Если сравнить небоскребы Рокфеллер-центра с небоскребами, построенными, раньше- видна существенная разница. Нью-Йоркские небоскребы первой четверти двадцатого века украшались балкончиками, башенками, колоннами - и все это на такой высоте, что только птичкам это было видно. В небоскребах Рокфеллер-центра все функционально- они знаменую собой начало нового стиля в строительстве небоскребов.
Между прочим, Джон Рокфеллер вовсе не хотел, чтобы центр назывался его именем- на этом настоял Айви Ли, ответственный за связи с общественностью. Ли подсчитал, что таким образом будет привлечено большее количество бизнесменов, которые захотят разместить в здании свои офисы.
GE Building |
Интересно отметить, что отнюдь не всегда все офисные помещения в Рокфеллер центре были заняты. Через десять лет после постройки здания, когда кончилась вторая мировая война, дела в стране шли просто отлично. К 1967 году на освобождаемое пространство даже была очередь! Но всего - лишь три года спустя, в 1970, около трети помещений стояло пустыми. В это время Нью-Йорк переживал очень трудные времена и был объявлен банкротом. С приходом мэра Джулиани ситуация стала выправляться , но к 1995 году опять все похужело и пустовало тогда около четверти помещений! Сейчас все занято, и стоимость рента растет, но кто знает, что будет...
Рокфеллер-центр стоит в середине Нью-Йорка, а в середине Рокфеллер- Центра возвышается знание GE Building- я про него писала в моем прошлом посте. Перед входом- площадь, на которой зимой устанавливают главную елку страны, ( про елку в моем блоге можно прочитать вот здесь) а летом cо второй половины июля до конца августа устраивается небольшой рынок , где перед работой можно купить свежие фрукты и овощи, привезенные местными фермерами. Когда нет елки и рынка, эту площадь украшают скульптуры- каждый год- разные, но все- странные...
В середине площади- большое квадратное углубление - как-бы на один этаж ниже, чем сама площадь. Зимой в этом углублении работает каток а летом- ресторан. На сбоку катка/ресторана- большой фонтан с золотым Прометеем, подсвеченным вечером разноцветными огнями. На мой взгляд, ничего выдающегося эта скульптура из себя не представляет, но фотографии получаются замечательные!
Обрамлена площадь флагштоками, на которых развеваются самые разные флаги- около 200 штук. В обычные дни- это флаги государств- -членов ООН и различных американских штатов и территорий. В праздники флаги могут и поменяться- например - все серебряно- золотые, как это был в какое-то рождество. Во время некоторых государственных праздников- на каждом флагштоке висит только звездно - полосатый флаг.
На 65 этаже GE Building находится знаменитый ресторан Rainbow Room. Когда в 1936 году он открылся, то был первым рестораном , расположенным в небоскребе. В течение нескольких десятилетий это был самый "высотный" ресторан Соединенных Штатов. В результате финансового кризиса 2007–08 бизнес сильно пострадал и ресторан в 2009 году закрылся. Ресторан перешел из рук в руки его основательно отремонтировали и в 2014 году он опять открылся. Бокал вина стоит от 16 долларов, коктейль от 20,фуа-гра - 16 долларов, а вид из окон- бесценен. Каждую пятницу с пяти до девяти вечера (самое лучшее время для того, чтобы полюбоваться переливающимися огнями Нью-Йорка), там играет джаз.
Если же вы хотите только вид без еды- то вам - на смотровую площадку Top of the Rock - на самом верху того же GE Building. Когда в 1933 году смотровую площадку впервые открыли, она напоминала палубу гигантского лайнера. Архитектором ее был Раймон Худ, и в его портфолио до этого уже было несколько замечательный Нью-Йоркских небоскребов. Во время одного из ремонтов ресторана Rainbow Room в 1985 году площадку закрыли и открыли 2005 году, полностью модернизировав . По моему- она лучше, чем соседняя на Empire State Building, так как с нее виден сам Эмпаер! Между прочим, по рейтингу на Tripadvizor эта площадка N4 ( после Центрального парка и Метрополитен-музея) из 1,654 достопримечательностей , которые нужно посетить в Нью-Йорке. Билет дорогой - 30 долларов, но его можно купить заранее на определенное время и тем самым избежать очереди - правда может оказаться, что день оказался дождливый...
Смотровая площадка после открытия |
Для того, чтобы привлечь европейских инвесторов ( в Америке в это время была Великая Депрессия) Рокфеллер решил назвать небоскребы в честь некоторых европейских стан. Первыми появились французское Maison Francaise и английское The British Empire Building здания. Между Англией и Францией, как известно- пролив Ла Манш, а между двумя этими небоскребами, выходящими на 5 авеню- сады пролива - Channel Gardens. Там несколько раз в год меняются цветы и деревья- летом я там видела пальмы, осенью - море оранжево-красных осенних хризантем, которые по - английски называются mums. Зимой- всегда одно и тоже- светящиеся ангелы. Я про этот променад писала в одном из моих прошлых постов.
Двери в Английское здание |
На французском здании замечательный позолоченный барельеф. Внизу его- три женские фигуры, изображающие Поэзию, Красоту и Элегантность. А в верхней части- две- Париж (справа) с собором Нотр-Дам в руках, и Нью-Йорк. Над барельефом - надпись - Liberté, Égalité, Fraternité -свобода, равенство и братство.
Двери во Французское здание |
Впервые девиз этот появляется в речи Максимилиана Робеспьера в 1790 году. Позднее он стал лозунгом всей Великой французской революции.
Еще одно здание назвали в честь Италии. Рокфеллер надеялся, что Италия подключится к финансированию проекта. Муссолини понравилась модель здания- он особенно воодушевился, что на чертежах итальянский небоскреб был на три этажа выше чем английский и французский ( когда строили - высоты сравняли).
Однако у правительства Италии денег не нашлось. Тогда подключились итальянские бизнесмены, проживающие в Америке. Была создана группа “Societa Anonima Palazzo D’Italia,” которая и оплатила расходы. В 1935 году американский скульптор итальянского происхождения Attilio Piccirilli сделал стеклянное панно, которое повесили над входной дверью. На панно был изображен крестьянин с лопатой, копающий землю.
Сбоку был написан лозунг- “Arte e Lavoro…Lavoro e Arte” - "Труд это искусство. Искусство-это труд". И висело себе это панно целых шесть лет до того момента, пока Америка не вступила во вторую мировую войну и Италия не стала врагом. И тогда стали замечать, что уж очень это панно близко к фашистской идеологии о полезности тяжелого труда и панно сняли. Пространство над дверью оставалось пустым, пока в 1965 году над дверью поместили барельеф другого итальянского скульптора Giacomo Manzu - теперь там изображались виноградные лозы и колосья.
Итальянское здание |
А другая работа Piccirilli в Рокфеллер- центре сохранилась. И совсем недалеко от Рокфеллер Центра имеется еще одна скульптура этого мастера- мемориал броненосцу "Майн" на Columbus circle. Эта панель кстати была не единственным украшением, которое было убрано по политическим причинам с итальянского здания- скульптор Leo Lentelli в своем барельефе изобразил четыре периода итальянской истории- Древний Рим, Возрождение, Войну за независимость Италии 1870 году и... фашистский режим. Свастики, которые также присутствовали в орнаментах на итальянском здании, были ликвидированы.
Четвертое здание из этой группы предполагалось назвать and Deutsches Haus, Германии эта идея понравилась, однако после того, как Гитлер пришел к власти Джон Рокфеллер передумал и назвал это здание International Building North.
В этом здании на 36 этаже в годы второй мировой войны располагалось отделение Британской разведки, которое занималось координацией работ британской МИ-5 и американского Федерального Бюро Расследования. Возглавлял это отделение Уильям Стефенсон. Его официальная должность называлась "Офицер паспортного контроля", а неофициальная миссия заключалась в создании секретной сети британской разведки в западном полушарии. Считается, что именно Стефенсон был прообразом знаменитого Джеймса Бонда.
Перед входом в это здание на 5 авеню стоит огромная скульптура Атланта, сделанная в 1936 году. На своих плечах он держит сферу, которую можно использовать как компас- ось север-юг указывает на полярную звезду. Эта статуя высотой с четырехэтажный дом и весом около семи тонн- самая большая статуя в Рокфеллер- центре. Эта скульптура вызвала много разговоров среди жителей Нью-Йорка- - некоторые видели портретное сходство с итальянским диктатором Муссолини, другие- с распятым Христом. Скульпторы эти ассоциации полностью отрицали.
Я не рассказала еще про многое из того, что есть в Рокфеллер-центре- и про подземные магазины, и про Радио Сити холл, и про аукцион Кристи... Может- в другой раз. Ведь Рокфеллер- центр такой большой!!! Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать- приезжайте и посмотрите сами- не пожалеете!
Комментариев нет:
Отправить комментарий