воскресенье, 22 мая 2016 г.

Храм торговли

24 апреля 1913  года в семь часов вечера президент Вильсон в Белом доме, в Вашингтоне,  нажал кнопку , и  восемьдесят тысяч лампочек  вспыхнули на небоскребе,   только что построенном  совсем рядом с городской мэрией, за год до этого отметившей свое столетие.
 На 27 этаже  на банкет собрались все сливки тогдашнего Нью-Йоркского общества.  Гилберт, архитектор здания,  поднял тост  :"Это здание- уникально - другого такого нет в Нью-Йорке". И действительно - в то время это был единственный небоскреб, который был полностью построен на деньги его владельца, без всяких там ипотек, а по здешнему   Mortgage.
В 1913 году это здание было символом всего, что тогда добилась Америка. И имя его владельца Фрэнка Вулворта было символом реализации Американской мечты на персональном уровне.


Родился  Фрэнк   в небольшом городишке недалеко от Великих Озер. Отец его был фермером и ожидал, что его сын  станет помогать ему, доить коров перед школой и копать картошку, придя домой после уроков.  Однако у Фрэнка были другие планы- он хотел стать бухгалтером. Окончив школу в16 лет, Фрэнк пытался найти работу в магазинах по соседству - но безрезультатно- у него не было ни опыта ни знаний. Мать помогла ему с деньгами, и Фрэнк проучился два семестра в колледже. Наконец он смог   устроиться продавцом  в местный галантерейный магазинчик .  Первые три месяца ему ничего не платили.  Имеются разного рода версии, как Фрэнку   удалось сделать первые успешные шаги. То ли во время мытья  витрины он так удачно ( по своей инициативе)  расположил товары, что покупатели стали чаще заглядывать в лавку, то ли ему поручили заместить отсутствующего продавца, а он был парень стеснительный и для облегчения своей работы прикрепил к товарам ценники, чтобы лишний раз не отвечать на вопросы... Ведь в то время ценников в магазинах вообще не было, и для продавца было очень важно оценить покупательную способность клиента и продать ему товар подороже.  А ценники не только облегчили работу продавца, они   и привлекали покупателей. 




В общем,  Фрэнк стал работать за три с половиной доллара в неделю. В его обязанности входила инвентаризация и оборудование витрин.
В 1878 году Фрэнк занял триста долларов и открыл свой первый магазин "Все за 5 центов " в городке Utica, штат Нью-Йорк. Этот  магазинчик и был пра-пра-пра-дедушка долларовых магазинов, которые сейчас можно увидеть практически в каждом городе и городке Соединенных Штатов. Только сейчас там все стоит несколько  больше одного доллара - ну что поделаешь - инфляция...А начиналось-с пяти центов...
 Первый пятицентовый магазинчик прогорел через несколько недель, но упорный Фрэнк открыл другой, теперь уже в Пенсильвании. Он расширил ассортимент и добавил товаров подороже - не только по пять, но и аж по десять центов.  В первый же день товара было продано на 128 долларов. 


 Вот что можно было купить у него в магазине- тетрадки, молотки,  полицейские свистки, носовые платки, нитки, кошельки, ножи для резки бисквитов, сито для муки, точилки для карандашей, салфетки...Ну практически тоже самое, что и сейчас в подобных магазинах продается.
Вскоре Фрэнк открыл второй магазин и поручил его своему брату. Дело пошло в гору - может быть благодаря тому, что было правильно выбрано место- недалеко от большого поселения иммигрантов,  для которых ярлычок с ценой позволял не задавать вопросов на малознакомом языке,  да и  сама цена была весьма привлекательна.
В 1886 году сеть магазинов Вулворта состояла уже из семи пятицентовых магазинов. В 1895 году их количество достигло двадцати восьми, а через пять лет — пятидесяти девяти. Оборот достиг одного миллиона долларов. 
 Вулворт разработал собственную бизнес- стратегию. 


Он размещал товары на витринах, снабжая их яркими ценниками,    на которых  никогда не писалась сумма больше 25 центов. «Наша реклама — это витрины и прилавки, — говорил Вулворт. Работники магазинов Вулворта никогда не уговаривали покупателей приобретать что-либо. Человек мог сам взять в руки и рассмотреть то, что его интересовало, поэтому продавцы ему требовались  менее квалифицированные и значит платить им можно было  меньше.   Фрэнк  нанимал неквалифицированный персонал, в обязанности которого входило лишь следить, чтобы никто тайком не выносил разную мелочь из магазина. «Дешевые товары могут быть только при дешевых сотрудниках». – Говорил Фрэнк. Вулворт часто использовал распродажи – едва спрос на товар начинал падать. Каждые две недели он умышленно менял выкладку товар для большего эффекта разнообразия. От услуг посредников Вулворт   отказался, заключая прямые договора с производителями товаров.



 В 1900 году Вулворт  приказал всем его 59 магазинам украсить свой фасад одинаково , и  после этого фирменный стиль  его магазинов не изменялся .  К этому времени Вулворт уже перестал быть просто купцом- торговцем, он стал полноправным членом Нью-Йоркской элиты. Из своего дома в Бруклине он перебрался в гостиницу на Пятой авеню,  построил несколько домов на  East 80th Street и купил огромное загородное поместье.



Успех  его магазинов в начале 20 века был просто феноменальным.  К 1910 году компания Вулворта имела три сотни магазинов, и не только в маленьких городках, но и в самых фешенебельных районах Нью-Йорка, а также в Лондоне.  Для того, чтобы поддерживать низкий уровень цен, Вулворт покупал  товары на тех рынках, где труд стоил дешево. В то время это означало - Европа.  Во время своей  поездки в Германию он писал:   "Теперь я понимаю,  почему эти игрушки так дешевы.  Их изготовляют женщины и дети у себя дома. Некоторые женщины в Америке думают, что они работают очень тяжело, но если они посмотрят на немецких женщин, они поймут, что глубоко ошибаются. Эти бедные немецкие  женщины работают день и ночь, а потом идут 5-10 километров с тридцатикилограммовым грузом на спине, чтобы продать свой товар".

В 1912 году Вулворту принадлежало  уже  шестьсот магазинов.  


 Вулворт  поручил архитектору Кассу Гилберту спроектировать небоскрёб в готическом стиле. Он хотел, чтобы здание стало самым высоким в Нью-Йорке, да и во всём мире.   Во всем мире не получилось- Эйфелева башня, построенная в 1899 году, все равно оказалась выше, но это башня, а вот  небоскреб был самым высоким зданием в мире когда его построили  и продержал пальму первенства аж до 1930 года.



В те времена этот небоскреб рекламировался как "вертикальный город"- газеты писали, что в нем есть все- на первом этаже- банки, под ними - парикмахерские и бассейн, Рядом с банками- магазины, ресторан, библиотека,   на 28 этаже- спортивный зал, а на 58 этаже- обсерватория и терраса со смотровой площадкой.  Для того, чтобы добраться до этой площадки надо было или вскарабкаться по винтовой лестнице, или воспользоваться круглым лифтом со стеклянными стенками.  Билет стоил  50 центов.  На церемонии открытия  небоскреб назвали   «храмом торговли»  из-за его великолепия и  некоторой похожести на европейские готические соборы.


Офис  Вулворта занимал только два этажа остальные сдавались.   Когда небоскреб строился, Вулворт попросил архитектора Гилберта  оформить его офис в имперском стиле.    Кроме офиса на сороковом этаже у Вулворта была квартира оформленная в стиле Ренессанса с камином, отделанным итальянским мрамором и голландскими гобеленами. Кроме этих двух помещений, на 25 этаже у него была еще одна квартира- для любовницы.  Особое внимание Вулворт уделили оформлению своей  Императорской комнаты в офисе. Он хотел, чтобы офис его корпорации был самым красивым не только в Нью-Йорке но и вообще во всем мире! 


