На первом этаже Метрополитен-музея, в крыле Роберта Лимана проходит до 11 марта совсем небольшая выставка с интригующим названием Серебряные Цезари: Тайна ренессанса (The Silver Caesars: A Renaissance Mystery). Я бы никогда на эту выставку и не попала бы, если бы не мое желание сделать дополнительные фотографии потрясающего наследия Лимана, про которое я собиралась писать в русской версии своего блога. В результате фотографии я сделала, но про Лимана напишу как-нибудь в другой раз, так как это все-таки постоянная экспозиция в музее, а выставка "Серебряные Цезари" через месяц закроется.
На этой выставке представлены двенадцать серебряных, позолоченных скульптур, каждая из которых стоит на блюде. Эти скульптуры вместе с блюдами называются чашами Альдобрандини, и каждая из них изображает одного из двенадцати цезарей. В самом начале нашей эры во времена расцвета Римской Империи Гай Свето́ний Транкви́лл ( Gaius Suetonius Tranquillu) написал книгу на латыни под названием " Жизнь двенадцати цезарей" (De vita Caesarum) .
Был Светоний личным секретарем императора Адриана, но вместо того, чтобы описывать военные походы и реформы, Светоний написал биографии двенадцати императоров , и даже не парадные биографии с перечнем побед, а скорее картинки из их жизни, с описанием их внешности и привычек, с их высказываниями и деталями личной жизни. Вот например как он описывает Юлия Цезаря, с биографии которого начинается первый том: " За своим телом он ухаживал слишком даже тщательно, и не только стриг и брил, но и выщипывал волосы, и этим его многие попрекали. Безобразившая его лысина была ему несносна, так как часто навлекала насмешки недоброжелателей. Поэтому он обычно зачесывал поредевшие волосы с темени на лоб; поэтому же он с наибольшим удовольствием принял и воспользовался правом постоянно носить лавровый венок".
Кроме Юлия Цезаря, Светоний рассказывает еще об одиннадцати императорах. Вот их имена: Август, Тиберий, Гай Калигула, Клавдий, Нерон, Гальба, Отон, Вителлий, Веспасиан, Домициан и Тит. Некоторые имена я, конечно знала и раньше- Юлий Цезарь, Нерон, Калигула...Про некоторых я вообще первый раз прочитала, когда стала про эту выставку писать- так что вы, мои читатели, не переживайте, если вам многие имена мало что говорят.
Сохранились все восемь томов с биографиями цезарей - то есть конечно сохранилась не сама рукопись, а ее переписанные варианты. Древнейшая сохранившаяся рукопись "Жизни двенадцати цезарей" относится к IX веку. В конце 16 века ( предположительно) этот грандиозный труд Светония и лег в основу создания тех двенадцати чаш, которые выставлены в Метрополитен-музее. В середине каждого блюда - статуя императора, а на самом блюде, разделенном на четыре части, изображены его деяния.
Называется это все Aldobrandini Tazze - чаши Альдобрандини, по имени благородного Флорентийского семейства, владевшего ими. Считается, что эти чаши были сделаны по заказу кого-то из членов Гасбургской династиив конце 16 века, а первым официально известным владельцем этих чаш был кардинал Pietro Aldobrandini.
А вот имя автора- предположительно голландца- навеки потерялось. После этого почти на три столетия следы эти чаш оказываются затеряны в веках и странах. Современная история этого потрясающей красоты набора чаш начинается в 1826 году, когда он как будто из н пустоты появляется у одного из лондонских дилеров по торговле антиквариатом. Тогда считалось, что автор этого набора - знаменитый Бенвенутто Челлини, и именно тогда чаши было позолочены- в первоначальном варианте золота там не было- чаши были серебряные. В 1826 году был последний раз, когда этот набор видели вместе - потом чаши были распроданы по отдельности различным коллекционерам . В конце девятнадцатого века пятью чашами владели Ротшильды, у американского издателя Херста была одна чаша, еще одна была у Моргана.
Интересно отметить, что каждая чаша- это не единое целое, фигурка Цезаря отделяется от блюда, поэтому сами статуи и блюда перепутались- ведь на блюде нет надписи, деяния какого цезаря там изображены.
Даже такой таком уважаемый музей, как музей Виктории и Альберта в Лондоне все время экспонировал чашу со статуэткой Домициана, приделанной к блюду , изображавшему подвиги Тибериуса.
И вот сейчас в Метрополитен музея все встало на свои места- историческая справедливость - впервые за сто с лишним лет- восстановлена.
Организаторы выставки проделали огромную работу и пересобрали все 12 чаш, как головоломку и временно прикрепили фигурки к блюдам. Когда выставка в Нью-Йорке будет закончена, она переедет в Лондон. А вот после этого все будет опять перепутано и тем коллекционерам, которые предоставили для это выставки свои чаши, цезари вернутся на свои места, несмотря на то, что подставки для них неправильные...
Комментариев нет:
Отправить комментарий