Бруклинский мост - это не просто мост, соединяющий два района Нью-Йорка- Манхэттен и Бруклин. Мост этот, можно сказать, визитная карточка города. Мост открыли с большой помпой в 1883 году. На момент его открытия это был самый длинный подвесной мост во всем мире - его протяженность составляет два километра. Башни в то время были самыми высокими архитектурными сооружениями в Нью-Йорке.
История строительства моста удивительна и трагична- вот здесь можно прочитать ее начало в моем предыдущем посте.
Мост открывали с большой помпой- присутствовал сам президент при огромном стечении народа, и в Бруклине был объявлен выходной день.
Однако через шесть дней после открытия на мосту произошла трагедия. До сих пор не понятно, что послужило толчком к возникшей давке- то-ли кто-то споткнулся , покачнулся, а ему показалось, что это мост качается, то ли что-то еще, но началась паника и давка.
Испуганные пешеходы устремились к лестнице, ведущей с моста. Люди влезали на спины друг друга, чтобы выбраться из ловушки. В результате погибло 12 человек, и более 100 оказались ранены. Мало того, что во время строительства погибло 27 человек, включая его архитектора Джона Роблинга, так еще и эта трагедия!
Репутацию моста спас владелец цирка Барнум. 17 мая 1884 года по мосту прошел парад из 21 слона и 17 верблюдов. Самым большим и самым известным слоном на параде был любимец Нью-Йоркской детворы слон по имени Джамбо, ростом более трех метров и весом в пять с половиной тонн.
Между прочим, имя этого слона стало теперь именем нарицательным - когда хотят сказать про что-то очень большое, то говорят например так the jumbo box of cereal.
Судьба этого слона очень интересна - это тоже вполне Нью-Йоркская история. В 1862 году в Африке был пойман годовалый слоненок, который был потом продан в Парижский зоопарк у вокзала Аустерлиц. В 1865 году пара ехидн и слонёнок были обменяны на носорога из Лондонского зоопарка и доставлены в Лондон, и это спасло слоненку жизнь- во время немецкой осады Парижа в ходе Франко-прусской войны (1870—1871) оголодавшие парижане убили и съели всех животных, содержавшихся в зверинце.
В лондонский период жизни Джамбо его посетили более миллиона детей, включая юных Уинстона Черчилля и Теодора Рузвельта. Королева Виктория не упускала случая угостить «фаворита королевской семьи» буханкой хлеба. Благодаря вниманию прессы к концу 1870-х годов слава Джамбо достигла мирового масштаба.В январе 1882 года владелец цирка «Величайшее шоу мира» Барнум предложил Зоологическому обществу продать ему Джамбо за 10 тысяч долларов США. Вся Англия стала на защиту своего любимца- школьники писали письма, а королева Виктория обязалась лично оплатить неустойку, причитавшуюся Барнуму в случае расторжения контракта.
Англию охватила "джамбомания". Сенсацией сезона стал шёлк цвета слоновьей кожи — «джамбо». Однако ничего не помогло, сделка состоялась, и 24 марта 1882 года слон и его смотритель отправились в Нью-Йорк на пароходе. В честь прибытия слона в Нью-Йорк 9 апреля 1882 года был устроен большой цирковой парад — шествие по Бродвею к ипподрому «Мэдисон-сквер-гарден» в сопровождении трёх духовых оркестров, во время которого контейнер с Джамбо везли по улице на специальной платформе, запряжённой шестнадцатью лошадьми и подталкиваемой двумя другими слонами.
Именем слона были названы сигары, вязаные кухонные рукавицы-прихватки и большая швейная машина. Листовки с изображением Джамбо рекламировали нитки, мыло, зубной порошок и фирменную соду для выпечки. Через четыре года в 1884 году слон возглавил шествие на Бруклинском мосту, а через год, во время выступления в Канаде Джамбо погиб- на него наехал товарный поезд. Скелет слона был подарен Американскому музею естественной истории в Нью-Йорке; сердце продано за 40 долларов Корнелльскому университету. Эту информацию, как и две открытки с изображением слона, я взяла из Википедии.
