Собор Иоанна Богослова - самый большой англиканский собор в мире.

Редкий турист забредает за 110 улицу- за северную границу Центрального парка.   А зря- в этой части города есть много на что посмотреть.   В районе      Морнингсайд  Хайтс (Morningside Heights), что расположен  между 110-й и 113-й улицами   находится кафедральный собор Иоанна Богослова -Cathedral of St. John the Divine.  Собор  этот - четвертый в мире по размеру -  так во всяком случае утверждает Википедия.  Первое  место ( по размерам) занимает  Базилика святого Петра в Ватикане, затем  идет церковь в Бразилии,  затем Севильский собор - и под номером четыре- Нью-Йоркский собор Иоанна Богослова. Но зато этот  собор-  самый большой  среди англиканских церквей.


Его площадь более   11 тысяч квадратных метров, а длина центрального прохода составляет 183 метра  ( полтора футбольных поля!)  при ширине 70 метров и высоте 37 метров  - огромное пространство! 
Главный собор Нью-Йорка- католический-  собор Святого Патрика (St. Patrick's Cathedral)  был освящен  в   1879 году.   В пику этому собору   Епископальная церковь  захотела возвести свой собор - конечно больше и лучше.
В 1898 году был объявлен конкурс, который выиграла фирма  Heins & LaFarge. Но строительство шло медленно - место было гористое, и к 1911 году  смогли открыть для службы только небольшую часть.  Визатнтийский стиль, в котором решено было строить собор, оказался к тому времени не в моде.  Главный архитектор проекта  умер, а архитектор, который продолжал строительство, предпочитал стиль французской готики.  

  Первая служба в еще не законченном соборе прошла в   ноябре 1941 года,  за неделю до Пирл- Харбора.  Строительство собора в связи с началом войны было   остановлено, так как архиепископ считал, что деньги лучше направить   на благотворительность. Стройка возобновилась только в семидесятых годах двадцатого века и

продолжалось вплоть до 1997 года.      За это время менялись  архитекторы и мода- поэтому сейчас собор представляет собой мешанину разнообразных стилей - тут и готический, и римский классический и византийский- все вперемешку. 

Строительство собора не закончено и до сих пор- но в этом собор не одинок- например  собор в Барселоне тоже недостроен...
 По  обе стороны алтаря внутри  собора имеется как бы парапет со скульптурами, каждая из которых расположена в отдельной нише.  Это памятники выдающимся деятелям   прошлых веков.  До 2001 года    статуй было всего 19-  от святого Павла до Авраама Линкольна. В том месте, где предполагалось разместить статуи выдающихся людей 20 столетия, был необработанный кусок мрамора. 

Парапет со скульптурами
 В 2001 году добавили еще четыре   статуи. Бьюсь об заклад, что это совсем не те люди, которых выбрали бы вы. Это Мартин Лютер Кинг, Альберт Эйнштейн, Сюзанна Антони и Махмут Ганди.    Я пожалуй соглашусь  только с выбором Эйнштейна,  а кто такая Сюзанна - я вообще и не знала- оказалось, американская феминистка, суфражистка и борец за права женщин.


Падающие небоскребы
 Вообще в этом соборе много интересных и весьма неожиданных вещей.  Посмотрим например на скульптурные композиции, украшающие  западный вход.   На верху колонн,  на капителях , изображены сцены, показывающие гибель Нью-Йорка в какой-то катастрофе.  Разломанный на двое Бруклинский мост, падающие башни- близнецы... Странные изображения для собора, не говоря уж о том, что сделаны эти композиции были в 1997 году.

И внутри собора очень много интересного и необычного.  Ну например, около алтаря стоят две большие ( более трех метров высотой) миноры и две японских вазы.   Миноры эти были подарены  собору издателем газеты  New York Times в знак  благодарности  епископу Мэннингу за его усилия по укреплению еврейско-христианских взаимоотношений в Нью-Йорке.   Мэннинг был  архиепископом с 1921 по 1946 годы, а что он такого ценного  сделал для евреев города Нью-Йорка я не нашла..  А японские вазы были подарены собору   в 1926 году  японским послом. 


 Вдоль стен по бокам нефов стоят разнообразные скульптуры.  Одна из них  мне особенно нравится. Ее сделала  Нью-йоркский скульптор Мередит  Бергманн.  Обнаженная женщина с закрытыми глазами защищает себя от двух самолетов, уткнувшихся в ее  ладони.  Этот мемориал памяти 11 сентября был установлен  совсем недавно в 2012 году.  Внутри стеклянного клуба- обломки с места падения близнецов   - куски бетона,  покореженный металл,  и среди  этого - небольшой розоватый кусочек материи, на котором видна марка Victoria’s Secret, size Small.  Страшный мемориал.

