Колокол надежды

Есть в Нью-Йорке на Бродвее  Церковь   Святого Павла(  St. Paul’s Chapel ). Точнее это церковь называется часовней, так как принадлежит Церкви Святой Троицы, что на Бродвее около Уолл Стрит.   St. Paul’s Chapel - самое  старое церковное  здание в Нью-Йорке.   Стоит оно  на этом самом месте аж с 1766 года, и это для Нью-Йорка ну уж совсем древность.    В .   St. Paul’s Chapel молился еще сам Джордж Вашингтон в те далекие и славные времена, когда  Нью-Йорк был столицей Соединенных Штатов.  В ней много чего есть примечательно, связанного с историей и Нью-Йорка и Америки, но я хочу сейчас подробнее рассказать про то, что сделало эту часовню знаменитой 16 лет назад.  

11 сентября 2001 года    боевиками-смертниками террористической организации "Аль-Каида" был совершен самый разрушительный  в истории человечества террористический акт. Боевики угнали четыре пассажирских самолета.  Один  упал на   Пентагон  в  Вашингтоне, второй разбился в Пенсильвании, не долетев до предполагаемой  цели благодаря мужеству и храбрости пассажиров, а еще два- долетели. И врезались в   башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.

Погибли в общей сложности почти три тысячи человек - и те пассажиры и экипаж, кто был в этих самолетах,   и люди, находившиеся в разрушенных зданиях или вблизи них, а также    полицейские, спасатели и пожарные - те, которые у нас называют  first responders.


В  8-46  рейс 11 врезался в Северную башню на уровне 93 этажа, а  в 9-03 рейс 175 вонзился в Южную башню немного выше 77 этажа. Южная башня  в 9-59  рухнула, а через полчаса после этого упала Северная башня. Все в радиусе полукилометра от этого места превратилось в ад.  Вот как  описывали позже те, кто пережил эту трагедию:

 " Южная башня, обрушившаяся первой, рухнула так быстро, что какое-то время дым сохранил ее очертания. Понимаете: ее уже не было, а дым на этом месте был. Толпа вокруг нас только и успела в один голос выдохнуть «О, мой бог!», как все уже было кончено. На нас обрушился огромный вал из дыма, пепла и пыли. Этот вал выглядел в точности так, как спецэффекты в кино, но только все это было по-настоящему.

Сложно было в это поверить, не оставляло ощущение, что это все сон,
декорации, так не бывает в жизни." Когда пыль осела, мне показалось, что все вокруг как будто засыпало снегом. Как карточный домик, одна на одной лежат перевернутые машины. Стекла домов разбиты. В воздухе летают куски какого-то мусора, листы бумаги. Нельзя было разобрать, кто вокруг тебя, — настолько густым слоем пыли все были покрыты



Место падения башен было оцеплено полицией.
Часовня Святого Павла находилась  совсем рядом с башнями -близнецами. Когда упала Южная Башня, взрывной волной  вырвало огромный старый платан, росший на кладбище позади  часовни.  Платан лег всеми своими ветвями  на часовню, закрыв  ее от обломков  Северной башни, которая была еще ближе к часовне.


 Часовня оказалась единственным местом в округе, не затронутым так или иначе пожаром и разрушениями.  Она стала центром спасения - в ней разместились врачи,  на скамейках   спали, подложив под голову свои вещи, спасатели, работающие на расчистке завалов.   Тысячи людей со всех концов Нью-Йорка стекались к месту падения башен,  ища своих родственников, но их туда не пускали.

Тогда они стали прикреплять записочки к забору, окружающему церковь.   На записках было написано  нечто подобное"Никто не видел моего мужа- высокого, в светлой рубашке? Он работал в Северной Башне на 86 этаже..."  Позже к забору приносили цветы, флаги, детские игрушки, значки...
 Девять месяцев  тысячи волонтеров работали в смену по 12 часов каждая, готовя еду и обустраивая пожарных и спасателей.   Девять месяцев в часовне сменяя друг друга дежурили терапевты , психологи, массажисты...

 Если  вы войдете в эту часовню в одну из дверей, выходящих на Бродвей, вы не увидите ни скамеек, которые там были до 11 сентября,  ни органа, Скамейки давно убрали, и теперь там стоят только стулья.  Орган после 11 сентября молчал почти восемь лет- засорился от пыли, потом его  частично почистили, а сейчас совсем убрали. Говорят, что в конце этого года  поставят новый.

 В стене, противоположной  тем дверям, куда вы вошли- выход на кладбище за церковью. На этом кладбище похоронены  солдаты, погибшие во время войны за независимость,  человек, который  основал   New York Journal  и известный актер George Frederick Cooke. Надписи на многих камнях стерлись за давностью лет, и уже не разобрать, кто там лежит... 

 Прямо напротив двери, ведущей на кладбище стоит колокол - Колокол Надежды (The Bell of Hope).

Колокол этот- подарила  на первую годовщину теракта в 2002 году церковь    St. Mary-le-Bow  в Лондоне. Церковь эта ,  - одна из самых знаменитых лондонских церквей,  и знаменна  она  не столько своей архитектурой, сколько легендами.   

Сейчас церковь находится в центре финансового квартала Лондона, но в те временя когда  ее построили, вокруг были рабочие окраины.  А  по поверью настоящие «кокни» ("cockney")   рождаются  только в пределах слышимости колоколов Сент-Мэри-ле-Боу.    Сейчас уже никого не называют кокни, и слово это осталось только в названии лондонского простонародного диалекта. И эта легенда не единственная.  

От этой церкви отмеряли расстояния  от Лондона,  в средние века около  нее сменялись  ночные стражники, а  ее колокола упоминаются в огромном количестве произведений английской литературы , начиная от  песенок  для малышей до фундаментальных религиозных трудов.  Мало того, бой этих колоколов начиная с 1940 года используется радиостанцией ВВС перед некоторыми своими передачами.

  И вот эта церковь является церковью- побратимом (sister church) часовни Святого Павла в Нью-Йорке. В 1914 году камень из склепа Сент-Мэри-ле-Боу  бвл помещен в Церковь Святой Троицы что на Бродвее, а ведь часовня Святого Павла - это часовня при церкви Святой Троицы.

Камень  этот был помещен в знак того, что король Вильям Третий даровал и Нью-йоркской церкви и Лондонской одни и те же привилегии.   Во дворе церкви стоит памятник  капитану  Джону Смиту из Джемстауна, основателю штата Вирджиния.  
 И вот эта церковь в первую годовщину трагедии презентовала Нью-Йорку колокол, отлитый   в Лондоне на  Whitechapel Bell Foundry. Это очень старая мастерская, основанная еще в середине 16 века. Именно в этой мастерской отлили  колокол Свободы в 1752 году. 

И в этой же мастерской отливали колокола для Лондонского  Парламента и для башни    Big Ben.  

Вот что на колоколе  во дворе  St. Paul’s Chapel написано 
To the Greater Glory of God And in Recognition of The Enduring Links Between The City of London And The City of New York

Каждый год  около этого колокола 11 сентября проходит памятная церемония. Колокол звонит не только 11 сентября, но и  после терактов и в Мадриде в 2004 году, ив  Лондоне в 2005, и в Норвегии в 2011.
11 сентября колокол начинает звонить ровно в 8 часов 46 минут -  это то время когда самолет врезался в  северную башню.

1 комментарий:

  1. Спасибо за содержательную статью! И информативно, и трогает за душу.

    ОтветитьУдалить