Выставка художника Эшера в Нью-Йорке

В начале июня в Нью-Йорке, совершенно в нетипичном месте, вдалеке от нахоженных троп, открылась   потрясающая выставка  голландского художника Мориса Эшера.   Выставочный зал, где проходит эта выставка, расположен в промышленной зоне Бруклина, в одном из корпусов бывшего огромного склада.  Доехать до этой выставки легко , надо сесть на поезд линии R или  D   или  N     и выйти на 36 street.   В стоимость билета ( 20 долларов)  входит и аудиогид.
 Я там побывала на днях и спешу поделиться с вами моими впечатлениями.  Так как  этот выставочный зал  находится в стороне от музеев  и от всех    тех районов города, где проходят выставки,  да к тому же был еще и будний день, то кроме меня по полутемным залам, расположенным на втором этаже огромного здания,   бродило еще от силы человек пять.  

Не помню, когда я  познакомилась с творчеством этого  потрясающего художника- мне сейчас кажется, что я его знала всю жизнь...  Хорошо помню у нас дома  на книжной полке небольшой в тонкой обложке альбом с его гравюрами, хотя я не могу сказать точно,  в каком году это было.   Пик известности  художника пришелся как раз на период оттепели в СССР.  Мне кажется, что в Советском Союзе  его работы  стали известны не только искусствоведам  в семидесятые  годы. 


 Я не  помню , видела ли я его работы в школе или познакомилась позже,   будучи студенткой факультета прикладной  математики... Помню только,   что мне   больше всего импонировала математичность    работ художника .   В 1970-е годы его работы частенько печатали в журнале "Знание - сила".    
Родился Эшер  в Голландии в  1898 году, так  что  этим  летом  17   июня исполнилось 120 лет со дня его   рождения .


 Выставка, в которой около 200 работ Эшера,  разбита на семь разделов, отражающих как различные периоды работы художника, так и  различные направления его творчества. 

Эшер учился в Школе архитектуры и орнамента в Хаарлеме,  по окончании поехал  в Италию.  На выставке  в первом разделе, который так и называется  " Ранние работы и Италия  " (Early period and Italy")  представлены его гравюры по дереву того времени. Италия так понравилась художнику (  он в этом не одинок! ), что,   женившись,  Эшер поселился  в  Риме. Там он пользуется такой популярностью , что  в 1926 году  на крестинах  сына Джорджа у него присутствуют и король Италии Эммануэль и Муссолини.   

Однако   обстановка в Италии стала накаляться, и в 1935 году Эшер с семьей перебираются в Швейцарию.  


В 1936 году   Эшер поехал  в Испанию, где был  совершенно очарован дворцом Альгамбра в Гренаде.  В мусульманском искусстве запрещено изображать  живые  существа, поэтому все стены дворца украшены богатейшими мозаиками .  Эшер  провел много времени в Альгамбре, зарисовывая    узоры .   

Позже в 1957 году в своем эссе о мозаиках Эшер написал:
"В математических работах регулярное разбиение плоскости рассматривается теоретически... Значит ли это, что данный вопрос является сугубо математическим? Математики открыли дверь ведущую в другой мир, но сами войти в этот мир не решились. Их больше интересует путь, на котором стоит дверь, чем сад, лежащий за ней."

 Второй раздел выставки в Нью-Йорке так и  называется - Мозаики  Tessellation.   
Математики доказали, что для регулярного разбиения плоскости  подходят только три правильных многоугольника: треугольник, квадрат и шестиугольник.   Эшер использовал базовые образцы мозаик, применяя к ним трансформации.  Он  превратил   эти базовые фигуры в   животных, птиц, ящериц, рыб.    Эти искаженные образцы мозаик   заполняли плоскости без перекрытий и щелей.

 Третий раздел  выставки - "Структура пространства" -Structure of space" .  Эшер исследовал логику пространства, играл с перспективой и светотенями, изучал пластические парадоксы. Фигуры, полученные объединением правильных многогранников, можно встретить во многих работах Эшера.

Наиболее интересной среди них является гравюра "Звезды", на которой можно увидеть тела, полученные объединением тетраэдров, кубов и октаэдров.

