Second Avenue subway -три новых станции метро за 4.5 миллиарда

Представляете себе -  каждый раз,  когда я еду гулять по Манхеттену, я еду на метро ,  и не разу про него не писала!  И вот теперь  - такой повод.    Первый раз за мои двадцать лет жизни в Нью-Йорке в метро  открывается новая линия. Это действительно большое событие. За те 20 лет, которые я живу в Нью-Йорке, в метро открыли только одну новую станцию-  это станция 34 St-Hudson Yards  по линии 7.  


Так как я в том районе бываю редко,  и линией 7 практически не пользуюсь, то событие это меня не затронуло.  А тут  не одна станция, а несколько,  да еще  по этой новой линии идет поезд Q, который у меня около дома ходит! 

Новые станции метро не появлялись давным - давно. За последние 20 лет единственная новая станция была  добавлена к линии 7.   Поэтому когда открыли вот только - только что несколько новых станций   на 2 авеню , было очень много шума.
Берега East River  на  Upper East Side начали интенсивно застраиваться еще в начале 20-го века.    Так что разговоры о том, что пора провести  вдоль берега линию метро, соединяющую Восточный Гарлем  метро как-то приблизить, стали вестись еще в   1920х  годах.
В 1929 году  Транспортное Бюро города Нью-Йорка  вынесло на рассмотрение предложение о постройке  линии, параллельной  теперешней зеленой (поезда 4 и 5) .  Предполагалось соединить Гарлем     c Китайским Кварталом.
 20е годы было удивительно интересное время для Нью-Йорка.  В  1930 году в городе проживало уже  почти семь  миллионов человек!  В Лондоне в то время было  4.5, Париж не дотягивал и до трех.  


План 1951 года
 В Бруклине жило два с половиной миллиона, а в Манхеттене- немного меньше двух.  За десятилетие с 1920 по 1930 население увеличилось на 15 процентов.  Девяносто процентов этого населения было белыми, китайцев было около 12 тысяч. Так что вы понимаете, что  Гарлем был вовсе не тем Гарлемом, что сейчас... Да и китайский квартал тоже.



 29 Октября 1929 года произошел биржевой крах,  и началась Великая Депрессия.   За три  года   между  1929 и  1932, мировой   GDP (ВВП - по русски ) упал на 15 процентов !  Кстати, не надо думать что Великая Депрессия- это сугубо американская история.   Проблемы в Америке очень быстро перешагнули  границы и затронули  практически все  страны Европы.   В Германии  безработица а достигла в 1932 году 30 процентов,  в Англии - более 20.

 Вот эта самая Великая Депрессия и остановила работу над проектом.  В 1939 году проект пытались реанимировать,  его стоимость оценили тогда  уже в   $249M но... началась  Вторая Мировая Война и все опять замерло.
Строительство  началось в 1972 году, потом  через три года прекратилось .    Нью-Йорк  1975-го был на грани дефолта.    Был катастрофический дефицит муниципального бюджета.  Электро-, тепло- и водоснабжение работало кое-как. Бастовали учителя,  полицейские в знак протеста перекрывали движение на центральных улицах. 


Более миллиона горожан жили на социальные пособия из городского бюджета,   а количество муниципальных служащих на 10 тысяч жителей превышало 500 человек при среднем показателе по США в 200 человек.    Пассажиры боялись ездить в метро из-за высокого уровня преступности,  лампочки в вагонах  часто были перебиты, на стенах граффити, поезда ходили медленно и нерегулярно.      Ну про какое новое метро могла тогда идти  речь.


Реальные   работы на  многострадальной новой ветке    начались  только в апреле  2007 года,  десять лет назад.   Весь проект по времени был  разделен на три фазы.  Первая - строительство трех новых станций  и чуть больше  двух миль рельсов.   Стоимость -4.5 миллиарда -  да, я не ошиблась - 4.5 миллиарда .  Это на 700 миллионов больше чем было запланировано.

MTA ожидает, что  200,000 будут использовать эти три новые станции каждый день.

Так что если сравнить, например,     этот новый кусок метро с тем пересадочным  узлом, который под мемориалом 9-11 построил Калатрава ( я писала про это замечательное место вот здесь)   и который  ежедневно дл пересадки используют  всего 50 000 человек, то кажется, что новая линя метро- не такая уж и дорогая...  Во всяком случае, так считают работники МТА.     

 
Десять процентов от этой суммы - 4.5 миллиона  - пошли на  украшение стен.  На одной из станций- это мозаичные портреты, на другой -  голубые орнаменты, на третьей- опять мелкая мозаика...  Мэр штата Нью-Йорк сказал: "Эти работы не только украшение станций, но они и служат для обучения. Особенно тех детей, которые никогда  ни в музее ни в картинной галерее не были" . Было  выбрано четыре художника- по одному на каждую станцию. 

 Я не была на всех станциях, но могу точно сказать, что большие  мозаичные портреты  на станции 86 street   мне не понравились совсем, а голубые узоры  на 96 street    понравились намного больше.
 Мне очень понравилась простота и чистота линий новых станций, их яркая освещенность и широкие платформы. Потолки покрыты специальным  звукопоглощающим материалом, чтобы уменьшить шум.   Написано, что  на платформах сделана система вентиляции.      

Сейчас это трудно проверить- летом поточнее узнаем.      В общем, наконец-то  в Нью-Йоркском метро появилось хоть что-то, немного соответствующее мировым стандартам... Правда ,  по-прежнему нет табло с объявлением, сколько осталось до прибытия следующего поезда. Такие табло есть, например,  на  зеленой линии, и они мне сильно облегчают жизнь. 
Что мне - и  не только мне - не нравится -   это 4. 5 миллиарда...  Между прочим, практически столько же стоило строительство самой высокой башни в Западном Полушарии - One World Trade Center - той, что стоит около мемориала 9-11.

Я тут прочитала  статью профессора Йельского университета  David N. Schleicher, который считает, что эти три станции- самые дорогие станции в мире!  Профессор думает, что основная проблема в Нью-Йорке  при этом строительстве было отсутствие прозрачности. Государственные деньги из нескольких источников финансирования  перечислялись   соответствующим агентствам, и никто не заботился об уменьшении затрат. 
 Построенные три станции- это только первая фаза проекта , но про остальные даже думать еще рано.   А представить сколько они будут стоить- и вообще страшно... Но по мне- пусть лучше мозаичные портреты на новых станциях не делают, а потолки на других станциях  в порядок приведут, чтобы облупленная краска не сыпалась... А то право стыдно мне бывает перед  гостями моего - да,  уже моего,  города.

1 комментарий: