Всемирный Торговый Центр в Нью-Йорке. Часть 2. Башня

Фото сделано в июне 2015 года
Четырнадцать лет назад, 11 сентября 2001 года в США террористы захватили четыре пассажирских самолета, направив два из них на   башни Всемирного торгового центра (ВТЦ) , а два других - на Пентагон и Белый дом. В результате  пожара в 9.59 утра обрушилась Южная, а в 10.28 — Северная башня ВТЦ. 

Я на прошлой неделе писала про историю строительства ВТЦ- - желающие  могут прочитать про это вот здесь.
Фото сделано в мае 2015 года
Практически сразу же после того, как развалы были  разобраны, начались дебаты по поводу того, что строить.  Но сначала  я расскажу кто  был хозяин.     В восьмидесятые годы прошлого века в Нью-Йорке финансовые дела шли из рук вон плохо.  В 1987 году обвалилась биржа, и многие помещения в башнях  стояли пустыми.  Губернатор штата   Нью-Йорк Патаки для покрытия расходов решил , что  Всемирный торговый Центр надо приватизировать.    А владело этим гигантским комплексом Транспортное бюро -  Port Authority, которое было создано в 1921 году двумя штатами- Нью-Йорком и Нью-Джерси специально для того, чтобы управлять  транспортными магистралями между этими двумя штатами- то есть мостами и туннелями через Гудзон. Патаки в 1995 году только-только стал губернатором Нью-Йорка и начал свою деятельность с программы  по минимизации затрат. Но так как продать такой сложный  и огромный комплекс с юридической очки зрения было практически невозможно, решил Патаки ограничится 99-летней арендой.

Фото сделано в июне 2011 года
На этот не совсем лакомый и весьма затратный кусок претендовали две компании недвижимости - Ворнадо и Сильверстайн.  Вордадо предложило на  30 миллионов долларов больше, чем Сильверстайн, однако  в последнюю минуту потребовало уменьшить срок аренды до 39 лет. Транспортное бюро не согласилось,  и Всемирный Торговый Центр, до этого в течении 31 года принадлежавший Транспортному Бюро,  за 3,2 миллиарда долларов достался  уроженцу Бруклина и выпускнику Нью-Йоркского университета Ларри Сильверстайну.  Ларри подписал все документы 24 июля 2001 года.  Можно только догадываться, что он лично чувствовал, когда  меньше чем через полтора месяца  вместо его трехмиллиардного нового приобретения остались одни обломки...    
 
Проект Richard Meyer
Было понятно, что строить прямо на месте , где стояли близнецы- невозможно - ведь  место трагедии стало братской могилой.  Но надо делать мемориал и надо восстанавливать прежде цветущий район города. Работы на Ground Zero велись круглосуточно в течение 8 месяцев. К спасателям присоединились добровольцы.  В первые сутки   из-под обломков спасли 11 человек. Около 400 собак работало на сайте, но шансы найти кого-то живым через несколько дней стали равняться нулю.  Пожар на развалинах продолжался несколько недель.  Мусор вывозили на баржах на свалку на Статен- Айленде. Свалка эта была открыта начиная с 1947 года. Первоначально планировалось ее использовать 20 лет, а потом засыпать и провести восстановительные работы.

Проект Foster Psrtners
Однако свалка просуществовала значительно дольше.    В те года, когда она была открыта, каждый день около 20 барж с мусором прибывало к причалу на свалке. В марте 2001 годы свалка, под нажимом общественности была закрыта, но ее после 9-11 пришлось открыть вновь.  30 мая 2002 года официально период очистки Ground Zero  был завершен. Кстати термин Ground Zero  пришел в мирную жизнь с войны- так традиционно обозначался эпицентр ядерного взрыва. Появился этот термин после Махеттенского проекта и бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Считается, что его впервые использовал 11 сентября  внештатный корреспондент Fox News- очевидец трагедии.

