться мастерам по складыванию фигурок.
Кстати несколько лет назад музей решил предложить своим посетителям действительно провести ночь в музее. Стоило тогда это удовольствие 150 долларов, причем спальные принадлежности надо принести с собой. Допускаются дети от шести лет.
На елке музея 2021 года около тысячи бумажных игрушек. Тема елки 2021 года- «Жемчужины музея». В 2021 году после длительной реконструкции открылся зал «Драгоценные камни и минералы». Некоторые из оригами на елке являются моделями кристаллов или драгоценных камней из этого зала. Другие вдохновлены специальной выставкой «Акулы»
,,
Комментариев нет:
Отправить комментарий