Крайслер

В Нью-Йорке есть много небоскребов, но, пожалуй самый необычный и красивый  - это Крайслер. 
 Основатель автомобильной империи Вальтер Крайслер  был сыном  железнодорожного инженера и  с самых юных лет планировал пойти по стопам своего отца. Жил он в Канзасе, начал работать в 17 лет и  проработал  в различных железнодорожных компаниях более двадцати лет.
Свою первую машину Вальтер купил в 1908 году. Он увидел  ее в Чикаго на автомобильной выставке и совершенно в нее влюбился. Но машина стоила 5000 долларов-   баснословные по тем временам деньги.  У Вальтера в то время годовой оклад был всего 10000!  Водить машину он не умел, отложенных  денег  у него всего-то было 700 долларов- но что не сделаешь ради любви. Вальтер одолжил  недостающие четыре с хвостом тысячи  и купил машину, которую ему домой доставили на поезде.    

Крайслер 1924
 Вальтер  продолжал работать  на железной дороге    до своих 36 лет, пока не познакомился с  президентом  автомобильной компании      General Motors . Тот и переманил Вальтера на свой завод, который делал бьюик.  Крайслер там ввел конвейер и утроил выпуск автомобилей. Через несколько лет Вальтер стал  главным в подразделении Buick, которое под его руководством стало самым мощным подразделением   General Motors. Первый Крайслер появился в  1924 году, когда Вальтер  уже ушел из   General Motors в загибающуюся в то время корпорацию  Maxwell. 

Самое замечательное в этом первом Крайслере была цена- всего 2000 долларов- почти в два раза дешевле чем его конкуренты. За первый год было выпущено  32 000 автомобилей и все-все раскуплены.  И в 1925 году   Maxwell Motor Corporation была реорганизована в    Chrysler Corporation. Через три года  в 1928 году журнал Тайм назвал Крайслера человеком года, а его автомобильная корпорация   вместе в Фордом возглавила верхушку американских автогигантов.

Но этого Крайслеру было мало. Он хотел не просто быть первым, а  быть первым везде.  Для своего любимого детища, своей корпорации, Крайслер хотел построить самый- самый красивый небоскреб.  Крайслер взял в лиз в Нью-Йорке участок земли чтобы построить, как он говорил, памятник самому себе.

 Строительство небоскреба началось в сентябре 1928 года. Проект здания высотой 246 метров   был разработан архитектором Уильям ван Аленом  для другого заказчика, но  Крайслер перекупил дизайн. По его требованию высота здания была увеличена  до 282 метров. Крайслер  финансировал проект из своего кармана и хотел,   чтобы  и его офис и его апартаменты  были расположены выше всех остальных офисов и квартир в городе. Он хотел чтобы его туалет был выше всех других туалетов в Манхэттене , чтобы он мог свысока на всех других смотреть и,  как писал в то время обозреватель в газете, чтобы он мог  “shit on Henry Ford and the rest of the world.”


Bank of Manhattan
 Здание стоилось с огромной скоростью четыре этажа в день.   В то время,    в конце двадцатых - начале тридцатых годов прошлого века в Нью-Йорке    небоскребы пеклись как блины...Каждый хотел себе построить самый-самый высокий небоскреб.  В то же самое время, когда строился Крайслер , в нескольких милях южнее, на Уолл стрит,  заканчивалось строительство другого небоскреба  "Bank of Manhattan"  - теперь это здание всем известно как  "Трамп Билдинг".   Если Крайслер строился  как памятник самому основателю компании,  то здание на Уолл стрит строилось для того, чтобы просто  приносить доход.    Но и архитектор Крайслера Уильям  ван Ален и архитектор небоскреба на Уолл- стрит Крэг Северанс, бывшие коллеги, были весьма амбициозными людьми - они оба хотели быть авторами самого высокого в мире здания.  Планируемая высота  Bank of Manhattan была   840 футов (260 метров).  Это  делало его на    135 футов  (41 метр)  выше, чем   стоящий совсем недалеко, около городской мэрии   небоскреб  "Woolworth Building", который  в то время уже пятнадцать лет,  начиная с 1913 года,  был самым высоким зданием  в мире.  


И вот, узнав откуда-то предполагаемую высоту Крайслера,     Северанс в погоне за славой  увеличил высоту своей детища на Уолл стрит до   927 футов (283 метров), и по окончании строительства,  в мае 1930 года  "Bank of Manhattan"   стал самым высоким зданием в мире! Но не тут-то было...
  Узнав про то,  что  его соперник увеличил предполагаемую высоту,   архитектор Крайслера Уильям ван Ален в рекордные строки собрал внутри здания ( чтобы никто не видел)   шпиль высотой  почти 40 метров и водрузил его  на макушку Крайслера всего за полтора часа  28 мая 1930 года- через пару недель после того, как был закончен  небоскреб на Уолл стрит.  

Понятное дело, что это не понравилось команде, работающей на Уолл стрит, и они написал статью в газету, в которой утверждали, что Крайслер такой высокий только из-за шпиля, а на самом деле в их небоскребе на Уолл стрит самый высокий жилой этаж  с обзорной площадкой на 30 метров выше самого высокого этажа у Крайслера. Но на самом деле это все  вскоре перестало  иметь какие-либо значение, так как  чуть меньше чем через год был построен Эмпаер с высотой 1,250 футов   (380 метров). 

Крайслер - самое знаменитое в стиле арт-деко здание.  Стиль  арт-деко родился  в  1925 году, когда в Париже прошла  Международная выставка современных декоративных искусств и промышленных изделий. На ее основе опубликовали двенадцать томов энциклопедии новых произведений декоративного искусства – там и появилось название “арт-деко”.  Самым известным архитектором арт-деко во Франции был Робер Малле-Стивенс – он застроил в Париже целую улицу, которую назвали его именем.  В США арт-деко приобрел статус официального стиля – его символом в Новом Свете, да и во всем мире, стал Chrysler Building.


Несомненно, Крайслер остается самым странным  когда-либо построенным офисным зданием.  Треугольной формы вестибюль,  со стенами и потолками из  красного марокканского  мрамора  и мозаикой  освещается весьма скудно, что делает его больше  похожим на какую-то сказочную пещеру, чем на лобби офисного здания. Список используемых пород дерева звучит как поэма - тиковое дерево, филиппинское красное дерево, кубинская слива, английский клён, австралийский шёлковый дуб.  И это объединяет вестибюль с салоном шикарного авто тех времен, у которого  приборная панель, да и многочисленные элементы отделки,   тоже были деревянными. В этот вестибюль можно зайти и все это великолепие посмотреть.

И в украшении самого здания тоже использованы элементы декора автомобиля Крайслер. Например, по углам  здания на уровне 61 этажа  сидят орлы -почти такие же как на капоте  Крайслера выпуска 1929 года. В фильме "Люди в черном 3" (2012) агент Джей (Уилл Смит) перемещается в 1969 год, вооружившись странным инопланетным гаджетом, он прыгает с именно с этого орла на 61-м этаже Крайслер-билдинга.
А  угловые орнаменты на 31 этаже-  это уже радиатор той же модели авто.
 Когда здание было только построено, в нем на 71 этаже была смотровая площадка, которая в 1945 году закрылась. Под нем, на 66-68 этажах располагался престижный клуб    Cloud Club, знаменитый своим совершенно футуристическим ресторанным залом. В клуб этот, как и в большинство Нью-Йоркских клубов, женщинам   вход был запрещен.    В 1970х клуб закрылся, и  три этажа передали под офисы.

 Еще два интересных факта про Крайслер я хочу отметить.  Этот небоскреб принадлежал не корпорации, а лично Вальтеру Крайслеру. В 1940 году основатель империи Крайслер скончался, а в 1953  его наследники продали  небоскреб.  После этого небоскреб переходил из рук в руки, пока в  2008 году  его не перекупила инвестиционная компании из Дубаи. Интересно отметить, что владельцы Крайслера не заплатили Нью-Йорку ни цента налогов, так как земля, на которой построен небоскреб до сих пор принадлежит колледжу  Cooper Union.  А сам колледж освобожден от  налогов.
Летом  2005 года Музей Небоскребов в Нью-Йорке  проводил опрос среди сотен  архитекторов, инженеров, историков. Среди других вопросов был "Назовите десять самых с вашей точки зрения интересных высотных зданий". Интересно, что 90% корреспондентов назвали Крайслер в числе первой десятки.

Когда я уже почти закончила работу над этим постом, я,  ища интересные фотографии Крайслера- мои меня не очень удовлетворяли, я набрела на потрясающие снимки.  На них английский фотограф Люсинда Гранж,  сидящая на  одном из орлов  на 61 этаже Крайслера.  Я заинтересовалась и нашла про нее статью... И это не фотошоп!


Комментариев нет:

Отправить комментарий