Вернемся однако к Бруклинскому мосту. Этот мост был самый первый стальной подвесной мост. В то время когда его построили, это был самый длинный подвесной мост в мире. Его две башни в то время были самыми высокими сооружениями в городе. Мост называли восьмым чудом света. Он был освещен семидесятью бело- голубыми лампочками по две тысяч свечей каждая- первый в мире мост с электрическим освещением. Напоминаю - это был 1884 год, и большинство домов освещалось газовыми лампами.
Мост был платным- пересечь мост пешком стоило1 цент, 5 центов на лошади и 10 центов - в экипаже. За корову надо было заплатить 5 центов, а за овцу- всего два. В сентябре 1884 года по мосту пустили поезд с паровичком.. Поездка стоила 5 центов в одну сторону. За год поезд перевез более 20 миллионов пассажиров!
Внутри мостовых башен были построены винохранилища- ведь больших холодильников тогда не было, а постоянная прохладная температура внутри огромных каменных массивов была очень привлекательна для торговцев вином. Однако в результате первой мировой войны были введены новые меры безопасности, и склады закрыли.
Казалось, такое знаменитое сооружение, как Бруклинский мост, должно быть исследовано вдоль и поперек. Ан нет... Совсем недавно в 2006 году во время проведения технической инспекции на стороне Манхэттена внутри моста был обнаружен огромный неизвестный склад времен холодной войны, в котором хранились запасы еды, воды и всяческих нужных вещей на случай атомного конфликта.
Там были емкости с водой, бумажные одеяла, лекарства. В железных водонепроницаемых канистрах со штампами 1957 и 1962 годов хранились высококалорийные крекеры.
Бруклинской мост вдохновлял многочисленную армию поэтов, и для русского читателя конечно самым знаменитым является Маяковский:
Как глупый художник
в мадонну музея
вонзает глаз свой,
влюблен и остр,
так я,
с поднебесья,
в звезды усеян,
смотрю
на Нью-Йорк сквозь Бруклинский мост
Желающих спрыгнуть с моста всегда было много- это были и искатели славы, были и самоубийцы. Первым в 1885 году был инструктор по плаванию Роберт Одлум. Роберт вовсе не хотел покончит с собой- он хотел продемонстрировать людям, что при пожаре надо не боятся выпрыгивать из окон на приготовленную сеть. Он заранее оповестил полицию, что собирается это сделать. Он спрыгнул с перил, подняв одну руку вверх. По его идее он должен был войти в воду вертикально, однако сильный ветер, дувший в тот день, нарушил его планы. Роберт упал в воду боком и умер из-за сломанных ребер и разрыва селезенки, печени и почек.
Через год прыжок Стива Бруди был более удачным. Этот прыжок принес ему славу - Бруди открыл небольшой салун, а также получил роли в водевилях.
Изначально мост был спроектирован в двух уровнях- нижний для поездов и карет , а верхний- для пешеходов. Так и осталось. Однако коммерческим машинам и автобусам въезд на мост запрещен- расстояние между этими уровнями недостаточно. Раньше по мосту ездили поезда и трамваи, а сейчас - только машины в шесть полос.
После того как в 2007 году развалился мост в Миннеаполисе, общественность Нью-Йорка забеспокоилась - по слухам при последней инспекции состояние Бруклинского моста было не очень хорошим. В 2010 году начался ремонт, который продолжается до сих пор и стоит уже более 500 миллионов долларов.
Но пешеходная дорожка открыта, и в хорошую погоду на ней толпа! Так что мой совет - если вы хотите пройтись по одному из самых популярных прогулочных маршрутов города, начинайте рано и идите от Бруклина к Манхеттену, тогда народу будет на так много, солнце будет вам в спину и незабываемые кадры обеспечены!
Комментариев нет:
Отправить комментарий