 Собор огромный, и его нужно рассматривать медленно.  За полукружием алтаря расположено семь часовен- каждая как небольшая церковь, и каждая отделена от основного пространства очень красивыми металлическими воротами и декорирована  каждая в своем стиле.

Называются эти часовни     "Chapels of the Tongues" - что я бы перевела  как часовни разных народов.  Каждая часовня  посвящена одной из этнических групп, составлявших тогда( при строительстве собора) иммиграционное население Нью-Йорка.
Первая справа- часовня  святого Джеймса, покровителя Испании,  со своим органом.   Следующая за ней- итальянская церковь святого Амброзия- главного святого Милана, потом идет французская часовня святого Марка с потрясающими витражами и статуей Жанны д 'Арк.   Автор этой статуи  Анна Хантингтон, первая женщина , работа которой- тоже статуя Жанны- была  установлена в Манхеттене.   Интересно, что в соборе Иоанна Крестителя  эта скульптура установлена  на камне,  взятом из того самого Руанского собора, куда перед казнью была заключена Жанна.
Есть еще  британская часовня, немецкая,  скандинавская часовня, восточная часовня... В одной из часовен находится Stuyvesant Memorial Baptistry - подарок собору  от потомков первого губернатора  Нью-Йорка ( тогда еще Нового Амстердама)  Питера Стайвесанта..
Витражи   собора гигантские  и требуют специального рассмотрения.  Сделаны они в разное время, и многие сцены, изображенные на них, имеют мало отношения к церкви.
Над западным входом в собор по традиции располагается окно-витраж, называемое роза.   Состоит оно из десяти тысяч цветных стеклышек и сделано тем же самым мастером, что делал розу для собора Святого Патрика на 5 авеню. 
Каждое вертикально окно- вираж посвящено какому-то определенному виду человеческой деятельности - медицине, искусству, спорту. Ну например на витраже, посвященном медицине можно одновременно увидеть Иисуса и Луи Пастера, занимающихся совершенно противоположными вещами: Иисус исцеляет, а    Луи Пастер изображен с  овцой, которой он вводит микробы сибирской язвы.
Без биноклей рассмотреть эти витражи не удастся- а жаль... На них изображено много чего необычного . На витраже, посвященном материнству, в самом низу видно двух мальчиков- один из них - Абрахам Линкольн, а другой- Джордж Вашингтон.
Витраж, посвященный спорту, был установлен  последним  в 1924 году, после Олимпийских игр в Париже и поэтому на нем видны   спортсмены,  играющие футбол, гольф, баскетбол...
Витраж, посвященный истории Америки, был пожертвован  семейством Асторов  в память о Джеке Асторе,  утонувшем на Титанике.  Титаник изображен в правом нижнем углу витража.
Собор является обладателем уникальной коллекции средневековых гобеленов. Эти гобелены  в 1954 году были подарены собору, и с тех пор  висят на его стенах. 
Шесть  рисунков Рафаеля, по которым ткались гобелены Сикстинской капеллы, были куплены королем Чарльзом в 1623 году, перевезены в Англию и там уже  по этим рисункам и были сотканы эти гобелены.
В 1992 году при соборе была создана специальная текстильная лаборатория, специализирующаяся на восстановлении гобеленов.  Директор этой лаборатории один и тот же уже третий десяток лет. Услугами этой мастерской пользуются многие музеи, в том числе и Метрополитен-музей.

Под витражами на одной из стен собора  оборудован Уголок поэтов: в мраморный пол вмурованы пластины с именами писателей, составляющих гордость американской литературы.  Очень многие имена мне оказались знакомы  - Уолт Уитмен, Роберт Фрост,  Эдгар По, Марк Твен, Хэмингуэй, Лонгфелло... Этот уголок сделан по подобию такого же в Вестминстерском  Аббатстве в Лондоне.  Список поэтов имеет с лондонским даже два пересечения - Элиот, который после американского гражданства получил английское  и  Ауден,  который сначала   был подданным Великобритании, а затем уж получил американское гражданство.  Правда в Лондоне этот уголок существует лет на пятьсот подольше , чем Нью-Йоркский - с  начала 15 века- там в 1400 году похоронили поэта    Джефри Чосера (Geoffrey Chaucer) - того самого, кто написал «Кентерберийские рассказы».  А в Нью-Йоркском  никого не хоронят.

Мало того, что в соборе есть много на что посмотреть, там происходило множество примечательных событий.  В 1974 году там отпевали Дюка Эллингтона, а в 1996 году на 40-й день поминали Иосифа Бродского.

Вот что писал Александр Генис про это : "Дата поминального вечера была выбрана без умысла: просто до 8 марта собор был занят. Только потом подсчитали, что именно к этой пятнице прошло 40 дней со дня смерти Бродского. (...)   в тот вечер собор заполняли звуки. Иногда они оказывались музыкой — любимые композиторы Бродского: Перселл, Гайдн, Моцарт, чаще — стихами: Оден, Ахматова, Фрост, Цветаева, и всегда — гулким эхом, из-за которого казалось, что в происходящем принимала участие сама готическая архитектура. Привыкший к сгущенной речи молитв, собор умело вторил псалму: «Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными».
Высокому стилю псалмопевца не противоречили написанные «со вкусом к метафизике» стихи Бродского. Их читали, возможно, лучшие в мире поэты. На высокую церковную кафедру взбирались, чтобы прочесть английские переводы Бродского, нобелевские лауреаты: Чеслав Милош, Дерек Уолкот, Шимус Хини. По-русски Бродского читали старые друзья — Евгений Рейн, Владимир Уфлянд, Анатолий Найман, Томас Венцлова, Виктор Голышев, Яков Гордин, Лев Лосев. Профессионалы, они не торопясь ощупывали губами каждый звук. Профессионалами они были еще и потому, что читали Бродского всю свою жизнь.После стихов и музыки в соборе зажгли розданные студентами Бродского свечи. Их огонь разогнал мрак, но не холод. Вопреки календарю в Нью-Йорке было так же холодно, как и за 40 дней до этого. В этом по-зимнему строгом воздухе раздался записанный на пленку голос Бродского:
Меня упрекали во всем, окромя погоды,
и сам я грозил себе часто суровой мздой.
Но скоро, как говорят, я сниму погоны
И стану просто одной звездой"


Птица Феникс в соборе
 Каждый год в здании собора устраивается выставка. В прошлом году под его потолком разместились две огромные птицы Феникс - он и она,  сделанные  китайским художником  Xu Bing . Сделаны Фениксы  были из строительного мусора, но по их виду сказать это было совершенно невозможно- огромные создания сверкали и переливались  в свете лучей солнца, проходящих через церковные  витражи.   Весили эти пташки 12  тонн. Женскую особь  создатель поместил поближе к алтарю. На вопрос, почему он так сделал- он ответил- к богу поближе.

 В этом году там работает выставка со странным названием  "Значение пищи" (The Value of Food: Sustaining a Green Planet). Тридцать ее участников   заполнили странными предметами  все свободные уголки и даже заняли некоторую часть  пространства центрального нефа. По честному, мне очень сложно сказать, о чем эта выставка...

В одном из уголков в ящиках я обнаружила пакетики с различными семенами- можно брать и нести сажать к себе в огород,  а можно приносить свои  - если есть лишние.  Там висят плакаты, рассказывающие какие технологии использует      NASA  для выращивания овощей в космосе. В другом углу висит картина "Тайная вечеря", сделанная из шоколада.  


Прямо перед входом стоит несколько столов со скульптурами Нью-йоркского художника Том Оттернеса  (Tom Otterness).  Многочисленные скульптуры ( мелкая пластика) этого автора   можно увидеть  на станции метро 14 улица, а также в парке Нельсона Рокфеллера на Гудзоне.  Его бронзовые  человечки не только заполнили столы посередине, но и взобрались на колонны по бокам центрального нефа. Я как-нибудь напишу отдельный пост про этого скульптора - уж очень у него работы интересные.

 В соборе имеется не один, а целых  шесть органов!  Самый большой из них был сделан в 1906 году- в нем более восьми тысяч труб. Каждый понедельник  в час дня можно в течение 30 минут послушать бесплатно как он звучит, а по воскресенья в 5 часов вечера, тоже бесплатно, на Большом органе играют приглашенные музыканты.
 Про этот собор можно еще долго рассказывать- ведь он огромный , но лучше один раз увидеть чем сто раз услышать  - так что не пожалейте времени!  Собор открыт для посещения с раннего утра, вход бесплатный, и его посещение можно совместить с потрясающим музеем Рериха, до которого от собора минут пятнадцать пешком - я про этот музей писала в одном из своих постов. 

1 комментарий:

  1. Григорий Марговский (Бостон)4 декабря 2015 г., 14:50

    Потрясающе информативно, спасибо за огромное удовольствие от чтения, Елена!

    ОтветитьУдалить