Tudor city - утопия в центре Нью- Йорка

Тюдор сити
В 1898 году английский  философ и утопист    Эбинизер Говард  опубликовал книгу  "Завтра: мирный путь к реальной реформе"  (To-Morrow: A Peaceful Path to Real Reform).  В этой книге писатель предложил    создавать замкнутые города с населением не больше  тридцати тысяч  человек, с обширными парками, окруженные  небольшими  фермами и садами. Он был убежден, что  окружающая среда формирует  человека, и стоит  изменить среду- все изменится к лучшему. Все беды  современного города ( имеется ввиду самый конец 19 века!)  - грязь, преступность, скученность     проистекают именно из-за отсутствия правильной планировки города. 

Модель Города- Сада
Сам идеальный город Говарда представлял собой структуру из круглых концентрических зон. В самом центре такого города находится парк, его окружает жилая зона, состоящая из малоэтажной застройки с приусадебными участками.   На периферию выносилась промышленность и сельскохозяйственные фермы.  Говард назвал свою модель идеального города – город-сад.   Говард    организовал  ассоциацию по строительству городов-садов (Garden City Association). В первом десятилетии XX века эта ассоциация построила в Англии два новых города-сада – Лечворт и Уэлвин.  Оба стали примерами новой застройки – городской застройки сельского типа.

 В Америке идею  Говорда  поддержали.  Олмстед-  сын того самого Олмстеда, который создал Центральный парк, спроектировал   Forest Hills Gardens - замечательный район в Квинсе.   А в Манхеттене эту идею пытался воплотить в жизнь известный застройщик того времени   Фредерик Френч. 


Френч хотел построить   утопию- городской комплекс, окруженный садами ,  полями  для гольфа  и небольшими парками.   Так появился район, называемый  ”Tudor City”. Если вы  когда-нибудь плавали на кораблике по  East River ( про то, как посмотреть на Манхеттен со стороны реки за 4 доллара можно прочитать вот здесь  - пока по английски, к лету напишу и по-русски!), то, подплывая к зданию Организации  Объединенных Наций, на крыше    высокого  здания можно заметить  огромную светящуюся вывеску  со словами ”Tudor City”. 


Этот комплекс расположен вдоль  Первой Авеню  а районе 40х улиц.    
Место это называлась раньше  Козлиной горкой- там действительно есть небольшое возвышение. В начале двадцатого века это была грязная   криминогенная часть города.  Там в трущобах процветало воровство, а от находившихся рядом скотобоен  сильно  воняло.
   Место для нового строительства  было выбрано не случайно- совсем недалеко  был построен Центральный Вокзал, вокруг  которого возник целый город офисных зданий.  Френч потихоньку скупал по одному различные доходные дома. Так начался  самый большой  проект по постройке жилья в Нью-Йорке, который   когда-либо  до этого времени выполнялся.  Целью Френча было привлечь средний класс, который, сбегая от грязи и преступности,  к тому времени стал переселяться из города в пригороды.  К 1932 году в комплексе было построено девять жилых домов и гостиница.  


 Здания были построены в неоготическом стиле, но все-таки комплекс был назван   Tudor City - наверное потому,  что  в стиле  "тюдор"  строились  пригородные дома, а Френчу хотелось, чтобы в его проекте совмещались лучшие черты городской и пригородной застройки.   

Загородный дом в стиле тюдор

Вообще стиль "тюдор"  в Нью-Йорке  в 20-х годах был очень популярен этот стиль  -  символ  богатства и респектабельности.  Сначала в таком стиле строились загородные особняки, но постепенно и городские окраины стали застраиваться домами для среднего класса  в стиле Тюдор.


  В комплекс входил первый жилой небоскреб- до этого небоскребы строились только как офисные здания.  Интересно отметить, что  первые три построенных дома фасадами выходили не на восток, реку, а на город.  Дело в том, что в то время вдоль реки располагались причалы, где перегружались товары, приплывавшие в город на баржах. Там были скотобойни и нещадно чадившая электростанция, работающая на угле.    


Вид с реки на дома - хорошо заметно, что в  правом доме на реку  выходят только окна подсобок и
кухонь- они маленькие

Поэтому во вновь построенных зданиях на реку выходили только окна кухонь и подсобных помещений.    Верный своим утопическим идеям, Френч построил не только жилье- он же мечтал о городе-саде  внутри города!

Вокруг домов были разбиты прелестные сады с дорожками для прогулок, беседками и фонтанами. Там даже было небольшое  поле для гольфа, которое  вечером освещалось электричеством! В этом же комплексе были построены  аптека, продовольственный  и цветочный магазины, теннисные корты и даже   детский сад.  С 1941 по 1968 год силами жителей комплекса издавалась местная газета под названием “Tudor City View”,  у них был свой небольшой театр, клуб искусств и хор.


 В 1936 году Френч умер, но созданная им компания продолжала управлять комплексом  до 1972 года, пока его не перекупила  другая строительная компания, которая запланировала разрушить сады и построить на их месте  несколько высоток- место- то в цене дорожало!
И  вот однажды   солнечным летним воскресным утром 1986 года  на территории  садов появился бульдозер. Житель комплекса, который в то время как раз совершал утреннюю пробежку, забил тревогу- садам грозит опасность!  Жильцы вышли на улицу и не пустили бульдозер в сад.  Битва шла долго - в суде, разумеется,  но жильцы победили и сады отстояли.  Через два года этот район был причислен к списку архитектурных объектов, имеющих историческое значение.


  После Второй Мировой Войны участок земли между  Tudor City и рекой купил Джон Рокфеллер. К 1952 году там был построен комплекс зданий Организации Объединенных Наций.  На здание ООН с моста через 42 улицу, как раз между домами   Tudor City  открывается отличный вид.  

Теперь конечно на реке нет никаких скотобоен и район стал весьма фешенебельным.
 Сейчас в одиннадцати зданиях около трех тысяч квартир и   там живет около пяти тысяч человек.  В основном  квартиры там малогабаритные - Френч   предполагал, что там будут селиться  малосемейные белые воротнички.   Небольшую  квартирку  - студию общей площадью не больше тридцати квадратных метров  можно купить там тысяч за триста. 
 Однако есть и очень большие дорогие апартаменты- верхние этажи  трех домов комплекса, стоящих вдоль реки занимают пентхаузы  с окнами во всю стену, потолками под пять метров и  огромными  балконами.  Стоят такие квартиры более десяти миллионов.


В апреле  2014 года менеджмент "tudor city", для привлечения покупателей организовал экскурсию  ( отнюдь не бесплатную- билет стоил 45 долларов)   по комплексу c  демонстрацией десяти квартир, начиная с малюсенькой студии и кончая  трехспальным пентхаузом с большим балконом. В этом пентхаузе снималась сцены из третьей серии Крестного отца и фильма "Пули над Бродвеем" .   
  
Я как бываю в этих местах - обязательно заглядываю  в сады  Tudor City. Там так приятно посидеть - особенно жарким летом, когда асфальт плавится от солнца, а в тени  деревьев - так чудесно и прохладно.




Бриллиантовая улица.

17 августа 1477 года Мария Бургундская стала первой невестой, получившей обручальное кольцо с бриллиантом. Ее суженому, эрцгерцогу Максимилиану Австрийскому, порекомендовали, что бриллиант развеет сомнения Марии относительно бракосочетания с ним.   Начиная с этого времени каждая уважающая себя невеста хотела  иметь  колечко с бриллиантом .   И эта традиция и сейчас ну совсем не умерла - а даже наоборот.  Женихи со всего мира в поисках самого лучшего кольца с бриллиантом за самую лучшую цену  устремляются сюда , к нам в Нью-Йорк.

Бриллианты- лучшие друзья девушек.  Во всяком случае, так утверждала Мэрилин Монро. Отправимся на самую лучшую  ( для девушек) улицу Нью-Йорка - туда, где продаются бриллианты. 



Это небольшая улица, совсем неказистая с виду.   Ни цветов ни деревьев на ней нет, да и дома  на ней стоят не то чтобы очень примечательные.  Это- 47 улица,   находится она совсем рядом с Рокфеллер Центром,   между Пятой и Шестой Авеню.     Этот маленький кусочек Нью-Йорка так и называется  Бриллиантовый район -  Diamond District. 
Это одна из самых богатых улиц  мира.

За один только день на этом небольшом отрезке длиной всего в один блок- чуть больше трехсот метров -  продается товаров на  500 миллионов долларов!  Через находящиеся на этом блоке разнообразные магазины, ювелирные салоны и другие бизнесы общим числом более двух с половиной тысяч  ( вот это плотность) проходит в год более 24 миллиардов долларов! 



Сейчас бриллианты- это товар номер 1 в списке экспортируемых товаров Нью-Йорка, и надо сказать, что почти 90 процентов  всех бриллиантов страны проходит через Нью-Йорк,  а Америка является основным потребителем бриллиантов- -по данным Википедии в Нью-Йорке продается около  80 процентов  бриллиантов, продаваемых во всем мире.
Впервые алмазы были обнаружены в Индии еще до нашей эры в россыпях и разрабатывались на протяжении многих веков, и долгое время Индия  лидировала в поставке алмазов.  


Алмазная трубка  "Зарница".
 Фото 2004 года
  В 18 веке   месторождения были обнаружены в Бразилии, и более чем на столетие центр мировой добычи алмазов переместился в Южную Америку.  А в 19 веке в игру вступила Африка. К середине двадцатого века сферы влияния в алмазной индустрии были практически поделены. Главным центром добычи оставались южноафриканские страны и второстепенным  - Бразилия.  Первый алмаз в России был найден в 1949 года в бассейне р. Вилюй, а в августе 1954 года ленинградский геолог Лариса Попугаева открыла первое месторождение коренных алмазов в СССР – трубку "Зарница".


 Сначала алмазы не умели обрабатывать, но когда В 15 веке научились полировать  кристаллы  алмазным порошком,    камни заиграли во всю силу. Первые формы обработки были достаточно примитивными. В 1465 году придворный ювелир бургундского герцога Людвиг ван Беркем впервые произвёл огранку в форме «розы». В течение многих веков ювелиры разрабатывали идеальную бриллиантовую огранку. Применять огранку в 57 граней, которая сейчас является самой распространенной,  начали ещё в XVII веке, но лишь в начале XX века с помощью теоретических расчетов, учитывающих все физико-оптические особенности алмаза, были выведены идеальные пропорции огранки, позволяющие достичь максимального блеска.  


По  оценкам специалистов    в десяти самых больших алмазных шахтах мира содержится  около одного миллиарда каратов алмазов.  Ясное дело,  просто так попасть на эти шахты не удастся, однако есть одно место, куда пускаются все желающие- это Crater of Diamonds State Park в Арканзасе- это единственное в мире, где каждый может стать  на некоторое время охотником за бриллиантами- за один день,  как правило,  два посетителя парка находят  там  алмазы! 


 Вход в парк стоит всего 8 долларов  и дальше- копай себе там весь день... Только до парка доехать надо.  Те же,  кто не хотят  или не могут ехать так далеко - могут отправиться на охоту к нам- В Нью-Йорк... Правда, деньги потребуются другие..

В  конце восемнадцатого  века в Нью-Йорке  ювелирные магазины концентрировались в районе Maiden Lane, недалеко от  Бродвея.    Тогда это была самая фешенебельная часть города, там жил Томас Джефферсон, третий президент Соединенных Штатов, там были самые модные лавки.     Объявление в газете  New York Times  гласило, что если девушке подарить обручальное  колечко,  купленное на  Maiden Lane,  она будет в три раза счастливее.    Город развивался и рос на север , и вместе с городом на север переезжали модные и ювелирные лавки. 


 В 1923 году предприимчивый владелец недвижимости   Fenimore C. Goode  построил на 47 улице новое здание  ( дом номер 20) для  торговли бриллиантами и не прогадал- через два года стоимость лотов в этом районе возросла в два раза.    


 47 улица- во всяком случае такая, какую мы сегодня знаем,  сформировалась  в середине двадцатого века , когда была массовая иммиграция европейского еврейского населения- бежали те, кто успел.  Успело мало.  Те кто успел уехать в Америку- как правило оседали в Нью-Йорке.  Бежали без ничего, но головы и руки- это и было их главное богатство.  47 улица говорила на идиш.
  До 30х годов  сделки по продаже бриллиантов  совершались в самых разных местах. Для  сделки не требовалось никаких документов.   По уставу  Нью-Йоркской  алмазной биржи    достаточного только устного согласия - только надо сказать  Mazel  ( согласен) и произнести Broche( небольшая молитва)  . 


 И вот что интересное я еще нашла когда  гуляла  по Интернету в поисках информации. Так как Талмуд  запрещает евреям обращаться в не      еврейский суд , то споры,  возникшие во время продаж, разрешаются  тут  же на  Нью-Йоркской алмазной бирже , где имеется свой арбитраж. Решения они принимают исходя из своих представлений о  справедливости и на основании еврейских законов. Интересно отметить, что  во время слушаний никакие записи не делаются... В течение многих поколений именно так  вели бизнес алмазные дилеры и так, во всяком случае по тем источникам, что я прочитала, он ведется сейчас.   

  Алмазная биржа   в Нью-Йорке- DIAMOND DEALERS CLUB (DDC)-    была создана   в 1931 году.  Раньше продавец и покупатель встречались в каком - нибудь  месте, и бриллиант просто передавался из рук в руки.  И вот,  как гласит легенда, как то раз во время сделки камешек пропал! Его искали долго - но сами понимаете, бриллианты ведь маленькие- не нашли. А когда один из участников  несостоявшейся сделки вернулся домой, и стал переодеваться, камешек возьми да и выпади из обшлага его брюк.  И американские торговцы бриллиантами пришли к тому же выводу, к которому задолго до них пришли их европейские коллеги- нужно защищенное безопасное место  для торгов- нужна биржа.  Сейчас во всем мире имеется 28 зарегистрированных алмазных бирж. 


К конце 1931 года на Нью-Йоркской   бирже было зарегистрировано более пятидесяти участников. Сначала биржа располагалась в даунтауне,  а потом переехала  на угол  47  и 5 авеню, в дом, который  так и называется  до сих пор- Всемирная Алмазная Башня - The World Diamond Tower . 


 Когда строительная компания получила заказ на строительство новой 33-этажной башни, она была озадачена- на этом месте уже стоял одиннадцатиэтажный дом,   построенный в 1925 году. Решение было весьма нестандартным- не ломать старое здание, а как-бы вписать его в новый проект.  Когда небоскреб построили, он  стал  одним из самых высоких в Нью-Йорке.    В 1993 году  переехала Нью-Йоркская биржа по  торговле бриллиантами.


В этом же самом здании до совсем недавнего времени находился  институт по изучению  драгоценных камней  Gemological Institute of America (GIA)  , основанный тоже в 1931 году. Именно в этом институте в 1953 году был разработан  стандарт   4С  для сравнения алмазов.  (  “four C’s” - cut, clarity, color, carat).  Основной корпус института находится в Калифорнии, а кампусы имеются по всему миру.



Еще   внутри здания   есть своя синагога и кошерное кафе. Еще одно  кошерное кафе с узбекской кухней  Taam Tov есть на  47    посередине между 5 и 6 авеню.  Сама я там не ела,  но по отзывам- не сильно дорогие и относительно приличные по качеству.  
Многие десятилетия мало что менялось  в этой части города. И вот совсем недавно на этой улице появилось новое здание- та же компания Extell Development, что построила на 57 улице небоскреб  One 57,   построила 30-этажную стеклянную башню в сердце бриллиантового квартала.  Кстати, президент Extell Development  Гарри Барнет начинал свою карьеру как алмазный трейдер в Антверпене в восьмидесятые годы.


Gem Tower

Называется эта новая  башня International Gem Tower.  У этой башни есть два входа- на этажи ниже 22 - вход в  47 улицы, а на верхние этажи- с  46 улицы .  Таким образом башня как бы  поделена на две части.  Построена башня была в 2012 году, но ее  заселение шло медленно- уж очень дорогая рента оказалась.  Зато в башне  - повышенный уровень комфорта и безопасности- например, около лифтов установлены специальные сканеры для иридодиагностики... Это вам не магнитная карточка и даже не палец прикладывать.  Там есть все, что надо для удобства,  и даже огромный спортивный центр.  В эту башню уже  переселился   Gemological Institute of America.




В апреле прошлого года газета NewYork Times  
опубликовала очень интересную статью   про жаргон бриллиантовой улицы.  Ясное дело, что некоторые термины понятны только  специалистам - вот например  из  описания камня "round G 4.18 VVS₂ TRIP X" я понимаю только что речь идет о чем-то круглом.  Но есть слова, которые мне показались весьма забавными   и в завершение своего поста я хочу несколько привести:
Khazeray,   Shlok -   некачественный камень
Mame-zitser  - очень большой бриллиант
Luft gesheft - бизнес без твердой основы
Gornisht mit gornisht  - ничего из ничего 
Mekhule - банкрот

Утюг

Только ленивый не писал  об утюге- здании треугольной формы на  пересечении Бродвея, Пятой авеню и 23-ей улицы. Я  не ленивая, значит- и мне надо написать... Мне почему-то  кажется, что знаменитым это здание сделали его многочисленные изображения и описания... Есть здания намного и красивее и интереснее с архитектурной точки зрения , однако они не так на слуху как этот утюг.  Довлатов писал:
"Америка для нас была подобна Карфагену или Трое. И вдруг оказалось, что Бродвей - это реальность. Тиффани - реальность. Небоскреб Утюг - реальность"
Здание это было построено в 1902 году, а уже через год известный американский фотограф сделал свою  знаменитую фотографию утюга зимой- она хранится  в Метрополитен - музее.

Add caption


Само фото сделано было в 1903 году, а вот печатал его фотограф несколько раз, играя с цветами- одно фото цвета сепии, другое- голубоватое, а  еще одно- с оранжевым оттенком. На выставке 2010 года в Метрополитен-музее были выставлены сразу три отпечатка.  Если погулять по интернету то можно обнаружить полно рисунков с утюгом, сделанных практически с одной и той же точки.



 В рассказе  "Мишурный блеск"  О. Генри главный герой - типичный нью-йоркский клубмен, прожигатель жизни. О.Генри писал: "Чендлер получал восемнадцать долларов в неделю. Он служил в конторе у одного архитектора. Ему было двадцать два года. Он считал архитектуру настоящим искусством и был искренне убеждён, — хотя не рискнул бы заявить об этом в Нью-Йорке, — что небоскрёб «Утюг» по своим архитектурным формам уступает Миланскому собору".  В Миланском соборе я была и могу с уверенностью сказать- уступает, и не только Миланскому...


Но  чикагский архитектор Даниел  Бурман (Daniel Burnham), который построил утюг, построил  в 1892 году один из самых первых небоскребов в Америке - Масонский храм в Чикаго высотой в 21 этаж - удивительной красоты здание, которое было снесено в 1936 году. В Утюге, высотой в 22 этажа, должны были разместиться офисы чикагской строительной компании .


 Считается, что здание прозвали утюгом из-за его формы. На само деле это не совсем так. Этот треугольный участок городской земли был известен под кличкой утюг  еще до начала строительства.  Несмотря на то, что это здание не было самым высоким в городе, оно отличалось от остальных небоскребов того времени тем, что у него стены казалось вырастали прямо из земли- у остальных же верхние этажи возвышались над тяжеловесным основанием.



Вот что было на этом месте
 раньше
 Когда утюг был построен, он не вызвал энтузиазма у прессы. 
The New York Tribune назвала его  "Кусок пирога, отрезанный скупцом".     Некоторые обозреватели боялись , что здание такое узкое, что не сможет долго стоять и упадет. 



 The New York Times  обозвал  Утюг  "чудовищем".  Однако публика была с этим не согласна.  В своих путевых заметках "Будущее Америки" английский писатель Гербер Уэллс- тот самый, что написал "Человек-невидимка"  и "Война миров",  весьма одобрительно отозвался об этом здании, несмотря на то что в целом Америка и в частности Нью-Йорк  ему не понравились.  Вот что писал  Уэллс про Нью-Йорк:

"В рaзвитии Нью-Йоркa есть что-то угрожaющее; он рaстет под все возрaстaющим дaвлением, рвется вверх, рычa от голодa. Кaждому бросaется в глaзa мехaнический, бесчеловечный хaрaктер этого ростa, кaк бросaется в глaзa гигaнтскaя стaтуя Свободы, которaя приближaется к нaм по левому борту: онa преднaзнaченa доминировaть нaд всем, но терпит порaжение. В ней тристa футов и онa стоит нa пьедестaле в сто пятьдесят футов; фaкел, что вздымaет онa в своей руке, знaменует безнaдежную попытку соревновaться со взмывaющим до небес богaтством".


Америкaнское турне Уэллса продолжaлось двa месяцa.  Целью  поездки была серия очерков для лондонской гaзеты "Трибюн" . Во время этого же путешествия он в Нью-Йорке познакомился с Максимом Горьким.  
 А вот что писал Горький: - "Под ногaми Свободы - мaло земли, онa кaжется поднявшейся из океaнa, пьедестaл ее - кaк зaстывшие волны. Ее рукa, высоко поднятaя нaд океaном и мaчтaми судов, придaет позе гордое величие и крaсоту… А кругом ничтожного кускa земли, нa котором онa стоит, скользят по воде океaнa, кaк допотопные чудовищa, огромные железные судa, мелькaют, точно голодные хищники, мaленькие кaтерa… Все стонет, воет, скрежещет, повинуясь воле кaкой-то тaйной силы, врaждебной человеку". Вообще - это очень интересная тема- Нью-Йорк глазами европейца..

Однако опять я отвлеклась  - возвращаюсь к утюгу! 

 Когда дом было построен, в нем было 20 этажей. 21 этаж был достроен двумя годами позже. Когда архитекторы строили этот дом, они, наверное не предполагали  что в офисах могут работать не только мужики, но и дамы,  и на каждом этаже был спроектирован только один туалет.  Так что теперь мужские туалеты находятся на четных этажах, а женские - на нечетных.


 Благодаря тому,  что две длинных стороны здания выходят на улицы, в его  помещениях много света. Самые большие начальники ,как правило,  занимают комнаты, находящиеся на острие треугольника.


Улицы в этом месте сходятся под острым углом  и   ветра там дуют знатные. Это было замечено джентльменами еще в те далекие года, когда женщины стеснялись показать свои лодыжки. Как рассказывают легенды, джентльмены эти специально прогуливались  на пятачке перед утюгом в надежде что порыв ветра приподнимет юбки.



Через  год после  постройки  в 1903 году английская  кинокомпания Crescent Films сняла видовое кино "Здание Утюг в ветреный день" (" The Flatiron Building on a Windy Day"),   посмотрите, прелестный сюжет!



 На самом острие здания на первом этаже находится   нахлобучка - нечто вроде небольшого выставочного зала со стеклянными  стенами. У этого сооружения тоже было прозвище- ловушка для коров - “cowcatcher”. Так называли щиток, который прикреплялся впереди паровоза для того, чтобы,  если поезд столкнулся бы с каким-нибудь стадом, животное было бы сброшено с рельс,  а не попало под колеса.  
Утюг в Бруклине
Утюг в Сан-Франциско

  
 Такая форма здания не является совсем уж уникальной - есть свой утюг и в Бруклине.  А есть и в Сан-Франциско  ,  построенный в 1913 году- через десять лет после Нью-Йоркского.


В декабре 2012 года в Нью-Йорке открылся музей математики, который расположен совсем рядом с Утюгом. И вот в честь года со дня своего рождения и для того, чтобы привлечь посетителей,  музей организовал очень  странное мероприятие- он решил проверить, действительно ли основание Утюга имеет форму прямоугольного треугольника. 

Около пятисот энтузиастов выстроились в цепочку  вокруг здания и каждого в руках было по две светящиеся палочки, из которых они должны были  сделать три светящиеся прямые линии. Потом число палочек подсчитали и выяснили, что размеры утюга в палочках- 75, 180 и 195. Если вспомнить теорему Пифагора и подсчитать , то получится как раз   75 *75 + 180*180=195 *195!  


Фотографий Утюга  сделано полно. Я  их много нашла в коллекции  Нью-Йоркской библиотеки. А вот эту  фотку я увидела только сегодня- когда этот пост писала. Его сделал фотограф Michele Palazzo во время последнего снегопада в январе 2016 года.