вторник, 7 июня 2016 г.

Клойстерс (The Cloisters)

На севере города Нью-Йорка находится  замечательный музей - единственный музей в Америке, в котором представлены только произведения искусства Средневековья.

Расположен этот музей  на высоком берегу Гудзона, в Трайон- парке. Я писала про этот парк некоторое время назад- вот тут про него можно прочитать. Несмотря на первое впечатление, этот музей,  филиал Метрополитен - музея,  вовсе не такой старый как кажется.  

История   создания музея  началась в конце девятнадцатого века.   Американский скульптор Джордж Барнард (1868-1933) (George Grey Barnard)  сначала учился в Чикаго, потом уехал во Францию и стал посещать классы в Парижской академии изящных искусств.  Именно в Париже скульптор работал над своей самой известной композицией   "Борьба двух начал в человеке"  (The Struggle of the Two Natures in Man), которая сейчас находится в Метрополитен-музее. 

Интересно, что карьеру скульптора спонсировал  Алфред Кларк, который построил знаменитое здание Дакота( в котором жил Леннон)  в Нью-Йорке.  Вот здесь можно у меня про Дакоту прочитать. Когда Кларк скончался, в память о нем его наследники подарили эту скульптуру Метрополитен-музею.  
Дом на Форт Вашингтон -первый Клойстерс

Во Франции скульптор жил вместе со своей семьей в небольшой деревушке около Фонтенбло.  Работал он в то время над фасадом правительственного здания в Харрисбурге, в Пенсильвании. Денег не хватало,  и Барнард   стал подрабатывать,  разыскивая и перепродавая различные образцы средневековой скульптуры и архитектурные фрагменты.    Постепенно он увлекся этим  и стал коллекционировать находки.

 Часть он продавал Лувру, но на самом деле он хотел все передать Метрополитен музею в Нью-Йорке.  Через некоторое время в его коллекции появились отдельные детали клойстеров с юга Франции- именно они позже легли в основу Нью-Йоркского музея.
 В 1913 году в Нью-Йорке  открылась знаменитая  и нашумевшая на весь мир выставка  Armory Show - там Барнард выставил свою очаровательную работу  "Рождение".

  В  этом же 1913 году  Барнард купил у мадам Баладуд-де Сан Жан десять арок из средневекового монастыря, которые были у нее в ее купальне.    И незадолго до того, как французский сенат издал закон о запрете вывоза исторических памятников,  Барнард перевез свою коллекцию в Нью-Йорк.   Он построил  недалеко от того места, где он жил, кирпичный   дом на  698 Fort Washington,    и в 1914 году открыл свой музей.   Барнард очень хотел, чтобы  американцы побольше узнали о средневековом искусстве.  Назвал он его Клойстерс. Так родился музей.

 Само слово Клойстер произошло от латинского    claustrum  ( вспомните слова клаустрофобия)  и обозначает открытую галерею, одна из стен которой, как правило- стена дома. По-русски такая галерея  называется клуатр.   Такая галерея окружает внутренний, как правило квадратный,  дворик. 


 Однако планы Барнарда были еще амбициознее. Уже перед самым концом первой мировой войны он задумал построить  огромный  "Памятник Демократии". В соответствии с его планом там должна быть тридцатиметровая арка в виде радуги  , бронзовое дерево жизни  и более пятидесяти статуй.  Около 20 лет работал скульптор над своим детищем, и чтобы помочь финансированию  своего проекта, ему пришлось  в 1925 году продать свой музей    Джону Рокфеллеру младшему  за  $600,000.   


Барнард продолжать коллекционировать произведения средневекового искусства и открыл в Нью-Йорке  в 1937 году еще один музей, который назвал  Abbaye.  Коллекцию  из этого  музея в 1945 году уже после смерти скульптора купил Филадельфийский музей. 

Джон Рокфеллер-младший, сын отца-основателя клана Рокфеллеров, известен  своей филантропической деятельностью.  Вместе со своей женой он основал Музей современного Искусства в Нью-Йорке. Это он  купил землю на берегу  East River  и подарил ее Организации Объединенных Наций.  Но это было позже, а в 1925 году Рокфеллер купил  коллекцию Барнарда и подарил ее музею Метрополитен.


Еще  Рокфеллер передал Метрополитен музею часть своей средневековой коллекции.   И у музея стал вопрос- где же все это богатство разместить?  На помощь пришел опять Рокфеллер - он незадолго до этого приобрел имение Биллинга на севере города- там теперь Форт Трайон парк.    Для того, чтобы гостям будущего музея ничего не заслоняло вид, Рокфеллер купил часть противоположного берега Гудзона.


