Виже-Лебрён в музее Метрополитен

Сейчас в Нью-Йорке проходят две совершенно замечательные выставки- одна из них в Метрополитен-музее,   а другая- в Центральной библиотеке.  Одна из них широко разрекламирована, а про вторую вообще мало кто знает.  И на той и на другой выставлены работы, авторами которых являются женщины.    Я была и на той и на другой- обе мне очень понравились, и я хочу рассказать об этих выставках  , пока не закрылись.
 Начну с   Метрополитен-музея,  в котором до 18 мая открыта выставка потрясающей красоты работ французской художницы Элизабет Виже-Лебрён. 
Автопортрет


Художница жила и работала в конце восемнадцатого - начале девятнадцатого века и писала по преимуществу портреты.  По списку, составленному ею самой, из-под ее кисти вышло 662 портрета, 15 картин исторического и аллегорического содержания и 15 пейзажей. Выставка в Метрополитене  большая - более восьмидесяти   полотен  из Парижа, Версаля,  Канады и из запасников музея.  
 Виже Лебрён была придворной художницей, так что выставка к тому же еще и необычайно зрелищна- по ее работам можно изучать моду того времени.  Художница  прожила  долгую жизнь - она умерла в  87 лет-долгожительница по тем временам.  Но ни на одной ее работе, представленной на выставке,   не увидишь старого или некрасивого лица -  все женщины на ее портретах молоды и очаровательны.  Даже саму себя в возрасте 54 лет она изобразила  юной  и прелестной.

Мария Антуанетта
     
Родилась художница в  Париже в 1755 году. В раннем детстве начала учиться рисованию у своего отца, позже  занималась в  Лувре  копированием.  В 1776 г.  Виже вышла замуж за Жана Батиста Пьера Лебрена,  художника и, в большей степени, торговца живописью.
По личному приглашению Марии-Антуанетты  Ле Брюн была приглашена в Версаль.  Они были ровесницы- художница и королева.   Мария- Антуанетта  в  1755 года в Вене, столице Австрии. Она была младшей и самой красивой из дочерей Франца I и Марии Терезы. Когда ей было 14 лет, она обвенчалась с пятнадцатилетним Людовиком, который, после смерти отца  в 1994 году был коронован и стал Людовиком XVI. 

Мария-Антуанетта

Королеве  так понравились  работы художницы, что за шесть лет она создала    более тридцати портретов Марии-Антуанетты -  и парадные, с  детьми, и более интимные. Художница не только писала портреты королевы,   - она стала ее подругой- они в четыре руки играли на клавесине, вместе путешествовали. 
В своих мемуарах Виже-Лебрен с восхищением отзывалась не только о красоте Марии-Антуанетты, но и о ее моральных качествах.  Впрочем, она хвалила почти всех, с  кем ей доводилось общаться. 



Графиня Дю Барри
 В 1783 году, когда ей было 28 лет,   Элизабет стала академиком Королевской академии художеств, что дало ей возможность продать многие работы Версальскому дворцу.

Рядом  с портретами Марии-Антуанетты   на   стенах галереи в Метрополитен музее  висит  портрет любовницы короля Людовика XV графини Дю Барри.  Мария-Антуанетта и графиня Дю Барри окончили  свою жизнь на гильотине во время Французской революции,  а художнице пришлось бежать.  В день, когда она пересекла границу, толпа захватила в Версале короля и королеву. "Я знаю, что они пришли за мной, но моя мать научила меня не бояться смерти и ожидать ее с поднятой головой", - сказала Мария-Антуанетта.

Портрет дочери Жюли

Художница  с маленькой дочерью сначала была в Англии, Австрии, Италии, а потом  судьба занесла ее в Россию.  Слава любимой придворной портретистки Марии-Антуанетты была столь велика, что Екатерина II пожелала ее видеть уже на второй день после приезда.    В своих воспоминаниях Виже-Лебрён оставила подробное описание великой княгини Елизаветы и самой императрицы.



Add caption

Художница с восторгом писала об "открытых обедах", на которые русские аристократы приглашали всех желающих:  это позволяло небогатому иностранцу месяцами не тратиться на еду. Среди ее новых знакомых были граф Александр Строганов, ученый и меценат, и молодая княгиня Екатерина Долгорукая, которую Элизабет назвала «женщиной с самой идеальной фигурой из всех, виденных мной». 


Елизавета Алексеевна

  Другой подругой художницы стала жена царевича Александра Елизавета Алексеевна -ее портрет тоже есть на выставке в музее. Вот что Виже-Лебрен  писала о своем первом впечатлении об  Елизавете Алексеевне  "… Я заметила у окна… молодую особу, поливавшую горшок с гвоздиками. Ей было не более семнадцати лет, правильные и тонкие черты дополнялись идеальным овалом; приятный цвет кожи своей бледностью безупречно гармонировал с выражением ангельской кротости ее лица, которое обрамлялось потоком пепельных волос. На ней было легкое белое платье, небрежно перепоясанное по тонкой, как у нимфы талии. Юная сия особа столь изящно выглядела на фоне комнаты с колоннами, задрапированной серебристо-розовой тканью, что я невольно воскликнула: "Вот истинная Психея!" .



Варвара Головина

 Среди  портретов, написанных  в     Санкт-Петербурге, которые  можно увидеть на выставке в музее -  графиня Анна Потоцкая и графиня Варвара  Головина .   Головина писала про художницу : "Эта прелестная женщина блещет остроумием и различными талантами".  За каждый портрет  (из более чем 50 написанных ею в России) художница запрашивала   около четырех тысяч рублей, что было по тем временам невероятно огромной суммой.


Виже-Лебрён стала второй   иностранкой, удостоенной звания "почетный вольный общник Санкт-Петербургской академии художеств".
 Художница вернулась   во Францию во времена  Наполеона, а ее  к тому времени уже подросшая дочь Жюли  осталась в России и вышла замуж. На выставке много  портретов Жюли, но мне особенно понравился тот, на котором она еще девочкой изображена с зеркалом.
В конце своей жизни художница написала мемуары " Souvenirs de ma vie", опубликованные во Франции в 1835—1837 годах.  Эти мемуары были переизданы  на русском языке в    2004 году в Санкт Петербурге.  В нынешнее петербургское издание вошли только главы, относящиеся к России. " Все, что я пережила, убеждает меня в том, что моё единственное счастье заключено в живописи",  – подытожила Элизабет Виже Лебрен  свою долгую жизнь.


 Ходишь по выставке в Метрополитен-музее, и глаза радуются- как много совершенно очаровательных женских лиц - не часто встретишь такое количество прелестных портретов в одном месте. Словом, если у  вас   что-то не ладится -мой рецепт таков- сходите на выставку   в Метрополитен музей,  а потом погуляйте по Центральному парку- хорошее настроение на весь день обеспечено!     Единственная досада- что фотографировать на выставке не разрешено- так что все фотографии замечательных картин я взяла на сайте Метрополитен-музея.
А про выставку в библиотеке я расскажу в другой раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий