![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjntWmC63tgA0ZH5LNWpsWDxULcCQKA-z01sR4VBnglD_dV3e7DWyEL6f72agb7vZkAKQjRmFGDpN1t67hv98BxOmwSiAnBQ7_XvJ1SJTqeVjO1yTzZQXnWP_xauqk7J-Ond4j6dEp8mw/s320/IMG_0844aaaa.jpg)
Вот в этом музее сейчас походит совершенно уникальная выставка "Графиня Элизабет Греффюль, муза Марселя Пруста ( "Proust's Muse, The Countess Greffulhe") . Два удивительных имени соединились в названии этой выставки. Марсель Пруст был известным французским писателем начала двадцатого века. Он завоевал популярность своим семитомным романом «В поисках утраченного времени» , который считается одним из шедевров мировой литературы.
Первая часть романа «В сторону Свана» была издана в 1913 году, вторая -«Под сенью девушек в цвету» в 1918. Получив престижную Гонкуровскую премию Пруст стал бывать в свете, хотя до этого вел совершенно отшельническую жизнь. Последняя, седьмая часть появилась уже после смерти писателя, в 1927 году. Пруста переводили в Москве и Ленинграде, переводили на протяжении десяти или двенадцати лет (1926-1938), а затем наступило полнейшее молчание.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgESdaHamh6RbPvk8cEOzohsOEKB5k-IqH-qoiKQ1sBE8Ham27YnykkG41wKfmoGlMm1F_QA_W0-J87c8i0tsYgEABOCfAFwIMEyAU9GOWuHj0GpP4WmZ35uyngzlsw47GvWExJb6pFww/s200/Marsel_Prust__V_poiskah_utrachennogo_vremeni_komplekt_iz_7_knig.jpg)
Пруст говорил, что к его роману можно относиться, как к собору, одна его часть может нравиться, когда в него входят, одним посетителям, другая — другим. Пожалуйста, пишет автор, пусть мой роман будет таким собором. А может быть и платьем. Все зависит от вкуса и предпочтений читателя. Если же роман читателю не подходит, значит, ему нужно что-то другое.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhgnkKAF3eWawCn3iWCQJOJhf6sSu2l8T2L3x_Ct3tOPgr4KrSPH7TADjqNVjmL0X0XolMlX_keZFXL6CAJsATWVOwnUVpzUHgYfbx_3e9BU_C81UOqTEDR0R6HlvU4Tt9dwwLImCdsKw/s200/cover.jpg)
Есть такой рассказ у Варлама Шаламова- "Марсель Пруст". Шаламов писал :
"Кто будет читать эту странную прозу, почти невесомую, как бы готовую к полету в космос, где сдвинуты, смещены все масштабы, где нет большого и малого? Перед памятью, как перед смертью, – все равны, и право автора запомнить платье прислуги и забыть драгоценности госпожи. Горизонты словесного искусства раздвинуты этим романом необычайно. Я, колымчанин, зэка, был перенесен в давно утраченный мир, в иные привычки, забытые, ненужные. Время читать у меня было. Я – ночной дежурный фельдшер. Я был подавлен «Германтом». С «Германта», с четвертого тома, началось мое знакомство с Прустом"....
![]() |
Элизабет Греффюль |
Прототипом герцогини Германт, главной героини этой части романа, была знаменитая французская аристократка графиня Элизабет Греффюль. Элизабет родидлась в 1870 году. Она была очаровательна и умна, но бедна. Она вышла замуж за графа Греффюль вовсе не по большой любви. Она стала хозяйкой салона и законодательницей мод . Элизабет была весьма независима в своих взглядах. Она поддержала Альфреда Дрейфуса, который в 1894 был обвинен в шпионаже в пользу Германии и осужден на пожизненную каторгу при помощи фальшивых документов и на волне сильных антисемитских настроений во Франции.