Архитектором здания был  Чарльз  Коллен (Charles Collens), который   объединил в единое целое целых пять   клойстеров  из Франции и  из Каталонии. Вот я нашла фотографии некоторых из них в Википедии.   Различные здания и отдельные детали этих клойстеров были разобраны на     камни и привезены в Нью-Йорк, где  архитектор  собрал из них новое   здание, и похожее и совсем не похожее на оригиналы.

St Michel de Cuxa

Коллен был из Бостона  и строил он в основном здания в готическом стиле.    При строительстве Музея Клойстерс  архитектор объединил несколько стилей.  Для башни он взял за основу башню в  аббатстве   St Michel de Cuxa,котоое было на юго-западе Франции. 


 Если не хватало деталей, изготовлялись новые. 


Новое здание представляло собой мешанину времен и стилей, но это мало кого волновало. Оно должно было служить как микрокосм всех Средних веков.  На самом деле этот музей - это несколько клойстеров, сцепленный один с другим. В каждом клойстере был внутренний двор, а в музее он не один, а целых четыре. В одном из них Saint Guilhem Cloister стоят растения в горшках, в остальных трех есть грядки. 

  Мой самый  любимый -садик Bonnefont Cloister.   Его дизайн вовсе не копировал какой-то из уже существующих  внутренних садов.   Вокруг сада идет  г-образная аркада . Колонны этой аркады  взяты из разных монастырей, но понять это может только тот, кто хорошо знает архитектуру.     -  там и цветы, и различные травки, и фруктовые деревья.  В самом саду растет пара деревьев и грядки с различными травами и специями - там растет более 200 видов различных растений, которые выращивались в древние века.

 Многие из этих растений можно увидеть  на знаменитых клойстерских гобеленах.
В Клойстере отличная коллекция гобеленов, и самые известные  из них - это семь гобеленов с изображением белого единорога, относящиеся к концу 14- началу 15 веков. Эти огромные (три на четыре)  гобелены, сделанные в Брюсселе,  подарил музею Джон Рокфеллер.    


Владела ими  французская семья   La Rochefoucauld . Гобелены  в течение нескольких столетий  бережно хранились  в семейном замке и передавались от поколения к поколению,   пока не   грянула Французская революция.  Замок разграбили и  бесценными гобеленами стали накрывать картошку - чтобы не мерзла.   Семья только  к концу девятнадцатого века смогла вернуть себе свои сокровища, хоть и в поврежденном виде. 


Джон Рокфеллер младший купил гобелены в 1922 году за один миллион долларов- это было очень много в те времена - если пересчитать деньги с учетом только инфляции, то на сегодняшний день это получится более 13 миллионов. 

 Гобелены   висели у  Рокфеллера в  его доме до тех пор, пока он  в 1938 году не подарил их музею.  Раньше  в садике  Trie Cloister Garden  сажали то, что было изображено на гобелене    "The Unicorn is Found",    теперь перестали.  Кстати, начиная с апреля ( если тепло) до осени в галерее около садика  работает кафе.  

 На гобеленах в музее изображено более ста различных растений, из которых ботаники идентифицировали чуть больше восьмидесяти.  
В Клойстере есть не только садики и гобелены.


Есть  в Клойстере  прелестные витражи, есть отличная скульптура. Там есть совершенно очаровательная часовня, Langon Chapel, которая раньше принадлежала  церкви 12 века что стояла в местечке Бордо, во Франции.   Часовня Fuentidueña Chapel, тоже 12 века, -  подарок  Испанского правительства .  Ее разобрали на камушки, перевезли в Нью-Йорк и собрали в одном из залов музея в 1961 году.


Вид из замка на Гудзон
Я хожу в этот музей не посмотреть на что-то конкретное и не на периодические  выставки - я хожу туда просто гулять.   В самую жару летом в   музее - прохладно, весной в парке вокруг  все  цветет, а осенью - вот посмотрите на фото - правда, очень красиво?

 В музее конечно есть посетители, но из-за его удаленности от центра города,  народу намного меньше, чем в основном здании Метрополитен-музея на Пятой Авеню.  И еще мне нравится дорога от метро до Клойстера. Она идет через парк с потрясающими вида на Гудзон.  И конечно- мне нравится, что билет стоит всего доллар! Словом- очень я этот музей всем рекомендую!



Комментариев нет:

Отправить комментарий