Проект Think
В то же самое время многочисленные группы архитекторов  обсуждали, что же нужно строить на этом месте.   В августе 2002 года департамент по развитию Нижнего Манхеттена объявил о конкурсе на лучший проект.  Разные группы граждан  имели свое видение. Родственники  погибших хотели запретить какое-либо строительство совсем и превратить Ground Zero  в  мемориальный комплекс. Жители окрестных улиц  хотели найти решение своих транспортных проблем, владельцы мелких бизнесов в округе хотели закончить строительство как можно быстрее- их магазинчики и ресторанчики были на грани банкротств, а владелец  Ларри Сильверстайн хотел восстановить в полном объеме офисное  пространство- ведь это был его источник дохода.  И главный вопрос был- а кто же за это все заплатит...
Через месяц после объявления были выбраны семь лучших заявок.   Подавшие эти семь заявок и должны были принять участие в финальном конкурсе мастер - планов. Эти разработки были представлены общественности в полуразрушенном зимнем саду Финансовом Центре в декабре 2002 года. Полазив на интернете, я нашла не только рисунки с проектом победителя, но и картинки других проектов.   

Проект Даниеля Либскинда. Теперь уже
можно сравнить проект с тем,
что получилось
И тут началось скандалы.    Ларри  Сильверстайн,  по сути дела владелец башен- близнецов, в феврале 2003 года  за несколько дней до объявления финалистов,   написал в комиссию, что все проекты, вышедшие в полуфинал, ему вовсе не нравятся!    И вообще, так как именно он получил за падение башен страховочные деньги, именно он будет решать, что на этом месте будет строиться! И он сказал, что он уже выбрал  фирму, которая и будет заниматься строительством.  В результате  разработкой мастер-плана занимались победитель Даниел Либскинд с его проектом, который он назвал Memory Foundations и фирма Skidmore, Owings & Merrill, которую нанял Сильверстайн.

Архитектор  Даниель Либскинд (Daniel Libeskind) родился в Польше, где и прожил свои первые 13 лет. Затем его семья эмигрировала в Израиль, а оттуда в  1959 году в Нью-Йорк. Первый  успех ему принесло создание в 1999 году в Берлине здания еврейского музея, за который он получил Архитектурную премию Германии.  Опыта строительства высоких зданий, а тем более небоскребов у нег совсем не было.  И весь его проект был скорее теоретическим, хоть и талантливым,  размышлением на тему, чем реальным проектом.

После того, как проект был принят, последовали затяжные переговоры между  Транспортным Бюро (Port Authority) , которому принадлежала  эта земля, и  Ларри Силверстайном, арендовавшим разрушенный Всемирный торговый центр на 99 лет.   Стороны не могли распределить строительство различных участков нового комплекса и поделить права собственности на него.  Кроме того, Ларри затеял судебную тяжбу со страховочными компаниями. Основной вопрос был, сколько было страховых случаев.  Ведь по каждому страховому случаю страховочная компания обязана была выплатить страховку.  Сильверстайн утверждал, что так как башен было две, и самолетов было два, то и было два страховочных случае, то есть  страховочную сумму надо удвоить. В результате многочисленных споров и склок    начало строительства все  время откладывалось и переговоры часто заходили в тупик.   Кроме того приходилось учитывать часто противоречивые мнения различных общественных кругов. Например, родственники погибших наотрез отказывались признать необходимость подземной парковки, а   всем деловым людям  Нижнего Манхеттена было понятно, что без парковки -никак.   
Фото сделано в июне 2011 года
 До 11 сентября  рядом с близнецами на площади около шестидесяти тысяч квадратных метров стояло еще пять зданий.  С южной стороны стояла  22-этажная гостиница Мариотт  (3 WTC), открывшаяся в 1981 году.  Еще там были 4 WTC, 5 WTC, и 6 WTC - немного пониже этажами. В 1987 году было построено еще одно здание -  7 WTC. Под комплексом помещался огромный мол с многочисленным магазинчиками и ресторанчиками, а под ним- несколько линий метро, а также станция поезда, ходившего по проложенному под Гудзоном туннелю между Манхеттеном и Нью-Джерси. Еще под зданием 4 WTC было огромное хранилище золота.
 После падения башен упал  Мариотт, а три остальных  были настолько повреждены, что восстановлению не подлежали  и их пришлось разрушить.    Так что места для нового проекта было много.
Согласно замыслу Либскинда,    на площадке должны быть построены пять небоскребов.     Один из них - Башня свободы - должен стать самым высоким зданием в США.  Те два  котлована, на месте которых   стояли башни-близнецы, было предложено вообще не  застраивать  и не использовать в коммерческих целях.  Эта   идея  получила поддержку большого количества людей.  Архитектор заявил, что котлованы останутся в неприкосновенности. Либскинд "вписал" их в ансамбль, не изменив.  

Про то что будет строиться на месте 4 WTC, 5 WTC, и 6 WTC я расскажу позже, а пока вернусь к рассказу о главной башне.

Символический краеугольный камень в основании башни был заложен на торжественной церемонии в день Независимости, 4 июля 2004 года.  На церемонии присутствовали губернаторы  Нью-Йорка и Нью-Джерси и мэр Нью-Йорка.  Губернатор Патаки в своей речи сказал: "В фундамент новой башни, символа американской мощи и безопасности,   мы заложили 20-тонную глыбу Андирондакского гранита. Мы сегодня заложили новый символ  города и страны. Мы сегодня строим башню Свободы! "   Церемония церемонией, однако  начало строительство было отложено еще на два долгих года,   а первоначальный  проект претерпел значительные изменения.


В 2006 году,  перед самым началом стройки,  Ларри Сильверстейн заявил : " К 2012 году новое здание Всемирного Торгового Центра будет полностью построено". Однако построили башню только к 2015 году  из-за многочисленных дополнительных изменений, вносимых в проект  на ходу.

 Для повышения безопасности здания к проекту было добавлено пятидесятиметровое бетонное основание - бункер. Сначала предполагалось его обложить стеклянными призмами, чтобы как-то украсить  это уродство. Однако выяснилось, что эта облицовка  из призматического стекла легко разбивается на достаточно крупные и опасные   осколки. В результате фасад покрыли  стальными панелями и неразбивающимся стеклом. 

Сначала на последних этажах  башни предполагалось открыть ресторан ( как было на северной башне - ресторан назывался Окна Мира Windows on the World) , но проект переделали, так как издержки по содержанию ресторана и поддержанию надлежащего уровня безопасности сочли слишком большими.

 В 2009 году башню переименовали - гордое имя Башня свободы  - "Freedom Tower"   теперь стало "One World Trade Center". По словам Транспортного бюро, это новое имя легче для арендаторов... 

Башня  -  центр проекта Либскинда. Ее высота составляет без антенны 1,368 футов   и равна высоте северной башни близнеца. На верхушке башни торчит шпиль- антенна. И вот вместе с этим шпилем высота ее составляет 1,776 футов или 541 метр. 1776- число для Америки символическое- в 1776 году была подписана Декларация Независимости. 

Считается, что башня эта сейчас самое высокое здание в Западном полушарии. Вопрос в том, учитывать ли высоту  шпиля или нет...Также сложно понять , сколько этажей в башне   - нумерация этажей учитывает стандартную высоту помещений, и в башне за 93 этажом идет сразу же этаж 100, так как 93-ий этаж  выше всех остальных- там стоят какие-то технические устройства.  Кроме того, дополнительная путаница в этажах возникает сразу же при входе в башню.   Низ башни представляет собой единое пространство без окон и перекрытий, а в лифтах нумерация начинается сразу же с цифры 20! Но если поделить общую высоту башни на среднюю высоту офисного помещения, то получится как раз 104 этажа!

Сравнительная стоимость
самых дорогих небоскребов мира
Всемирный торговый центр должен был обойтись не дороже 1,3 млрд долларов, но его конечная цена стала 3,8 млрд — почти в три раза больше заявленной. И этот небоскреб стал самым дорогим небоскребом в мире - как всегда, Нью-Йорк любит самое- самое...

 Судя по описаниям, безопасности здания было уделено повышенное внимание. На всех лестницах установлены метровые стены повышенной прочности,   построены специальные широкие лестницы для пожарных и спасателей, в стальной каркас заложена дополнительная прочность. Все машины,  въезжающие в подземные гаражи, будут проверяться на радиоактивность, вокруг здания обещали поместить четыре сотни камер наружного наблюдения.

Январь 2015 года
 Не знаю, были ли эти камеры в рабочем состоянии, когда   в марте 2013 года Джастин ( Justin Casquejo)  шестнадцатилетний подросток  из Нью-Джерси, глубокой ночью пролез в небольшую дырку в заборе, проскользнул  мимо охраны и по лесам взобрался до шестого этажа, где сел на лифт  и доехал на нем до 88 этажа, а там уже по лестнице добрался до самого верха -  104 этажа. 

Мало того, на самом верху ему встретился охранник,  и парень мимо этого охранника  проскользнул. После этого Джастин вылез на крышу и вскарабкался на шпиль. Там он провел около двух часов, сделал кучу фоток и был задержан уже когда он собирался покинуть здание.  Он потом рассказал, что до этого он с приятелями не раз проникали через забор на стройку. Похоже на бред-  правда?  Ведь влез  парень  не просто на какую-нибудь там башню -нет- он залез на самую знаменитую башню в мире, про безопасность которой вот уже десять лет проектировщики талдычили на всех углах...И как вы думаете - его наказали?  А практически никак- присудили ему к месяцу  исправительных общественных работ и к написанию письменного извинения в 1200 слов... А какие, вы спросите, приняли меры для того, чтобы такое больше не повторилось( ну, кроме увольнения охранника)? А  никаких- потому что через пол  года в сентябре 2013   три человека опять же незаконно проникли внутрь, залезли наверх, и спрыгнули с башни с парашютов, сняв при этом видео при помощи камеры, прикрепленной к шлему.  Помогал им четвертый, оставшийся на земле. 
Снимок сделан в июле 2014 года


И это были не пустоголовые подростки- самому младшему из четырех Марко Марковичу было 27 лет.  Камеры безопасности зафиксировали прыжок.  Суд состоялся только что, в августе . Их присудили к работам на пользу общества сроком от 200 до 300 часов, и штрафу по 2000 с носа. Про это много писали. Но меня больше интересует вопрос -  не отдали ли под суд ответственных за безопасность здания? Но это наверно риторический вопрос. Правда начальник отдела безопасности подал в отставку...

 В ноябре 2014 года через 13 лет после падения близнецов,  башня была открыта для бизнеса и в нее   заехали первые арендаторы- издательство Condé Nast, которое переселилось сюда с  Times Square. Издательство занимает 24 этажа.


Очередь на смотровую площадку
В мае этого 2015 года наконец-то открылась смотровая площадка на крыше. Когда я проходила мимо башни несколько недель назад, очередь обвивалась вокруг здания. Лифт поднимает на 102 этаж всего  за одну минуту, билет стоит 32 доллара для взрослого, дети чуть-чуть подешевле, и можно купить билеты  на какое-то определенное время, начиная с 9 утра до 7 вечера с интервалом 15 минут. Если же вы не знаете точно, когда хотите пойти - то имеется и гибкий билет- в полтора раза дороже.  Но площадки на открытом воздухе, как было раньше,  теперь нет- смотрят только сквозь стекло. Так как я сама там не была, то и сравнить с двумя уже существующими смотровыми площадками в Рокфеллер центре и в Эмпаере я не могу.

«В этом проекте очень важно было терпение, – сказал журналистам Либескинд. – Ведь нужно понимать, что за это время в Нижний Манхэттен переехало жить 60 тысяч человек. Это полное преображение Нью-Йорка. Я хотел создать настоящий жилой микрорайон, и у меня это получилось. Это настоящий центр Нью-Йорка, а может быть, и всей Америки».

 Про мемориал  и про то, что происходит на этой строительной площадке сеейчас, я расскажу  через неделю.

4 комментария:

  1. Изумительно Елена, изумительно. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. "Можно только догадываться, что он лично чувствовал, когда меньше чем через полтора месяца вместо его трехмиллиардного нового приобретения остались одни обломки... " - радостно потирал руки, в результате великолепной "сделки"! Заработав на ней 5 или больше миллиардов по "страховке".

    ОтветитьУдалить