До постройки моста добраться из Бруклина в Манхеттен
можно было только на лодке или пароме. Паромы были небольшие и к середине
девятнадцатого века уже не справлялись с возрастающим потоком пассажиров. Хотя-
надо признать- в путешествии на пароме была романтика.
Про переправу на пароме известный американский поэт Уолт Уитмен написал
большое стихотворение. Вот что писал Корней Чуковский в своем
произведении "Мой Уитмен":
Он задумывается о будущих людях, которые
через много лет после его смерти будут все так же переезжать из Бруклина в
Нью-Йорк, и обращается к этим будущим, еще не родившимся людям, к своим далеким
потомкам с такими необычными стихами:
Время — ничто и пространство — ничто.Вид на мост с парома |
Я с вами, люди будущих столетий.
То же, что чувствуете вы, глядя на эту воду, на это небо,
чувствовал когда-то и я.
Так же, как освежает вас это яркое, веселое течение реки,
освежало оно и меня
Так же, как вы теперь стоите, опершись о перила, стоял когда-то и я.
Уитмен жил в Бруклине и часто ездил на пароме в Манхэттен. И когда он это писал в 1856 году ему и в голову не могло придти, что два очень скоро берега соединят мосты, и самым первым будет Бруклинский мост , построенный меньше чем через 20 лет после написания этого стихотворения.
Проектов переправы было множество - подземный туннель, плавучий мост, каменный тяжелый мост, перегораживающий пролив. Победил проект Джона Роблинга. Роблинг родился в Германии, там же окончил школу и университет и начал работать. Когда Джону было 25 лет, он со своим братом переехал в Америку и поселился в Пенсильвании. Джон, успевший к 1869 году прославится своими мостами на реках Огайо, предложил уникальную для того времени идею - заменить чугун на высокопрочную сталь, из которой и сделать канаты для поддержки моста. В те времена сталь была еще в новинку , и его противники считали идеи Роблинга утопическими - ведь канаты заржавеют. На это Роблинг ответил, что он гальванизирует тросы, что поможет избежать коррозии.
Строительство моста началось конце 1869 года. Вскоре после его начала с Джоном Роблингом случилось несчастье. Он сильно повредил ногу- ему раздробило стопу. Пришлось произвести ампутацию, однако антисептики тогда отсутствовали и уколы от столбняка тоже. Джон скончался от столбняка, и его сын Вашингтон, который вместе с отцом работал на строительстве, принял руководство стройкой.
Первый этап предусматривал строительство двух
башен - одной на стороне Манхэттена, другой- в Бруклине. Для того, чтобы сделать гранитный фундамент, рабочим нужно было находиться под землей или под водой. Именно во время строительства бруклинского
моста появился жаргонный термин Sandhog ( песчаный боров), обозначающий строительных рабочих, работающих под землей.
Ведь слово "шахтер" не
подходит под эту профессию, которая в
Нью-Йорке была очень популярна.
Роблинг
решил, что его бригады будут работать внутри кессонов – гигантских деревянных
ящиков, погружаемых под воду. Под давлением кислород постоянно закачивался
внутрь чтобы, рабочие могли дышать. Основной опасностью при такой
работе была кессонная болезнь. В результате быстрого изменения давления,
газы вдыхаемой смеси перенасыщают кровь, разрушая стенки клеток и кровеносных
сосудов. Кессоны были изобретены только в 1841 году, и причины этой болезни были мало изучены. Портрет Эмили в Бруклинском музее |
Вашингтон и Эмили познакомились на военных танцах и поженились в 1865 году. Эмили заинтересовалась строительством. Она получила хорошее образование в области мостостроения и очень хотела помогать мужу в его работе. Когда ее Вашингтон заболел, Эмили фактически взяла на себя руководство стройкой. Она регулярно посещала строительные площадки и передавала инструкции Вашингтона.
Мост строили 14 лет, и 11 лет стройкой руководила Эмили - она практически стала главным инженером. Она встречалась с должностными лицами, проводила обсуждения с инженерами и тренировала работников.
Эмили, ее муж и свекр - скульптура около моста в Бруклине |
В самый первый день по мосту прошло более ста
пятидесяти тысяч человек и проехало почти две тысячи экипажей! Строительство этого
моста подтолкнуло в 1898 году к объединению Бруклина и Манхэттена в один город
-Нью-Йорк.
Про то, что происходило с мостом после
окончания строительства я расскажу в следующий раз - через неделю.
Спасибо, очень интересно!
ОтветитьУдалить