Он писал, что на  оформление офиса большое влияние оказали комнаты Наполеона во дворце  Фонтанбло. Вулворт ездил во Францию в 1912 году.  Для него специально изготовили две точных копии наполеоновского кресла Будучи во Франции он скупал для себя все вещи, связанные с Наполеоном- большой портрет Наполеона во время коронации, бронзовую чернильницу с маленькой конной статуей Наполеона, часы, которые подарил русский царь Александр Первый Наполеону, бюст Наполеона...Вулворт  отождествлял себя с Наполеоном, управляя  своей огромной торговой империей.

В небоскребе были установлены скоростные лифты- самые быстрые в мире  в то время. Они были не только самые быстрые но и самые безопасные - в них  были применены специальные воздушные подушки безопасности.  Еще в здании была огромная труба-  самая высокая печная труба в мире.   Потом трубу убрали и на ее месте  установили новые лифты. В подвале дома был прямой вход  в метро.


Газета The Wall Street Journal   в 1913 году писала про небоскреб :"В результате комбинации итальянского, французского стиля со стилем эпохи Возрождения плюс готические элементы  было построено самое прекрасное здание в мире.  В нем было 29 лифтов и87 миль электропроводки"
  Сорок лет управлял империей Вулворт.  У него у первого его работники  имели оплаченные праздники и больничные. Это Вудворт ввел в обиход  премию к Рождеству . Он оплачивал своим работникам затраты на медицинские услуги.


 Вулворт  умер в Апреле 1919 года, не дожив нескольких дней до празднования сорокалетия своего бизнеса. Газета New York Times в  своем некрологе писала, что он сделал деньги не продавая немного задорого, а продавая много задешево.


 Просто поразительно, что его магазинам удалось заполнять свои полки товарами только по 5 и 10 центов в течение 55 лет. Только к 1930 году  под действием инфляции, в его магазинах стали появляться вещи аж по 20 центов!
К столетию Фрэнка Вулворта его сеть магазинов стала самой большой в мире, о чем есть даже запись в книге рекордов Гиннеса.  К 1979 году в сеть входило более 800 магазинов.



Однако потом дела стали идти хуже, усилилась конкуренция. В 1997 году акции  магазина Wal-Mart заменили акции Вулворта в индексе Dow Jones Industrial. В этом же году компания объявила о закрытии 400 своих магазинов - это был конец империи. Отдельные магазины еще некоторое время  сохранялись в Австрии, Германии, Мексике и Англии. 


 Единственным напоминанием  о компании  в Нью-Йорке остались магазины  Foot Locker - в 1963 году компания  Вулворт купила Kinney Shoe Corporation, от  которой отпочковался  этот обувной магазин.

Империи нет - а небоскреб стоит и украшает собой город. Он не только хорош снаружи, в нем есть потрясающей красоты лобби.   Стены лобби украшает мрамор различных цветов  с одного из греческих островов, на потолке- мозаика, по бокам- мраморные лестницы,  около стен -   бюсты-карикатуры.

Особенно интересны два из них- Вулворта, с монеткой в руке  и главного архитектора  Гилберта, обнимающего модель небоскреба.    Зайти внутрь просто так поглазеть нельзя...


Но зато можно пойти на экскурсию- пра-пра-правнучка архитектора организовала туры и каждый теперь туда может попасть- правда не бесплатно - вот ссылка на туры. Туры не дешевы- 20 долларов за 30 минут удовольствия, и 45 за полтора часа.
В это потрясающее лобби просто так не смогут попасть даже владельцы новых кондо,    которые будут находиться на последних этажах небоскреба, начиняя с 29.  

У жильцов будет свой отдельный вход.  Все квартиры будут супер-дупер эксклюзивными- самая маленькая односпальная   площадью чуть больше 120 кв.м.  будет стоить около 4 миллионов. А двухэтажный пентхауз  планируют продать за 110 миллионов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий