Самое время рассказать всем, что же это такое построено. Сначала- как всегда немного истории. Всем известно, что Манхеттен- остров. От материка и соседнего штата Нью Джерси его отделяет Гудзон. Чем больше Нью-Йорк рос, тем более интенсивным было транспортное сообщение через Гудзон. Ясное дело, что паромные переправы плохо справлялись с потоком работающих. Мысли о том, что хорошо бы построить или мост или туннель, не раз приходили в голову. Для моста Гудзон в этом месте был чересчур широк, а туннель построили только в начале века. Регулярное сообщение между Хобокеном, городом в в Нью- Джерси на западном берегу Гудзона, и Манхеттеном началось в 1908 году- президент Теодор Рузвельт открыл туннель как бы теперь сказали remotely - он в Белом Доме кнопочку нажал и включил электричество. Строились эти туннели- их было два- в одну и другую сторону- 33 года.
А потом пришла эра автомобилей- был построен мост George Washington Bridge (1931) и два автомобильных туннеля. Holland Tunnel был построен в 1927 году и назван так вовсе не в честь Голландии, а в честь главного инженера, строившего туннель умершего во время строительства. Lincoln Tunnel был закончен к 1945 году.
Компания, владевшая туннелями для поездов, обанкротилась. В результате тот участок земли в Манхеттене¸ где стоял терминал, был куплен для строительства башен - близнецов, а станции перенесли под землю. 11 сентября 2001 года упавшие близнецы завалили станцию. К счастью, людей успели вывезти. Машинистом был Микаель Пикарелло, а его состав находился в тот момент на станции. Железнодорожное сообщение между Манхеттеном и Нью-Джерси было прервано на два года. В ноябре 2003 года восстановленный маршрут открыл тот же самый состав, что спасал людей. Была построена временная PATH station стоимостью 323 миллиона долларов.
Как известно, нет ничего более постоянного чем временное... Работала эта временная станция больше десяти лет.
Когда после 11 сентября был разработан мастер- план по восстановлению -точнее по новому строительству, конечно в него было включено строительство нового транспортного узла. И вот этот узел наконец-то открыли- 3 марта 2016 года- на прошлой неделе.
Автором этого архитектурно транспортного сооружения является известный во всем мире архитектор Сантьяго Калатрава. Калатрава, без сомнения, является одним из самых гениальных архитекторов современности. Ему 64 года, родился он в Валенсии, Испания , и в 1981 году открыл свою архитектурную мастерскую в Цюрихе.
Мост в Севилье |
Мост в Иерусалиме |
Дом в Мальме |
Дом, который так и не построили в Нью-Йорке |
Павильон Квадраччи |
Окулус в Нью-Йорке |
И крылья у Нью-Йоркского здания тоже должны были открываться и закрываться. Первичная смета строительства была чуть больше двух миллионов долларов. Продолжительность строительства была оценена в пять лет.
Когда Калатрава представил свой проект строительства станции, в 2003 году он понравился почти всем. Это был не проект станции, это был проект символа возрождения и памяти. Калатвара говорил: "Слово религия произошло от латинского слова religare , что означает создавать связи. Физически эта новая станция с открывающимися крыльями свяжет между собой пространства внутри и снаружи. Взгляните на мост Джорджа Вашингтона- он похож на священника с распахнутыми руками."
С самого начала при строительстве возникли проблемы. В 2005 году был переделан в целях безопасности дизайн той части комплекса, что находится на поверхности - добавлены дополнительные ребра жесткости, уменьшено количество застекленных поверхностей и добавлена стена вокруг фундамента.
Мост в Бильбао |
Вообще-то к Калатрава всегда было много претензий не только при строительстве в Нью-Йорке. Вот например, он построил мост в Бильбао со стеклянной поверхностью - вид конечно потрясающий, особенно ночью во время дождя, когда все отражается... НО скользко- и поэтому его поверхность была застелена черной нескользящей дорожкой, что сильно испортило его внешний вид.
Внутри одного из переходов с будущими витринами магазинов по краям |
В 2015 году в уже построенной крыше Нью-Йоркского здания обнаружились протечки. И опять же, это не в первый раз. Например испанская винодельня, для которой он строил, хочет через суд получить возмещение убытков от протечек в крыше в размере двух с половиной миллионов долларов.
Схема Нью-Йоркского транспортного узла |
Судя по количеству будущих витрин это будет самый большой подземный магазин в городе. Самое замечательное внутри - зал под крыльями в форме овала, и над ним огромное окно в крыше, сквозь которое видна башня 1WTC. Именно из-за этого окна и получило это здание свое имя Oculus. Так римляне называли отверстие над головой в куполе. Самое известное- это в Риме, в Пантеоне. Пантеон мне в голову не пришел. Когда я этот зал Oculus увидела, мне он напомнил огромный пустой каток - свет проникает сквозь окна на крыше, пол - как нетронутый лед на катке - ослепительно белый... Светло, просторно...Красиво! Тоненьким ручейком идут люди, совсем немного туристов с фотоаппаратами.
Стоит эта красота и благолепие столько же, сколько стоящая рядом вновь построенная башня... Одно из Нью-йоркских интернет-изданий написало: Если бы наше транспортное агентство построило станцию за триста миллионов, а все оставшиеся деньги- почти четыре миллиарда потратило нашу городскую инфраструктуру- транспорт, школы, больницы... Городу было бы намного лучше. И по честному, хоть я и совершенно влюблена в работы Сантьяго Калатравы, мне с этим трудно не согласиться - ведь я живу в городе и вижу облупленные стены в метро и койки в три ряда в госпиталях. Зато туристы, которые не сильно страдают от переполненных госпиталей, будут раскрывать рты и говорить - ОООО!!!
В недавнем интервью Калатрава размышлял, почему на него оказывается такое ужасное давление. «Потому что мы должны страдать, — говорил он. – В ежедневной рутине так много пошлости, что когда кто-то пытается сделать что-то экстраординарное для общества, приходится страдать».
И еще он писал: Мое заветное желание - строить сооружения, предназначенные для определенного ландшафта и гармонично с ним соотносящиеся. Причем моей целью остается достижение равновесия между сферами архитектуры и инженерного строительства. Только на этом пути можно полностью исчерпать из того или иного строительного материала все кроющиеся в нем возможности, касающиеся статики, формы и образа. За всем этим кроется поиск гармоничного единства между искусством архитектуры и искусством инженерного строительства"
То Калатвара... То Калатавара... И только один раз правильно: Калатрава.
ОтветитьУдалитьА "Calatrazaurus" нужно переводить словом "Калатрозавр", иначе выйдет бессмыслица.
УдалитьБольшое спасибо за внимание к моему посту... Опечатки исправила! если еще что заметите- пишите!!!
УдалитьПро перевод "Calatrazaurus" почти согласна. По аналогии с "dinosaurs" надо Калатразавр!
УдалитьИнформация интересная,сопровожданется хорошими фотографиями.Почувствовала себя тури́стом в автобусе с
ОтветитьУдалитьгидом ....