вторник, 9 февраля 2016 г.

Испанский Музей. Часть 2

Есть замечательный музей на севере Манхеттена,  и про него мало кто знает. Находится он на  углу Бродвея и 155 улицы.   Я начала рассказывать про музей еще неделю назад, но отвлеклась им в один пост не уложилась . Теперь продолжу.   Основан музей был в начале двадцатого века  Арчером  Хантингтоном.  Арчер построил целый музейный городок ,  в котором, кроме этого музея,  было еще нумизматическое общество, географическое общество , Национальный институт   искусств и литературы и музей американских индейцев. Сейчас в этом комплексе остались только  музей и общество искусств и писем, остальные все выехали в разные места. 


Boricua College
В здании института  искусств проходят иногда выставки, но я ни разу на них не попадала. Здание бывшего географического общества оккупировал   один из кампусов Boricua College. Интересно  что колледж этот был создан в 1974 году специально для пуэрто-риканцев .     Колледж частный, обучение ведется на двух языках и хиспаников там   почти восемьдесят процентов.  Здание у него удивительной красоты и лучше бы  там какой-нибудь музей поселился...


 Если снаружи  здание музея представляет собой пример  классического стиля, то внутри -  несомненно преобладание испанских интерьеров. И коллекция у этого музея богатейшая. Латиноамериканцы  сейчас - ведущая по процентному соотношению этническая группа в Нью- Йорке, а  эта коллекция - самая большая коллекция  испанского и латиноамериканского искусства за пределами Испании и Латинской Америки.


Имена  художников завораживают- Веласкес,  Эль-Греко,  Мурилло, Гойя.  В музее находится одна из самых моих любимых картин Гойи - герцогиня Альба.     Арчер Хантингтон сам покупал полотна для своей коллекции во время своих поездок.  Большую помощь ему в этом оказывала его мать Арабелла.   Арабелла, или Белла как ее называли, была страстной коллекционеркой и меценаткой. 


 В основном ее интересовало средневековье,  а также декоративно-прикладное искусство  эпохи Людовика  XIV. После ее смерти ее сын Арчер пожертвовал большую часть коллекции, включая двух Рембрантов и  Вермеера, музею Метрополитен.   Это именно Белла пожертвовала деньки на строительство музея. Это она привила своему сыну интерес к испанским древностям. Арчер спонсировал многочисленные археологические экспедиции, благодаря чему в музее имеется  самая большая в Америке коллекция испанских старинных раритетов, начиная с бронзового века .

А какая там подборка деревянных резных скульптур! 
  И не только деревянных. В коллекции  есть настоящие раритеты- потрясающей красоты алтарь середины шестнадцатого века, мраморные надгробья пятнадцатого века...

Зал керамики

 Есть в музее  великолепная,  почти метровой высоты,  серебряная с золотом  монстрация (дароносица )( по английски- custodia ) , сделанная в середине шестнадцатого века в Испании, единственная в своем роде во всех Америках.
Первый этаж музея- это огромный зал с деревянными резными стенами, по периметру зала идет галерея, на которую нужно подняться по лестнице, чтобы рассмотреть картины.



 На втором этаже- огромная коллекция керамики , начиная от пятнадцатого века почти до наших дней.  Коллекция глазурованной  керамики в музее - самая  лучшая в стране.   На стенах одной    из комнат второго висят старинные дверные молоточки пятнадцатого-шестнадцатого веков. 
 Библиотека музея содержит боле шестисот тысяч  книг, манускриптов и писем.



Карта Хуана Веспуччо
 Более пятнадцати тысяч книг из этой коллекции напечатаны до начала восемнадцатого века. 
 В коллекции - одно из самых ранних изданий Дон-Кихота.   В музее есть карта  мира , составленная в  1526 году племянником Америко Веспуччо- Хуаном Веспуччо, племянником Америго Веспуччо.  После смерти Америго в 1512 году Хуан несколько раз плавал к берегам Америки . Карта эта была обнаружена в 1915 году.

 В 1908 году Арчер Хантингтон,  основатель музея,  был в Лондоне. Там в одной из галерей он увидел работы  испанского художника  Хоакина  Соролья -и Бастида (  Joaquín Sorolla y Bastida) и  совершенно влюбился в них.  Он приобрел для музея несколько полотен и организовал его выставку- продажу  в своем музее. Эта была первая музейная выставка.  Выставка стала блокбастером- ее посетило 170 тысяч человек, почти двести работ были проданы.  Потом выставка была показана в Бостоне и Чикаго. В 1911 году художник получил от Хантингтона приглашение работать для  музея. 


Зал Соролья в музее Испанского искустсва
Хантингтон предложил ему за работу   $150,000, но деньги тогда уже не так много значили для художника- он был к тому времени знаменит и богат. Но Соролья был патриотом- он любил   Испанию, в этом он  и сошелся с Хантингтоном.

Соролья сделал для музея несколько больших фресок, на которых изобразил различные сцены из испанской жизни. Работа над фресками продолжалась десять лет  до 1919 года.    Через год художника разбил паралич и он в 1923 году скончался.


Соролья  отличался необычайной творческой энергией - он  оставил после себя  свыше 2000 произведений.  Вдова мастера передала его работы в дар Испании. Они составили основную коллекцию Музея Сорольи в его доме и мастерской в Мадриде. Работы художника находятся в крупнейших музейных собраниях мира от Берлина до Буэнос-Айреса.

Художник не увидел результат своей работы в музее- он умер раньше. В 1926 году работа  была выставлено в отдельном  зале. Четырнадцать панно суммарной длиной семьдесят метров и высотой три с половиной метра изображали  деревенские сцены, рыбалку, танцы, крестьянский рынок, религиозные праздники в разных районах Испании.
В 2009 году работы эти  гостили в музее Прадо и других выставочных залах Испании,  где их посмотрели более двух миллионов зрителей.  В это время галерею в музее отремонтировали  и сделали новую крышу.


В 2015 году у музея появился новый директор  Филлип де Монтебелло (Philippe de Montebello). У него богатый опыт- Филлип был тридцать лет   - с 1977 по 2008 год директором музея Метрополитен, и за  время его работы Метрополитен- музей увеличил свои размеры почти в два раза.  Одна  из целей нового директора- собрать пять миллионов долларов для реставрации давно пустующего и запущенного здания, в котором раньше располагался музей индейцев,  переехавший в здание таможни внизу Бродвея- интересующиеся могут прочитать про таможню в  моем блоге.
 А тем, кто хочет посмотреть на музей своими глазами, рекомендую не откладывать на лето  - там нет кондиционеров. Музей работает каждый день  кроме понедельника , по субботам есть в два часа дня бесплатные экскурсии, и сам музей- тоже бесплатен - все дни!
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий