Старый Собор Св. Патрика в Нью-Йорке |
В 1814 году, за год до окончания строительства собора, папа Римский Пий VII назначил Джона Конноли, ирландского монаха Доминиканского ордена, на должность Нью-Йоркского епископа. Папа Пий VII очень благоволил к Соединенным Штатам. Он говорил , что Соединенные Штаты «сделали для дела христианства больше, чем самые могущественные державы христианского мира сделали за столетия». Первый епископ Нью-Йорка тоже был ирландцем, да и третий тоже. Только четвертый родился в Нью-Йорке но и все равно его родители были ирландцы.
Старый собор Св. Патрика в Нью-Йорке |
В 17 - начале 18 века Нью-Йорк в основном населяли протестанты, что совсем не удивительно- ведь протестантами были и голландцы и англичане. В начале 19 века ситуация стала резко меняться - в Нью-Йорк хлынули сначала иммигранты из Ирландии и Германии, потом из других европейских стран. За двадцать лет с 1810 года до 1839 года население города увеличилось в два раза!
В те времена, когда Старый Собор Святого Патрика был главным католическим собором Нью-Йорка, происходили ожесточенные стычки между протестантами и католиками, которые по сути своей были схватками между тем, кто приехал раньше и новыми иммигрантами. Поэтому собор на Mulberry Street был окружен высоким каменным забором - чтобы защищать главным образом ирландцев от местных банд.
В середине 19 века существовало движение , направленное против католиков - так как именно иммигранты были католиками. Была такая партия, которая называлась Know Nothing. Члены этой партии поддерживали депортацию нищих и криминальных иммигрантов, хотели увеличить срок натурализации до 21 года, ввести обязательное чтение библии в школах и хотели удалить всех католиков из общественных служб. Есть такое слово nativism- это определенная политическая позиция, которая считает, что местные жители требуют режима большего благоприятствия чем иммигранты. Нативистами были Фенимор Купер и Александр Гамильтон. Те, кто смотрел фильм "Банды Нью-Йорка", наверняка запомнили главного героя- Мясника. Этот бандит тоже был сторонником нативизма - противником иммиграции. Словом, понаехали тут было изобретено очень давно...
Так вот эта партия, Know Nothing, поддерживала nativism и была против иммигрантов, которые буквально наводнили Америку - ведь в 19 веке население Нью-Йорка росло лавинообразно в основном за счет прибывающих иммигрантов а не за счет рождающихся новых американцев.
Между 1845 и 1854 годом почти три миллиона иммигрантов прибыло в Америку, и это были в основном католики. И к середине 19 века оказалось, что половина ньюйоркцев родилась не в Америке... Ну что сделаешь, Нью-Йорк - город иммигрантов...
Возвращаюсь к собору Святого Патрика. В 1853 году архиепископ John Joseph Hughes объявил о своем намерении построить новый собор Святого Патрика взамен старого . Раньше на этом месте было здание колледжа и небольшая церковь святого Игнатия. А еще там был дом призрения для сирот под управлением бежавших в Америку из Франции во времена французской революции траппистов ( слово это произошло от имени монастыря во Франции). Трапписты потом вернулись назад во Францию, а место стояло ничем не занятым.
Угловой камень собора был заложен в 1858 году, но во время Гражданской войны строительство прервалось и было закончено только через двадцать лет, а шпили наверху( высотой чуть больше ста метров) были добавлены еще через десять лет , в 1888 году. Первый орган был установлен в 1879 году. Сейчас в соборе есть два органа, и число органных труб достигает девяти тысяч.
На колокольне собора установлено 19 колоколов, и все они разные и по размеру и по форме. Самый маленький весит около восьмидесяти килограммов, а самый упитанный- больше трех тонн. И у каждого колокола есть имя в честь какого-нибудь святого. Самый большой колокол зовут святой Патрик. Есть колокол святой Михаил, святая Анна, святая Елизавета. А есть и святая Елена.
Когда собор только построили, звонарь дергал за веревки длиной почти тридцать метров, привязанные к колоколам. Самым известным звонарем был житель соседнего штата Нью-Джерси Montell Toulmin , который играл на колоколах 44 года, до самой своей смерти в 1946 году. В 1952 году колокола электрифицировали и теперь для колокольного звона не надо влезать на верхотуру.
В крипте под алтарем, как всегда делается в католических соборах, захоронены Нью-Йоркские архиепископы. И среди них имеется могила человека, который не имел никакого отношения к церковной иерархии , а был парикмахером. Пьер Туссо (Pierre Toussaint)родился в Гаити, на Карибах, был рабом на плантациях и позже был привезен в Нью-Йорк своим владельцем. Фамилию Toussaint Пьер взял себе в честь Гаитянского революционера после того, как его хозяйка в 1808 году умерла и Пьер перестал быть рабом.
В Нью-Йорке Пьер стал отличным парикмахером , дамы высшего света стояли к нему в очереди, и к своим сорока пяти годам, когда он перестал быть рабом, он стал хорошо зарабатывать. Пьер и его жена, на двадцать лет его младше, тоже бывшая рабыня, стали первыми черными филантропами в Нью-Йорке. Похоронили Пьера на кладбище около старого Собора Святого Патрика. В 1991 году кардинал John O'Connor послал в Ватикан документы на канонизацию Пьера. Хотя у Ватикана в то время был список из полутора тысяч человек с запросами на канонизацию, Пьер показался самой подходящей кандидатурой - светский , женатый, бедный, черный бывший раб, рожденный не в Америке....Его канонизировали, и перенесли его останки с кладбища в скрипт под алтарем в соборе Святого Патрика. Вот такая история...
Справа от входа в собор находится в стеклянном кубе красная шляпа. И еще несколько шляп висят под потолком. Такие шляпы, большие, плоские, с огромными полями, с которых свисают пятнадцать кисточек, называются галеро. На Рождество 1245 года во время Первого Лионского собора папа римский назначил 13 новых кардиналов м первый раз вручил им новые красные шапки. После смерти кардинала галеро вешают на его могила могиле , пока тело не превратится в прах. Это служит напоминанием о бренности земного жития. Во второй половине двадцатого века практика эта почти прекратилась. Кардинальские шляпы появились в соборе совсем недавно, после реставрации.
Когда сейчас входишь в собор, кажется, что он построен только что - такое все новое и сверкающее, да и стены собора- белые-белые... В 2012 -2016 годах году собор был полностью отреставрирован. Четыре года и снаружи и внутри собора стояли леса. Стоила эта реставрация 200 миллионов долларов. Также были отреставрированы великолепные бронзовые главные ворота собора. Весят эти ворота больше шестнадцати тонн, но так великолепно сбалансированы, что их можно открыть рукой.
Основная святыня храма , изображение Девы Марии Гваделупской, находится от алтаря справа. Дева Мария Гваделупская - наиболее почитаемая святыня Латинской Америки, и она всегда изображается смуглой. Согласно преданию, Мария явилась Хуану Диего Куаухтлатоатцину, ацтеку, обращённому в христианство, несколько раз, с 9 по 12 декабря 1531 года . Имя «Гвадалупе», названное самой Марией Хуану Диего, представляет собой, возможно, испанскую транскрипцию ацтекского выражения Коатлаксопеух, «Та, кто сокрушает змея» . По другим версиям имя это означает "река света".
Празднование 12 декабря в Мексике |
Часовня Марии Гваделупской в соборе Св. Патрика |
Каждый год собор святого Патрика посещает больше пяти миллионов человек. По будням в двенадцать, половина первого и в час дня в соборе звучит орган, в соборе всегда толпятся туристы, но это вовсе не означает, что собор- туристический объект. В нем происходят службы и играются свадьбы. На рождество и пасху в собор не попасть.
В пасхальное воскресное утро Пятая авеню перед собором закрывается для движения автомобилей для знаменитого парада шляпок. В собор в это время не попасть, но вот парад шляпок- дело совершенно замечательное. Вот здесь я про него писала .
Комментариев нет:
Отправить комментарий