Испанский музей. Часть 1

  Музей,  про который я хочу сейчас рассказать, мало известен- об этом говорит число его посетителей- всего двадцать тысяч в год.  В Метрополитен музее, например, в триста раз больше- за год- почти шесть миллионов!  Конечно- Метрополитен-музей нельзя  ни с чем сравнивать- но  и тот музей, о котором я веду рассказ,  заслуживает внимания, особенно в зимнее время года, когда по улицам особенно и не погуляешь- а музей, между прочим, бесплатен! 

Если бы этот музей находился ну, например, недалеко от  Times Square, я думаю - число посетителей возросло бы в разы. Называется этот музей  Hispanic Society of America и    расположен он далеко на севере, на перекрестке  155 улицы и Бродвея.       Вот интересно, как же мне перевести это слово- Hispanic... Это вовсе не испанский- испанский будет  Spanish. Не подберу никак, поэтому буду его называть    по-английски или Испанский музей.

Если вы туда доберетесь, то по всей видимости вы там будете в  гордом одиночестве наслаждаться работами Веласкеса и потрясающей коллекцией керамики.
 Основан музей  был  основано в 1904 году ньюйоркцем Арчером Милтоном Хантингтоном.
 Арчер  был удивительно скромным человеком- он никогда не давал никаких интервью во время своей карьеры.   А он был удивительным человеком- он не только основал  Hispanic Society, но и самый большой во всех Соединенных Штатах морской музей (Newport News, Virginia) и один из самых больших парков скульптур в США -     Brookgreen Gardens (  South Carolina) .  Еще когда  Арчер был маленьким, он играл в музей - вырезал из журналов картинки  и наклеивал их на стенки коробок, которые изображали музейные залы. К своему первому визиту в Испанию Арчер готовился- он учил испанский и арабский. Он ездил туда несколько раз и каждый раз привозил что-нибудь для своей коллекции.  К 1904 году  в его библиотеке было около сорока тысяч книг, множество скульптур, картин и старинных карт.  

 Немного странно, почему Хантингтон  выбрал для своего музея такое отдаленное от городского центра  место- в то время это был скорее загород а не город.  Он считал, что из-за своего островного расположения город может расти только на север и вскорости и другие музеи к нему присоединятся.  Хантингтон не мог предвидеть, насколько лифт изменит  схему застройки города, и город  станет расти вверх.  Место,  где расположен этот музей называется   Audubon Terrace в честь  известного натуралиста  Джона   Джеймса Одюбона  (John James Audubon). 


Могила Одюбона на кладбище
 около Trinity Church
 Почти пол тысячи акварельных рисунков пернатых в его книге  "Птицы Америки" , изданной в середине девятнадцатого века,  до сих пор считаются эталонными. Эта книга имела оглушительный успех,  и на вырученные деньги ученый купил  поместье на берегу Гудзона к северу от Нью-Йорка.   Часть своего поместья он подарил церкви Святой Троицы, на кладбище которой он и похоронен. Это живописное кладбище расположено по соседству с музеем, про который а рассказываю.


 Хантингтон хотел построить не просто музей, а целый  музейный городок в классическом стиле. В комплексе, помимо  испанского общества, располагались Нумизматическое общество, Национальный институт искусства и писем ( или букв?) (National Institute of Arts and Letters) , Американское  географическое общество и музей американских индейцев- тот самый, который  теперь находится в самом начале Бродвея.


   Журнал  "Нью-Йоркер"  называл этот комплекс Нью-Йоркским Парнасом.
 Для того, чтобы попасть в музей,  надо по нескольким ступенькам  через чугунные ворота  подняться наверх на внутреннюю площадь.  


На площади стоит  конная статуя  Эль Сида.  Родриго Диас де Вивар  по прозвищу Эль Сид-  герой Реконкисты  и национальный герой Испании, герой испанских народных преданий, поэм, романсов и драм.   Прославился он во время обороны Валенсии.   Согласно легенде, Эль Сид перед смертью заставил жену дать обещание, что она посадит его мертвое тело на его боевого коня.   Вид Эль Сида, восседающего на коне над городом, устрашил мусульман, и они бежали.


Герой  был похоронен в монастыре  недалеко от города Бургоса .  В ходе войны с Наполеоном французские солдаты осквернили могилу Эль Сида и выкинули останки.

Позже остатки  были обнаружены и в 1842 году захоронены  в часовне Бургоса.  В 1921 году их перенесли в главный собор города и торжественно перезахоронили рядом с телом его жены. Вскоре после  смерти   Эль Сида начали появляться многочисленные песни - романсеро.  В честь него на кастильском языке была написана «Песнь о моём Сиде» (конец 12 – начало 13 веков), ставшая вершиной испанского средневекового эпоса.   Благодаря «Песне о моём Сиде» не меньше самого Родриго  известность прибрели его мечи: Тисона и Колада. Оба клинка сохранились. Первый якобы был отнят у эмира Букара, и  сейчас экспонируется в Мадриде - меч считается национальным сокровищем Испании.

Статуя Эль Сида на площади перед музеем

 Бронзовый памятник  высотой более пяти  метров на площади около музея  изваяла  Анна Хантингтон, жена  Арчера Хантингтона,  основателя музея.   Родилась Анна в Бостоне семье известного зоолога и с детства любила лошадей. Сначала она хотела стать скрипачкой, но потом увлеклась  скульптурой,  особенно анималистической.  После смерти отца, Анна уезжает в Нью-Йорк, где обучается на курсах Студенческой художественной лиги и работает по-прежнему над скульптурами животных.  В начале двадцатого века Анна едет в Европу. 

Для города Блуа она создаёт конную статую Жанны д’Арк, за которую в 1920 году была награждена правительством Франции орденом Почётного легиона.   Пока Анна была во Франции , поклонники Жанны дАрк  собрали деньги  на памятник в честь пятисотлетия со дня рождения Французской героини.  Был объявлен конкурс ,  Анна Хантингтон представила на конкурс свою работу, и она победила. Анна немного изменила французскую  статую    и памятник был установлен в Нью-Йорке   на 93  улице и  Riverside Drive в декабре 1915 года. Ленточку перерезал Томас Эдисон. 
Статуя Жанны  дАрк в Нью-Йорке


Копия этой статуи  стоит в Сан-Франциско  в парке "Золотые ворота"   (Golden Gate Park, San Francisco).  В Нью-Йорке есть еще одна  статуя Жанны д’Арк сделанная Анной. Она стоит в  соборе Иоанна Крестителя , про который я писала в одном из моих постов.  Эта скульптура установлена  на камне,  взятом из того самого Руанского собора, куда перед казнью была заключена Жанна.

Замуж за  Арчера  Хантингтона  Анна вышла,  когда ей было уже сорок семь лет, а ему- пятьдесят три года.  Свадьбу они устроили 10 марта 1923 года, в   их был общий день рождения, так как родились они в один день... 

Статуя Эль Сида в Севилье
 Работать над статуей Эль Сида Анна начала  летом 1924 года, вскоре после того, как они вернулись из своего месячного круиза на яхте. К 1926 году, когда работы над статуей были почти закончены, ее муж написал своему приятелю в Мадриде   , который был приближенным короля Альфонсо XIII , о том, что он бы хотел, чтобы  первая отливка этой статуи была установлена в Испании в городе, где Эль Сид родился.

И статуя стоит- только не в Мадриде,  а в Севилье - там в то время открывалась  Испано- Американская выставка.     Копии этой же статуи можно увидеть в Сан-Диего, Сан-Франциско и Буэнос- Айресе.  Так странно- я видела эти памятники и в Севилье и в Сан-Диего, но историю эту я узнала только совсем недавно, когда стала  писать про Нью-Йорк.
Статуя Эль Сида в Буэнос Айресе


 Кроме самого памятника Эль Сиду на площади перед  музеем,  Анна- автор  двух больших барельефов, расположенных слева и справа от статуи.  Оба барельефа были сделаны во время второй мировой войны. На левом изображен Дон Кихот, а на правом- Боабдил, последний эмир Гренады. 
 Одной из самых популярных статуй Анны Хантингтон является  прелестная статуя Дианы. Первый раз отлита она была в 1922 году, и с тех пор ее копии хранятся во многих местах- В Техасском университете, в Нью-Орлеане,  Гаване (Куба) , Блуа ( Франция) , Мадриде и Токио. 
Add caption

 В Сиракузском университете студенты считают, что, если перед тестами потереть лапку собаки на статуе,  все пройдет  на отлично.  Есть эта статуя в Нью-Йоркском историческом обществе, а та, что стояла в холле при входе  в доме Анны и Арчера на пятой Авеню, сейчас находится   в саду скульптур , созданном ее мужем. Brookgreen Gardens (  South Carolina)  Прожила Анна долгую и насыщенную жизнь . Когда ей было хорошо за семьдесят, она стала автором еще пяти конных статуй - одна из них -  статуя  кубинского националиста Хосе Марти -  находится в Нью-Йорке на  южной стороне Центрального парка.  Когда ей было девяносто- она все еще работала! Умерла она в возрасте 97 лет - потрясающая женщина!
 Я сильно отвлеклась от музея- но не беда- я вернусь к нему в моем следующем посте.  

Статуя Хосе Марти около Центрального парка в Нью-Йорке

1 комментарий:

  1. National Institute of Arts and Letters - Национальный институт (изящных) искусств и литературы. Hispanic - испанский, но в Америке обычно используется в смысле "испаноязычный" и чаще подразумевает "латиноамериканский", но основатель музея имел в виду, типа... "иберийский", ибо все выставленные там художники (из которых ты пока перечислила только Веласкеза... во всяком случае, до следующего "поста") именно с того полуострова. Еще среди работ об Ель Сиде ты не упоминула "Сида" Пьера Корнеля...

    ОтветитьУдалить