Элизабет была деятельной устроительницей выставки русского искусства в Париже (1906) и Дягилевских сезонов, близкой подругой княгини Марии Павловны и племянницей поэта Робера де Монтескью. Ее муж хотел видеть ее элегантно и дорого одетой, однако графиня, обладая безукоризненным вкусом , создала свой стиль в одежде. Она предпочитала богатые ткани, простоту покроя, подчеркивающую ее осиную талию и большое, или даже, как писал журнал Вог в 1908 году, почти варварское количество драгоценностей (almost barbaric profusion of jewels).
Ничего удивительного, что Пруст был совершенно очарован женщиной, которая и стала прообразом герцогини Германт .
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiMPeeX6y-mRYJ3NPQrpCkqLR106j2IlmWG89I7oYQjnfQq6VUHJYHBa0vCha7EVyv5fKCHU9sBDpSzExdwWHjlWe3U0E10q-I8KI10Fnzz1o-8ZJ0EJu1PB1qdx6Lxjy9Vb4RdGGNeOg/s320/IMG_0899aaaaa.jpg)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgdRdbQLZR85U4U_jn7hoPeZZ5HeIXUbpNCknF7viwXHzNLJo9Wj8deQ3kOxeOVrc63Z0TUeKqicEf_1O78x7VHGxAcRWKmug74TeM_hIDAMkc-xkqBfJ31g0aLr25dAehTu9BPKZrLqg/s320/IMG_0892aaaaa.jpg)
И вот еще - " герцогиня украсила волосы простой эгреткой, возвышавшейся над ее носом с горбинкой, над ее глазами навыкате и напоминавшей хохолок птицы. Ее шея и плечи выступали из белоснежной волны муслина, над которой колыхался веер из лебединых перьев, но дальше единственным украшением корсажа служили бесчисленные блестки, металлические, в виде палочек, бусинок, и бриллиантовые, и все платье с подлинно британской педантичностью облегало ее тело."
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEj_uIu7x5h560rTlsfuuLJjVk1luQC5hj_at-2UzO6_L6b2TESrBI4yUbAJmuVgDjsEYlXPveOVdZobPeuSGfjPiuC46IikWxwHGCXX6LJW2h0TiX1kbczLU6XK4LFhoI1_UoSVB-hHtg/s320/IMG_0896aaaaa.jpg)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjtttXgoLstjuORKjd4zDEkmAayE7X4ogFGi-qNyJ7KI7AtJpMOVD29j_WJFwv04yj_dXPwx7ENXS5XZg36FSZAD-FdsROpP_6NypN-C5YhOMigxrK0rJ0OyVDD0nHuZWFI_kVBuObgNw/s320/IMG_0903aaaaa.jpg)
В ноябре прошлого года выставка одежды графини Греффюль открылась в галерее в Париже. Palais Galliera’s exhibition “La Mode Retrouvée,”а в этом году осенью переехала к нам.
Два года велись переговоры и подготовка к ней. Никогда еще выставка целиком не приезжала к нам в город из Парижа.
Так что теперь у нас, жителей Нью-Йорка, а также его гостей есть сейчас совершенно уникальная возможность увидеть потрясающий гардероб графини Элизабет Греффюль.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgjJuqiT4h1ManlWvUqwuvq74qjKoa-ZHathOxCrlTRlg228nCowJA2c80v2nSj-nYYMAmvL3bjred_sNZzfQ_nMeBfPidGwaWPLraXxBmq6DdBz8TpmTErNXPJIzhh_l5oxewWdkJHBw/s320/IMG_0905aaaaa.jpg)
Шелковое зеленое платье с синим вельветовым узором создал для Греффюль Чарльз Фредерик Уорт в начале ХХ века. Серебристое пальто Babani было сшито чуть позже — в 1920-м году. Для свадьбы своей дочери графиня сшила "византийское платье" , и в результате все внимание было приковано не к невесте, а к ее матери.
Вечерние наряды, аксессуары, повседневная одежда ,туалеты графини для общественных выступлений и ярких событий представлены на выставке.
Пойдите- не пожалеете! Выставка работает до 7 января. Музей бесплатен и открыт каждый день за исключением воскресенья и понедельника.
Комментариев нет:
Отправить комментарий