Его площадь более 11 тысяч квадратных метров, а длина центрального прохода составляет 183 метра ( полтора футбольных поля!) при ширине 70 метров и высоте 37 метров - огромное пространство!
Главный собор Нью-Йорка- католический- собор Святого Патрика (St. Patrick's Cathedral) был освящен в 1879 году. В пику этому собору Епископальная церковь захотела возвести свой собор - конечно больше и лучше.
В 1898 году был объявлен конкурс, который выиграла фирма Heins & LaFarge. Но строительство шло медленно - место было гористое, и к 1911 году смогли открыть для службы только небольшую часть. Визатнтийский стиль, в котором решено было строить собор, оказался к тому времени не в моде. Главный архитектор проекта умер, а архитектор, который продолжал строительство, предпочитал стиль французской готики.
Первая служба в еще не законченном соборе прошла в ноябре 1941 года, за неделю до Пирл- Харбора. Строительство собора в связи с началом войны было остановлено, так как архиепископ считал, что деньги лучше направить на благотворительность. Стройка возобновилась только в семидесятых годах двадцатого века и
продолжалось вплоть до 1997 года. За это время менялись архитекторы и мода- поэтому сейчас собор представляет собой мешанину разнообразных стилей - тут и готический, и римский классический и византийский- все вперемешку.
Строительство собора не закончено и до сих пор- но в этом собор не одинок- например собор в Барселоне тоже недостроен...
По обе стороны алтаря внутри собора имеется как бы парапет со скульптурами, каждая из которых расположена в отдельной нише. Это памятники выдающимся деятелям прошлых веков. До 2001 года статуй было всего 19- от святого Павла до Авраама Линкольна. В том месте, где предполагалось разместить статуи выдающихся людей 20 столетия, был необработанный кусок мрамора.
Парапет со скульптурами |
Падающие небоскребы |
И внутри собора очень много интересного и необычного. Ну например, около алтаря стоят две большие ( более трех метров высотой) меноры и две японских вазы. Меноры эти были подарены собору издателем газеты New York Times в знак благодарности епископу Мэннингу за его усилия по укреплению еврейско-христианских взаимоотношений в Нью-Йорке. Мэннинг был архиепископом с 1921 по 1946 годы, а что он такого ценного сделал для евреев города Нью-Йорка я не нашла.. А японские вазы были подарены собору в 1926 году японским послом.
Вдоль стен по бокам нефов стоят разнообразные скульптуры. Одна из них мне особенно нравится. Ее сделала Нью-йоркский скульптор Мередит Бергманн. Обнаженная женщина с закрытыми глазами защищает себя от двух самолетов, уткнувшихся в ее ладони. Этот мемориал памяти 11 сентября был установлен совсем недавно в 2012 году. Внутри стеклянного клуба- обломки с места падения близнецов - куски бетона, покореженный металл, и среди этого - небольшой розоватый кусочек материи, на котором видна марка Victoria’s Secret, size Small. Страшный мемориал.
Собор огромный, и его нужно рассматривать медленно. За полукружием алтаря расположено семь часовен- каждая как небольшая церковь, и каждая отделена от основного пространства очень красивыми металлическими воротами и декорирована каждая в своем стиле.
Называются эти часовни "Chapels of the Tongues" - что я бы перевела как часовни разных народов. Каждая часовня посвящена одной из этнических групп, составлявших тогда( при строительстве собора) иммиграционное население Нью-Йорка.
Первая справа- часовня святого Джеймса, покровителя Испании, со своим органом. Следующая за ней- итальянская церковь святого Амброзия- главного святого Милана, потом идет французская часовня святого Марка с потрясающими витражами и статуей Жанны д 'Арк. Автор этой статуи Анна Хантингтон, первая женщина , работа которой- тоже статуя Жанны- была установлена в Манхеттене. Интересно, что в соборе Иоанна Крестителя эта скульптура установлена на камне, взятом из того самого Руанского собора, куда перед казнью была заключена Жанна.
