Рокфеллер предложил построить комплекс административных зданий, а на вырученные от их продажи деньги в том числе профинансировать новое здание оперы.
Строительство центра - самый большой частный проект за всю историю Америки. Строительство возглавил Джон Тодд. На стройке было занято ( по разным данным) от сорока до семидесяти тысяч рабочих. Строительство «Рокфеллер-центра» дало работу тысячам и десяткам тысяч горожан во время Великой Депрессии. Успешное успешная реализация этого проекта внушила оптимизм Нью-Йорку и всей стране.
Есть очень известная фотография «Обед на небоскрёбе», на которой изображены рабочие за перекусом, сидящие на балке на высоте 69 шестьдесят девятого этажа без всяких ремней безопасности. Снимок этот- постановочный, но с настоящими рабочими. Сделан он был 29 сентября 1932 года и опубликован в воскресном приложении к New York Herald Tribune. Основная задача снимка была реклама строящегося здания.
Фотография эта одна из 13 миллионов фото, принадлежащих компании Corbis Images, основанной в 1989 году Биллом Гейтсом.
Семьдесят лет спустя сицилиец Сержо Фурнари, недавно переехавший в Америку, на основе этой фотографии сделал бронзовую композицию с фигурами рабочих в натуральную величину и назвал ее "Обед на небоскребе-в честь Американских героев" Он прикрепил фигуры к балке, а балку положил на крышу грузовика. Работа была закончена в октябре 2001 года.
Грузовик с этими фигурами можно было увидеть на улицах Нью-Йорка еще несколько лет назад. Теперь эта композиция будет установлена в частной галерее в небольшом городке в Нью-Джерси.
Сейчас Рокфеллер Центр - это целый комплекс из 19 небоскрёбов, построенных в основном в 30-ые годы. Некоторые были законсервированы на время войны и вошли в строй в 1946-47 годах. Два здания появились в 70-годах. Комплекс занимает несколько кварталов общей площадью около семи гектаров. Для строительства были привлечены архитекторы, художники и скульпторы со всего мира.
GE Building |
Семидесятиэтажный центральный небоскреб окружали четырнадцать зданий, связанных в один архитектурный ансамбль - остальные пристроены позже. Он не похож на те небоскребы, что строились раньше и имели вид пирамиды.
Этот небоскреб четырнадцатый по высоте среди Нью-Йоркских небоскребов, с одной стороны очень узкий, а с другой- сбоку - широкий, отчего заслужил прозвище «Плита» (The Slab). Благодаря такой конструкции ни одно из рабочих мест внутри не находилось дальше восьми метров от окна. Это было специальное требование Рокфеллера, желавшего обеспечить своих арендаторов самыми лучшими условиями.
Вход в здание GE |
Если войти в это здание, то на потолке можно увидеть фрески. Это совсем не те, что были на этих стенах первоначально. Дело в том, что за роспись стен этого небоскреба отвечал Нельсон Рокфеллер, сын Джона и Эбби . Ему было 24 года и он был очень горд, что участвует в таком огромном и важном проекте. Он хотел пригласить самых лучших мастеров!
Диего Ривьера. Парад в Москве |
Диего Ривьера Замороженные Активы |
При содействии той же Эбби Рокфеллер в 1931 году Музей современного искусства МоМА в Нью-Йорке организовал персональную выставку художника. Перед самым открытием Ривьера нарисовал для выставки три композиции на американскую тему. Одна называлась "Замороженные активы" и изображала три уровня Нью-Йорка: внизу – банковское хранилище с его «замурованным» богатством, в центре – городской приют для бездомных, где люди, точно мертвые тела в морге, лежат на холодном полу, и на самом верху – застывшие величественные небоскребы, словно надгробия на могиле бизнеса. Выставка побила рекорды посещаемости МоМА, а мне совершенно непонятно, как Рокфеллер пошел на поводу своей мамы...
24 апреля 1933 года в New York World-Telegram вышла статья репортера Джозефа Лилли (Joseph Lilly) с кричащим заголовком «Ривера рисует сцены из коммунистической жизни, Джон Д. Рокфеллер младший платит по счету». Вышли и другие фельетоны, и Рокфеллеры заволновались. В тез эскизах, которые предоставил им художник, можно было ясно увидеть рабочих, радостно марширующих под стенами Кремля , и мавзолей тоже четно просматривался -но портрета Ленина не было. А на фреске на стене - был!
Нельсон Рокфеллер весьма вежливо попросил заменить портрет Ленина, но Ривьера - тоже очень вежливо - отказался и предложил в качестве компромисса дополнить роспись портретами национальных героев Америки.
В начале мая субботу вечером один из управляющих работой в сопровождении десятка одетых в униформу охранников вручил Ривьера чек за выполненную работу ( всего в сумме 21 тысяча долларов, включая аванс) и отстранил художника от работы. К вечеру того же дня вокруг здания организовалась стихийная демонстрация в поддержку Ривьеры , художники и поэты писали письма в его защиту. После этого скандала Ривьере отказали в росписи для Чикагской международной ярмарки, и он возвратился в Мексику.
Фреска Ривьеры в Мексике |
Фреску пытались перенести в Музей современного искусства, но это оказалось технически невозможно, и ее попросту закрасили- до нас дошли лишь- эскизы и черно- белые фотографии.
В 1934 году был создан уменьшенный вариант фрески, который Ривьера написал на стене Дворца Изящных искусств в Мехико Сити, под названием «Человек, властелин вселенной».
Фреска Серта в Рокфеллер Центре |
Такая интересная история произошла с этой фреской, и я опять не рассказала ни про остальные здания, ни про елку и каток... Придется продолжить в следующий раз...
Комментариев нет:
Отправить комментарий