Каждый год около Рокфеллер -центра на летний сезон ставится какая-нибудь то ли скульптура, то ли инсталляция... Причем почти всегда что-нибудь странное. В 2013 году это была огромная голова с одним глазом, сделанная из живых растений. В 2016 году я там обнаружила большой в форме фасоли бассейн, поставленный на попа. Называлось это сооружение "Ухо Ван-Гога".
В прошлом году на том месте, где зимой ставят рождественскую елку, летом поставили надувную балерину высотой с пятиэтажный дом. Балерина эта была копией маленькой фарфоровой статуэтки, выпущенной в 1955 году в СССР.
А в этом году в самом начале мая там появилась странная аллегорическая композиция , на которой в центре на высоком шесте, обвитом змеей, раскинул широченные крылья орел, на спине которого - раскрытая книга. Еще полно книг валяется на постаменте около основания шеста, и все это темно-свинцового цвета. Автор этого весьма мрачного сооружения - немецкий скульптор Ансельм Кифер.
Ансельм Кифер все свои произведения создавал для людей, знакомых с мировой культурой - историей, религией, литературой. И бессмысленно смотреть на его творения, не понимая, что за этим стоит.
Кифер- имя для меня совсем новое, и я благодарна Public Art Fund , который как раз и занимается многочисленными летними выставками на открытом воздухе, и Ларри Гагошьяну, владельцу известной Нью-Йоркской художественной галерее Gagosian , благодаря которым работа Кифера была установлена на таком известном и людном месте. Так как я не являюсь постоянным посетителем Met Breuer - относительно нового отделения Метрополитен - музея, то персональную выставку Кифера "Provocations: Anselm Kiefer" , закрывшуюся меньше месяца назад в этом музее, я попросту пропустила.
Ансельм Кифер родился в небольшом немецком городке в 1945 году, за два месяца до конца Второй Мировой войны. Детство его прошло среди развалин - городок его детства сильно бомбили. И место и время рождения художника определили его творчество- темы нацизма и Холокоста в его работах тесно переплетаются. Еще будучи студентом, Ансельм Кифер в 1969 г. написал восемь автопортретов, на которых он поднимал руку в гитлеровском приветствии. Эта история наделала в Германии много шума.
К 1981 году относится самая известная работа Кифера — «Интерьер», изображающая обгоревшую рейхсканцелярию. К тому же времени принадлежат пронзительные картины на тему холокоста — о немке «Маргарите», соломенные косы которой поедает огонь, и еврейке «Суламифь», волосы которой стали пеплом.
В 1985 году художник купил снятые с Кельнского собора обветшавшие листы свинцовой кровли. И с этого времени свинец- один из основных материалов, используемых художником. Именно свинец дает такой мрачный цвет инсталляции около Рокфеллер - центра. Свинцовые листы стали страницами многочисленных книг.Интерьер. 1981 |
Кифер весьма и весьма знаменит. Он – единственный из живущих художников, чьи работы входят в постоянную коллекцию Лувра. Кифер вообще стал первым художником, получившим Премию мира германской книжной торговли, а также «нобелевскую премию в сфере искусства» – Praemium Imperiale, присуждаемую Japan Art Association.
На выставке «Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову» в Эрмитаже |
В 2017 году первое место в рейтинге самых посещаемых выставок Москвы и Санкт-Петербурга стал проект «Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову», который был показан в Эрмитаже. Выставку посетили 600 тысяч зрителей. Кифер создал это проект специально для Эрмитажа - около тридцати полотен посвящены Хлебникову, одному из основоположников русского футуризма. Вот что писал Мандельштам о Хлебникове :
"Подобно Блоку, Хлебников мыслил язык как государство, но отнюдь не в пространстве, не географически, а во времени. Хлебников не знает, что такое современник. Он гражданин всей истории, всей системы языка и поэзии. Какой-то идиотический Эйнштейн, не умеющий различить, что ближе — железнодорожный мост или «Слово о полку Игореве». Поэзия Хлебникова идиотична — в подлинном, греческом, неоскорбительном значении этого слова. "
Кифер говорил : “Я мыслю изображениями. Стихи помогают мне в этом. Они подобны маякам. Я плыву к ним, от одного к другому. Без них – я пропал. Они становятся опорой, на которой в безграничности пространства концентрируется все”.
В Нью-Йорке Кифер впервые побывал в 1971 году. Кифер писал: "Я всегда был строителем. Для меня картина всегда остается неоконченной- она изменяется во времени. Ну как силуэты Нью-Йорка - доказательство того, что не все то золото, что блестит".
Официально Нью-Йоркская композиция, установленная около Рокфеллер - центра, называется "Uraeus". И сделал ее Кифер специально для этого конкретного места.
Uraeus -кобра в Египте олицетворяла "огненный взор Ра", который изображался в виде змей, извивающихся по обеим сторонам от крылатого солнечного диска. Позже кобру изображали на короне или головном уборе правителя. Египтяне верили, что кобра будет изрыгать огонь на приближающегося врага.
Еще змея считается символом бессмертия и вечной жизни, являясь непременным атрибутом святых. В современном мире змея, обвивающая палку, прочно ассоциируется с медициной. Палка -это посох Асклепия.
Асклепий |
Со змеей в этой композиции вроде бы разобрались. Теперь о крыльях. Крылья как символы могут означать духовную природу, подвижную, защищающую силу божества. Распростертые крылья - божественная защита или небесная пелена, предохраняющая от яростного жара Солнца.
Но на всех сайтах, рассказывающих, что же все таки кроется за странной композицией Кифера, крылья связываются с египетской богиней Нехбет, символом которой является орел-стервятник. И эти серые мощные крылья, которые возносят к небу книгу , конечно, вовсе не ангельские крылышки или крылья святого духа.
Пора перейти к самому интересному - книге. В этой скульптурной композиции книг много, и все они с раскрытыми страницами навалены грудой на постаменте, и лишь одна книга, раскрытая посередине, покоится высоко, на распахнутых крыльях.
По словам Ансельма Кифера, книга на крыльях- это самый знаменитый роман философа Фредерика Ницше "Also Sprach Zarathustra" - "Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого".
В этой книге рассказывается о судьбе и учении философа, взявшего себе имя Заратустра в честь древнеперсидского пророка Зороастра (Заратуштры). Одной из основных идей романа является мысль о том, что человек – промежуточная ступень в превращении обезьяны в сверхчеловека «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной». Изданная впервые в 1885 году книга вызвала бурную полемику в обществе и оказала большое влияние на мировоззрение не только современников философа, но и на последующие поколения.
Этот роман Ницше и еще Библию немецкие солдаты Первой мировой войны чаще всего носили в своих вещмешках.
Ричард Штраус написал симфоническую поэму под названием Так говорил Заратустра, состоящую из девяти частей, каждая из которых носит название одной из глав этого трактата, а Густав Малер включил в состав Третьей симфонии «полуночную песнь» Заратустры.
А Лев Толстой писал «Читал Ницше „Заратустра“ и заметку его сестры о том, как он писал, и вполне убедился, что он был совершенно сумасшедший, когда писал, и сумасшедший не в метафорическом смысле, а в прямом, самом точном: бессвязность, перескакивание с одной мысли на другую, сравнение без указаний того, что сравнивается, начала мыслей без конца, перепрыгивание с одной мысли на другую по контрасту или созвучию, и все на фоне пункта сумасшествия — idee fixe о том, что, отрицая все высшие основы человеческой жизни и мысли, он доказывает свою сверхчеловеческую гениальность.»
Вот что говорил об э той книге сам Ницше в своей работе " Ecce Homo, как становятся самим собой" : "Среди моих сочинений мой Заратустра занимает особое место. Им сделал я человечеству величайший дар из всех сделанных ему до сих пор. Эта книга с голосом, звучащим над тысячелетиями, есть не только самая высокая книга, которая когда-либо существовала, настоящая книга горного воздуха - самый факт человек лежит в чудовищной дали ниже её - она также книга самая глубокая, рождённая из самых сокровенных недр истины, неисчерпаемый колодец, откуда всякое погрузившееся ведро возвращается на поверхность полным золота и доброты. "
И именно эти слова цитировал Ансельм Кифер на открытии своей композиции в Нью-Йорке в начале мая этого, 2018 года. И именно эта книга, по замыслу скульптора, возвышается над всеми остальными книгами..
Комментариев нет:
Отправить комментарий