Есть еще британская часовня, немецкая, скандинавская часовня, восточная часовня... В одной из часовен находится Stuyvesant Memorial Baptistry - подарок собору от потомков первого губернатора Нью-Йорка ( тогда еще Нового Амстердама) Питера Стайвесанта..
Витражи собора гигантские и требуют специального рассмотрения. Сделаны они в разное время, и многие сцены, изображенные на них, имеют мало отношения к церкви.
Над западным входом в собор по традиции располагается окно-витраж, называемое роза. Состоит оно из десяти тысяч цветных стеклышек и сделано тем же самым мастером, что делал розу для собора Святого Патрика на 5 авеню.
Каждое вертикальное окно- вираж посвящено какому-то определенному виду человеческой деятельности - медицине, искусству, спорту. Ну например на витраже, посвященном медицине можно одновременно увидеть Иисуса и Луи Пастера, занимающихся совершенно противоположными вещами: Иисус исцеляет, а Луи Пастер изображен с овцой, которой он вводит микробы сибирской язвы.
Без биноклей рассмотреть эти витражи не удастся- а жаль... На них изображено много чего необычного . На витраже, посвященном материнству, в самом низу видно двух мальчиков- один из них - Абрахам Линкольн, а другой- Джордж Вашингтон.
Витраж, посвященный спорту, был установлен последним в 1924 году, после Олимпийских игр в Париже и поэтому на нем видны спортсмены, играющие футбол, гольф, баскетбол...
Витраж, посвященный истории Америки, был пожертвован семейством Асторов в память о Джеке Асторе, утонувшем на Титанике. Титаник изображен в правом нижнем углу витража.
Собор является обладателем уникальной коллекции средневековых гобеленов. Эти гобелены в 1954 году были подарены собору, и с тех пор висят на его стенах.
Шесть рисунков Рафаеля, по которым ткались гобелены Сикстинской капеллы, были куплены королем Чарльзом в 1623 году, перевезены в Англию и там уже по этим рисункам и были сотканы эти гобелены.
В 1992 году при соборе была создана специальная текстильная лаборатория, специализирующаяся на восстановлении гобеленов. Директор этой лаборатории один и тот же уже третий десяток лет. Услугами этой мастерской пользуются многие музеи, в том числе и Метрополитен-музей.
Под витражами на одной из стен собора оборудован Уголок поэтов: в мраморный пол вмурованы пластины с именами писателей, составляющих гордость американской литературы. Очень многие имена мне оказались знакомы - Уолт Уитмен, Роберт Фрост, Эдгар По, Марк Твен, Хэмингуэй, Лонгфелло... Этот уголок сделан по подобию такого же в Вестминстерском Аббатстве в Лондоне. Список поэтов имеет с лондонским даже два пересечения - Элиот, который после американского гражданства получил английское и Оден, который сначала был подданным Великобритании, а затем уж получил американское гражданство. Правда в Лондоне этот уголок существует лет на пятьсот подольше , чем Нью-Йоркский - с начала 15 века- там в 1400 году похоронили поэта Джефри Чосера (Geoffrey Chaucer) - того самого, кто написал «Кентерберийские рассказы». А в Нью-Йоркском никого не хоронят.
Мало того, что в соборе есть много на что посмотреть, там происходило множество примечательных событий. В 1974 году там отпевали Дюка Эллингтона, а в 1996 году на 40-й день поминали Иосифа Бродского.
Вот что писал Александр Генис про это : "Дата поминального вечера была выбрана без умысла: просто до 8 марта собор был занят. Только потом подсчитали, что именно к этой пятнице прошло 40 дней со дня смерти Бродского. (...) в тот вечер собор заполняли звуки. Иногда они оказывались музыкой — любимые композиторы Бродского: Перселл, Гайдн, Моцарт, чаще — стихами: Оден, Ахматова, Фрост, Цветаева, и всегда — гулким эхом, из-за которого казалось, что в происходящем принимала участие сама готическая архитектура. Привыкший к сгущенной речи молитв, собор умело вторил псалму: «Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными».
Высокому стилю псалмопевца не противоречили написанные «со вкусом к метафизике» стихи Бродского. Их читали, возможно, лучшие в мире поэты. На высокую церковную кафедру взбирались, чтобы прочесть английские переводы Бродского, нобелевские лауреаты: Чеслав Милош, Дерек Уолкот, Шимус Хини. По-русски Бродского читали старые друзья — Евгений Рейн, Владимир Уфлянд, Анатолий Найман, Томас Венцлова, Виктор Голышев, Яков Гордин, Лев Лосев. Профессионалы, они не торопясь ощупывали губами каждый звук. Профессионалами они были еще и потому, что читали Бродского всю свою жизнь.После стихов и музыки в соборе зажгли розданные студентами Бродского свечи. Их огонь разогнал мрак, но не холод. Вопреки календарю в Нью-Йорке было так же холодно, как и за 40 дней до этого. В этом по-зимнему строгом воздухе раздался записанный на пленку голос Бродского:
Меня упрекали во всем, окромя погоды,
и сам я грозил себе часто суровой мздой.
Но скоро, как говорят, я сниму погоны
И стану просто одной звездой"
Птица Феникс в соборе |
В этом году там работает выставка со странным названием "Значение пищи" (The Value of Food: Sustaining a Green Planet). Тридцать ее участников заполнили странными предметами все свободные уголки и даже заняли некоторую часть пространства центрального нефа. По честному, мне очень сложно сказать, о чем эта выставка...
В одном из уголков в ящиках я обнаружила пакетики с различными семенами- можно брать и нести сажать к себе в огород, а можно приносить свои - если есть лишние. Там висят плакаты, рассказывающие какие технологии использует NASA для выращивания овощей в космосе. В другом углу висит картина "Тайная вечеря", сделанная из шоколада.
Прямо перед входом стоит несколько столов со скульптурами Нью-йоркского художника Том Оттернеса (Tom Otterness). Многочисленные скульптуры ( мелкая пластика) этого автора можно увидеть на станции метро 14 улица, а также в парке Нельсона Рокфеллера на Гудзоне. Его бронзовые человечки не только заполнили столы посередине, но и взобрались на колонны по бокам центрального нефа. Я как-нибудь напишу отдельный пост про этого скульптора - уж очень у него работы интересные.
В соборе имеется не один, а целых шесть органов! Самый большой из них был сделан в 1906 году- в нем более восьми тысяч труб. Каждый понедельник в час дня можно в течение 30 минут послушать бесплатно как он звучит, а по воскресенья в 5 часов вечера, тоже бесплатно, на Большом органе играют приглашенные музыканты.
Про этот собор можно еще долго рассказывать- ведь он огромный , но лучше один раз увидеть чем сто раз услышать - так что не пожалейте времени! Собор открыт для посещения с раннего утра, вход бесплатный, и его посещение можно совместить с потрясающим музеем Рериха, до которого от собора минут пятнадцать пешком - я про этот музей писала в одном из своих постов.
Потрясающе информативно, спасибо за огромное удовольствие от чтения, Елена!
ОтветитьУдалитьОчень интересно! Спасибо!
ОтветитьУдалитьПосетили собор 7 июля 2019 г. - не бесплатно, заплатили за вход $10 и $8 (для seniors and students) Сначала это очень удивило, т.к. на Fifth Ave. вход свободный. Но затем, около часа находясь в таком! месте и увидев такое!, на выходе, снимая с себя наклейку об оплате, понимаешь, что помогаешь таким образом собору, вносишь свой вклад в его очень дорогостоящее содержание (и сейчас там проводятся работы) а впереди достройка первой башни и возведение второй.
ОтветитьУдалитьРекомендуем!!!
Olena Bashynska