Бруклинский мост —да... Это вещь! . Часть 1

Сто тридцать два года назад 24 мая 1883 года весь Нью-Йорк праздновал открытие моста. В Бруклине детям в школе дали выходной, мастерские и фабрики  в Бруклине были закрыты , в Манхэттене был короткий день- все высыпали на улицы! Тысячи граждан приветствовали праздничную процессию. Только по железной дороге прибыло около пятидесяти тысяч человек, на реке было тесно от лодок и лодочек. Открывал процессию президент соединенных штатов. Вечером был огромный фейерверк.

До постройки моста добраться из Бруклина в Манхеттен можно было только на лодке или пароме. Паромы были небольшие и к середине девятнадцатого века уже не справлялись с возрастающим потоком пассажиров. Хотя- надо признать- в путешествии на пароме была   романтика.  Про переправу на пароме известный американский поэт Уолт Уитмен написал большое стихотворение. Вот что  писал Корней Чуковский в своем произведении "Мой Уитмен":

Вид на мост с парома
Он задумывается о будущих людях, которые через много лет после его смерти будут все так же переезжать из Бруклина в Нью-Йорк, и обращается к этим будущим, еще не родившимся людям, к своим далеким потомкам с такими необычными стихами:
Время — ничто и пространство — ничто.
Я с вами, люди будущих столетий.
То же, что чувствуете вы, глядя на эту воду, на это небо,

чувствовал когда-то и я.
Так же, как освежает вас это яркое, веселое течение реки,

освежало оно и меня
Так же, как вы теперь стоите, опершись о перила, стоял когда-то и я.


Уитмен жил в Бруклине и часто ездил на пароме в Манхэттен. И когда он это писал в 1856 году ему и в голову не могло придти, что два очень скоро берега соединят мосты, и самым первым будет  Бруклинский мост , построенный  меньше чем через 20 лет после написания этого стихотворения.
Когда  Восточная река( East River)    замерзала, паром естественно не работал. Это случалось не часто. Вот я за все восемнадцать лет жизни в Нью-Йорке такого ни разу не видела, чтобы река вся полностью замерзала. Правда, в этом году паромная навигация испытывала проблемы из-за льдин на реке, но про то, чтобы пешком можно было перебраться из Бруклина в Манхэттен, как это не раз было в девятнадцатом веке, не могло быть и речи.  Кстати,  East River  вовсе не река,  а длинный океанский пролив между Длинным Островом ( Long Island) на котором   находится Бруклин,  и Манхэттеном, но все называют этот пролив восточной рекой, и на картах тоже такое название написано, так что я тоже так называть этот пролив буду. Так вот  в 19 веке , по воспоминаниям живших тогда в Нью-Йорке East River замерзала  чаще чем раз  десять лет: в январе 1851 и январе 1857 годов, зимой 1867  года.  А число перевозок  через реку год от году все увеличивалось. 

 Проектов  переправы было множество -   подземный туннель, плавучий мост, каменный тяжелый мост, перегораживающий пролив. Победил проект Джона Роблинга.  Роблинг родился в Германии, там же окончил школу и университет и начал работать.  Когда Джону было 25 лет,  он со своим братом переехал в Америку и поселился в Пенсильвании.    Джон,  успевший к 1869 году прославится своими мостами на  реках Огайо, предложил уникальную для того времени идею - заменить чугун на высокопрочную сталь, из которой и сделать канаты для поддержки моста. В те времена сталь была еще в новинку , и его противники считали идеи Роблинга утопическими - ведь канаты заржавеют.    На это Роблинг ответил, что он гальванизирует тросы, что поможет избежать коррозии.
Во времена постройки Бруклинского моста роль аэродинамики еще была неизвестна — в ветряных тоннелях мосты начали проверять только в 1950х годах.  И поэтому оказалось случайностью, что конструкция связки стальных канатов,  спроектированная Джоном, оказалась почти в шесть раз прочнее, чем он сам считал. И те диагональные тросы, что тянутся от верха башен к поверхности моста, вообще можно было и не ставить.  
Строительство моста началось  конце 1869 года.  Вскоре  после его  начала с  Джоном Роблингом случилось несчастье. Он сильно повредил ногу- ему раздробило стопу.   Пришлось произвести ампутацию, однако антисептики тогда отсутствовали и уколы от столбняка тоже.    Джон   скончался от столбняка,  и   его сын Вашингтон, который вместе с отцом работал на строительстве,    принял руководство стройкой.

Первый этап предусматривал строительство двух башен - одной на стороне Манхэттена, другой- в Бруклине.  Для того, чтобы сделать гранитный фундамент,  рабочим нужно было находиться  под землей или под водой.  Именно во время строительства бруклинского моста появился жаргонный термин Sandhog   ( песчаный боров),  обозначающий  строительных рабочих, работающих  под землей.   Ведь слово "шахтер" не подходит под эту профессию, которая  в Нью-Йорке была очень популярна.

 
 Роблинг решил, что его бригады будут работать внутри кессонов – гигантских деревянных ящиков, погружаемых под воду. Под давлением кислород постоянно закачивался внутрь чтобы,  рабочие   могли дышать. Основной опасностью при такой работе была кессонная болезнь.   В результате быстрого изменения   давления, газы вдыхаемой смеси перенасыщают кровь, разрушая стенки клеток и кровеносных сосудов. Кессоны были изобретены только в 1841 году, и причины этой болезни  были мало изучены.

Портрет Эмили в
 Бруклинском музее
Многие рабочие в результате декомпрессии во время строительства моста стали инвалидами, пострадал и сам Вашингтон, который  лично спускался  в кессон для  наблюдения за строительством.   В один из этих спусков  случился пожар, и Вашингтон принял участие в его тушении.  Его парализовало,  и  он мог только наблюдать  в бинокль   за строительством моста из окна своей спальни.  И тут ему на помощь пришла его жена.  Эмили была удивительная женщина! 

 Вашингтон и Эмили  познакомились на военных танцах и поженились в 1865 году.  Эмили заинтересовалась строительством.    Она    получила хорошее образование в области мостостроения  и очень хотела помогать  мужу в его работе.  Когда ее Вашингтон заболел,  Эмили фактически взяла на себя руководство стройкой.  Она регулярно посещала строительные площадки и передавала инструкции Вашингтона.  

Мост строили 14 лет, и 11 лет  стройкой  руководила Эмили - она практически  стала главным инженером. Она встречалась с должностными лицами, проводила обсуждения с инженерами и тренировала работников.

 Во время празднования открытия моста  24 мая 1883 года Эмили  была одной из первых, кто  вместе с президентом в экипаже проехал по мосту. После завершения строительства Бруклинского моста семья  Роблингов переехала в  соседний штат New Jersey.  Эмили  прожила долгую жизнь, вырастила двоих детей,  окончила Нью-Йоркский университет и получила степень юриста.  Она много путешествовала, присутствовала в России на коронации Николая Второго и была представлена королеве Виктории.  Ее портрет находится в Бруклинском музее.
Эмили, ее муж и свекр -
 скульптура около моста в Бруклине


В самый первый день по мосту прошло более ста пятидесяти тысяч человек и проехало почти две тысячи экипажей!  Строительство этого моста подтолкнуло в 1898 году к объединению  Бруклина и Манхэттена  в один город  -Нью-Йорк.  
Про то, что происходило с мостом после окончания строительства я расскажу в следующий раз - через неделю.

1 комментарий: