В Музее Искусства и Дизайна около Columbus Circle (MAD MUSEM) , не так давно открылись две замечательные выставки, особенно интересные для прекрасной половины нашего общества. Про одну из этих выставок- выставку сумочек дизайнера Джуди Лейбер (Judith Leiber) я писала в прошлый раз, а сейчас расскажу про выставку одежды под названием "Counter-Couture: Handmade Fashion in an American Counterculture" . В названии этой выставки есть два замечательных слова, близких моему сердцу. Во-первых это American Counterculture.
В 1969 году Теодор Роззак (Theodore Roszak) , американский культуролог и философ, опубликовал монографию "Создание контркультуры: Размышления о технократическом обществе и его молодежной оппозиции" (The making of counter culture: Reflection on the Technocratic Society and its Youthful Opposition, которая вышла тиражом 400 000 экземпляров. Основная идея контркультуры – протест против так называемых идеалов американского образа жизни и потребительских ценностей "среднего класса".
Вот как описывает Роззак то общество " После расцвета военных лет экономика, казалось, попала в новые руки. Какой смысл уламывать рабочих на уступки по поводу грошового повышения заработных плат, когда столько всего вокруг? Те из нас, кто жил тогда, искренне верили, что конца Веку Изобилия не будет.
Он казался столь глубоко заложенным в нашей истории и наших целях, столь рационализированным теорией экономической экспансии, что виделся воплощенной судьбой американской цивилизации. На одном конце ежедневных поездок «пожирателей бензина» значились города, еще только начинавшие разрастаться в безликие «агломерации». Другой конец маршрута был – елисейские поля пригородов, аккуратно нарезанных на простенькие спальные кварталы для третьесортных семей, населивших в качестве героев старые телесериалы, отошедшие в область фольклора.
Каждому дому полагался свой газон в одну восьмую акра, которому непременно требовалась мощная газонокосилка; и своя безупречная кухня, центром которой был набитый холодильник размером с товарный вагон. А в доме, среди сверкающей бытовой техники и гудящих электроприборов, суетилась мамаша-домохозяйка, вечно улыбающаяся, вечно в фартуке, из прически не выбивается ни один волосок, посвятившая себя ежедневной борьбе с пылью на навощенном полу."
Роззак рассматривает контркультуру как молодежный вызов всему этому. "Поколение, выросшее на юмористическом журнале «Мэд» и книге «Над пропастью во ржи», учило, что образ жизни родителей – нелеп. Что им оставалось, как не, цитируя Пола Гудмена, «дойти до абсурда»? К концу пятидесятых самые смелые представители нового поколения в кризисе личности уже решили, что поэты-битники и фольклорные певцы из Гринвич-вилледж – лучшие ролевые модели, чем отцы, продавшие душу «Дженерал моторс», или матери, целый день хлопочущие на кухне в маниакальном стремлении испечь удачный бисквит. " «Слышу, поет Америка», – пророчески сказал однажды представитель контркультуры Уолт Уитмен. «Разные песни», что он приветствовал, никогда еще не звучали из стольких уст и так величественно, как в ту замечательную эпоху".
Первое поколение протестующих- поколение "битников ", второе - это "хиппи" – "дети цветов". Граница между битниками и хиппи условна: поздние битники – это, фактически, первые хиппи. Ах, какое это было чудесное романтическое время - время моей первой молодости...
Да еще второе слово в название выставки Handmade было мне очень близко. Сколько я цветастых юбок на моей любимой швейной машинке сшила. Еще помню- сапоги-валашки из войлока цветными нитками расшивала.
"Волосы стали формой протеста: ходить длинноволосым означало быть несогласным". писал Роззак. И одежда тоже стала одной из протестных форм. Американская молодежь того времени протестовала против всего, что считалось ценностями американского среднего класса. И одевалась молодежь так, что родители только в ужасе за голову хватались. Работали тогда дизайнеры, которые удовлетворяли эту потребность в уникальности и необычности.
Сейчас вещи, сделанные в 60-70 годах прошлого века поражают обилием красок и деталей и ну совсем не кажутся экстравагантными ни протестными. Выставка удивительно красива, народу мало, музыка- тихая ретро этого же времени. В четверг вечером с 6 до 9 вечера в музее плата по желанию, а жители Нью-Йорка могут вообще один год ходить в него бесплатно- надо только предъявить Нью-Йоркское ID.
Комментариев нет:
Отправить комментарий