 Есть такое направление искусства - имп-арт, когда художник весьма реалистично  изображает предметы, которые   невозможные в реальности.   "Отцом" невозможных фигур по праву считается шведский художник Оскар Реутерствард (Oscar Reutersvärd ,  на  большинстве  работ которого изображены геометрически точные фигуры на белом фоне.


 В 1958 году английский математик  и физик  Роджер  Пенроуз    в соавторстве со своим отцом Лайонелом Пенроузом опубликовал статью о невозможных фигурах в "Британском журнале психологии".   Публикация данной статьи стала поворотным событием в истории невозможных фигур.  Эшер часто рисует лестницу Пенроуза, невозможный треугольник или трезубец — именно  благодаря ему   эти фигуры становятся по-настоящему популярными.

Следующий раздел  выставки так и называется - "Геометрические парадоксы" ("Geometric paradoxes") .


 Одна из самых известных работ этого раздела- "Картинная галерея",  в которой изменены одновременно и топология и логика пространства.

 На этой картине изображен мальчик,  который смотрит на картину, на которой нарисован приморский город с магазином на берегу, а в магазине - картинная галерея, а в галерее стоит мальчик, который смотрит на картину, на которой нарисован приморский город ...   Эшеру удалось как-то   завернуть пространство в кольцо, и получилось, что мальчик находится одновременно внутри картины и вне ее.

Эффект этот получил название   “image within the image,”  или   Droste Effect , по имени коробки  с какао, на которой изображена девушка с подносом, на котором стоит чашка и коробка с какао, на которой изображена ... и так далее...Это как матрешка в матрешке, рассказ в рассказе...

 В математике есть точно слово для определения такого процесса- это рекурсия. Возникает вопрос- есть ли  конец этому процессу?  .  Не существует способа изобразить этот участок картины - конец вложенности - без швов или наложений, поэтому Эшер решил эту проблему, поместив в центр картины неясной формы пятно, а посередине пятна-  свой автограф.
Дагласа Хофштадтера   " Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда"   опубликованной в 1980 году  (    Gödel, Escher, Bach, Douglas Hofstadter)  автор объясняет этот странный цикл, показывающий три типа вложения  (in-ness) - галерея физически находится в городе  ("inclusion"), город изображен на картине ("depiction") , а картина сама находится в голове  смотрящего ("representation").


 Специальный раздел выставки  называется   Метаморфозы.( Metamorphosis) . Птицы  на картинах переходят  в рыб,  геометрические фигуры - в птиц и ящериц...
  Эшер писал: «Иногда, когда я рисую, мне кажется, будто я медиум, находящийся во власти существ, порожденных моим же воображением. Они словно сами избирают, в каком виде им появиться… Линия, разделяющая две смежные фигуры, выполняет двоякую функцию, и провести такую линию чрезвычайно сложно. По обе стороны от нее обретает зримую форму то, что ранее существовало лишь в воображении. Но ни человеческий глаз, ни человеческий разум не могут одновременно созерцать две вещи, поэтому происходит быстрое и непрерывное переключение внимания с того, что находится по одну сторону линии, на то, что находится по другую сторону от нее. Но, вероятно, именно в этой трудности и кроется движущая пружина моего упорства».

 Эта замечательная выставка  организована итальянской компанией по организации выставок  Arthemisia, на счету которой начиная с 2000 года, когда компания была создана, более 250 различных экспозиций. И все они- в Европе.   Кураторы вставки Mark Veldhuysen -    CEO  компании  "M.C. Escher Company,  близкий друг сыновей Эшера , и   Federico Giudiceandrea, один из самых известных коллекционеров  работ Эшера.

  Кроме работ  Эшера, на выставке много инсталляций, которые специально сделаны для того, чтобы в них фотографироваться. На стенах  развешены многочисленные  объяснения  используемых в работах Эшера эффектов .  Мне кажется, что это будет интересно не только для взрослых, но и для детей, особенно если взрослые помогут  внимательно рассмотреть работы этого потрясающего художника.











1 комментарий:

  1. Жаль, что я не прочёл эту статью до посещения выставки, получил бы более полное впечатление.

    ОтветитьУдалить