Испанский Музей. Часть 2

Есть замечательный музей на севере Манхеттена,  и про него мало кто знает. Находится он на  углу Бродвея и 155 улицы.   Я начала рассказывать про музей еще неделю назад, но отвлеклась им в один пост не уложилась . Теперь продолжу.   Основан музей был в начале двадцатого века  Арчером  Хантингтоном.  Арчер построил целый музейный городок ,  в котором, кроме этого музея,  было еще нумизматическое общество, географическое общество , Национальный институт   искусств и литературы и музей американских индейцев. Сейчас в этом комплексе остались только  музей и общество искусств и писем, остальные все выехали в разные места. 


Boricua College
В здании института  искусств проходят иногда выставки, но я ни разу на них не попадала. Здание бывшего географического общества оккупировал   один из кампусов Boricua College. Интересно  что колледж этот был создан в 1974 году специально для пуэрто-риканцев .     Колледж частный, обучение ведется на двух языках и хиспаников там   почти восемьдесят процентов.  Здание у него удивительной красоты и лучше бы  там какой-нибудь музей поселился...


 Если снаружи  здание музея представляет собой пример  классического стиля, то внутри -  несомненно преобладание испанских интерьеров. И коллекция у этого музея богатейшая. Латиноамериканцы  сейчас - ведущая по процентному соотношению этническая группа в Нью- Йорке, а  эта коллекция - самая большая коллекция  испанского и латиноамериканского искусства за пределами Испании и Латинской Америки.


Имена  художников завораживают- Веласкес,  Эль-Греко,  Мурилло, Гойя.  В музее находится одна из самых моих любимых картин Гойи - герцогиня Альба.     Арчер Хантингтон сам покупал полотна для своей коллекции во время своих поездок.  Большую помощь ему в этом оказывала его мать Арабелла.   Арабелла, или Белла как ее называли, была страстной коллекционеркой и меценаткой. 


 В основном ее интересовало средневековье,  а также декоративно-прикладное искусство  эпохи Людовика  XIV. После ее смерти ее сын Арчер пожертвовал большую часть коллекции, включая двух Рембрантов и  Вермеера, музею Метрополитен.   Это именно Белла пожертвовала деньки на строительство музея. Это она привила своему сыну интерес к испанским древностям. Арчер спонсировал многочисленные археологические экспедиции, благодаря чему в музее имеется  самая большая в Америке коллекция испанских старинных раритетов, начиная с бронзового века .

А какая там подборка деревянных резных скульптур! 
  И не только деревянных. В коллекции  есть настоящие раритеты- потрясающей красоты алтарь середины шестнадцатого века, мраморные надгробья пятнадцатого века...

Зал керамики

 Есть в музее  великолепная,  почти метровой высоты,  серебряная с золотом  монстрация (дароносица )( по английски- custodia ) , сделанная в середине шестнадцатого века в Испании, единственная в своем роде во всех Америках.
Первый этаж музея- это огромный зал с деревянными резными стенами, по периметру зала идет галерея, на которую нужно подняться по лестнице, чтобы рассмотреть картины.



 На втором этаже- огромная коллекция керамики , начиная от пятнадцатого века почти до наших дней.  Коллекция глазурованной  керамики в музее - самая  лучшая в стране.   На стенах одной    из комнат второго висят старинные дверные молоточки пятнадцатого-шестнадцатого веков. 
 Библиотека музея содержит боле шестисот тысяч  книг, манускриптов и писем.



Карта Хуана Веспуччо
 Более пятнадцати тысяч книг из этой коллекции напечатаны до начала восемнадцатого века. 
 В коллекции - одно из самых ранних изданий Дон-Кихота.   В музее есть карта  мира , составленная в  1526 году племянником Америко Веспуччо- Хуаном Веспуччо, племянником Америго Веспуччо.  После смерти Америго в 1512 году Хуан несколько раз плавал к берегам Америки . Карта эта была обнаружена в 1915 году.

 В 1908 году Арчер Хантингтон,  основатель музея,  был в Лондоне. Там в одной из галерей он увидел работы  испанского художника  Хоакина  Соролья -и Бастида (  Joaquín Sorolla y Bastida) и  совершенно влюбился в них.  Он приобрел для музея несколько полотен и организовал его выставку- продажу  в своем музее. Эта была первая музейная выставка.  Выставка стала блокбастером- ее посетило 170 тысяч человек, почти двести работ были проданы.  Потом выставка была показана в Бостоне и Чикаго. В 1911 году художник получил от Хантингтона приглашение работать для  музея. 


Зал Соролья в музее Испанского искустсва
Хантингтон предложил ему за работу   $150,000, но деньги тогда уже не так много значили для художника- он был к тому времени знаменит и богат. Но Соролья был патриотом- он любил   Испанию, в этом он  и сошелся с Хантингтоном.

Соролья сделал для музея несколько больших фресок, на которых изобразил различные сцены из испанской жизни. Работа над фресками продолжалась десять лет  до 1919 года.    Через год художника разбил паралич и он в 1923 году скончался.


Соролья  отличался необычайной творческой энергией - он  оставил после себя  свыше 2000 произведений.  Вдова мастера передала его работы в дар Испании. Они составили основную коллекцию Музея Сорольи в его доме и мастерской в Мадриде. Работы художника находятся в крупнейших музейных собраниях мира от Берлина до Буэнос-Айреса.

Художник не увидел результат своей работы в музее- он умер раньше. В 1926 году работа  была выставлено в отдельном  зале. Четырнадцать панно суммарной длиной семьдесят метров и высотой три с половиной метра изображали  деревенские сцены, рыбалку, танцы, крестьянский рынок, религиозные праздники в разных районах Испании.
В 2009 году работы эти  гостили в музее Прадо и других выставочных залах Испании,  где их посмотрели более двух миллионов зрителей.  В это время галерею в музее отремонтировали  и сделали новую крышу.


В 2015 году у музея появился новый директор  Филлип де Монтебелло (Philippe de Montebello). У него богатый опыт- Филлип был тридцать лет   - с 1977 по 2008 год директором музея Метрополитен, и за  время его работы Метрополитен- музей увеличил свои размеры почти в два раза.  Одна  из целей нового директора- собрать пять миллионов долларов для реставрации давно пустующего и запущенного здания, в котором раньше располагался музей индейцев,  переехавший в здание таможни внизу Бродвея- интересующиеся могут прочитать про таможню в  моем блоге.
 А тем, кто хочет посмотреть на музей своими глазами, рекомендую не откладывать на лето  - там нет кондиционеров. Музей работает каждый день  кроме понедельника , по субботам есть в два часа дня бесплатные экскурсии, и сам музей- тоже бесплатен - все дни!
 

Испанский музей. Часть 1

  Музей,  про который я хочу сейчас рассказать, мало известен- об этом говорит число его посетителей- всего двадцать тысяч в год.  В Метрополитен музее, например, в триста раз больше- за год- почти шесть миллионов!  Конечно- Метрополитен-музей нельзя  ни с чем сравнивать- но  и тот музей, о котором я веду рассказ,  заслуживает внимания, особенно в зимнее время года, когда по улицам особенно и не погуляешь- а музей, между прочим, бесплатен! 

Если бы этот музей находился ну, например, недалеко от  Times Square, я думаю - число посетителей возросло бы в разы. Называется этот музей  Hispanic Society of America и    расположен он далеко на севере, на перекрестке  155 улицы и Бродвея.       Вот интересно, как же мне перевести это слово- Hispanic... Это вовсе не испанский- испанский будет  Spanish. Не подберу никак, поэтому буду его называть    по-английски или Испанский музей.

Если вы туда доберетесь, то по всей видимости вы там будете в  гордом одиночестве наслаждаться работами Веласкеса и потрясающей коллекцией керамики.
 Основан музей  был  основано в 1904 году ньюйоркцем Арчером Милтоном Хантингтоном.
 Арчер  был удивительно скромным человеком- он никогда не давал никаких интервью во время своей карьеры.   А он был удивительным человеком- он не только основал  Hispanic Society, но и самый большой во всех Соединенных Штатах морской музей (Newport News, Virginia) и один из самых больших парков скульптур в США -     Brookgreen Gardens (  South Carolina) .  Еще когда  Арчер был маленьким, он играл в музей - вырезал из журналов картинки  и наклеивал их на стенки коробок, которые изображали музейные залы. К своему первому визиту в Испанию Арчер готовился- он учил испанский и арабский. Он ездил туда несколько раз и каждый раз привозил что-нибудь для своей коллекции.  К 1904 году  в его библиотеке было около сорока тысяч книг, множество скульптур, картин и старинных карт.  

 Немного странно, почему Хантингтон  выбрал для своего музея такое отдаленное от городского центра  место- в то время это был скорее загород а не город.  Он считал, что из-за своего островного расположения город может расти только на север и вскорости и другие музеи к нему присоединятся.  Хантингтон не мог предвидеть, насколько лифт изменит  схему застройки города, и город  станет расти вверх.  Место,  где расположен этот музей называется   Audubon Terrace в честь  известного натуралиста  Джона   Джеймса Одюбона  (John James Audubon). 


Могила Одюбона на кладбище
 около Trinity Church
 Почти пол тысячи акварельных рисунков пернатых в его книге  "Птицы Америки" , изданной в середине девятнадцатого века,  до сих пор считаются эталонными. Эта книга имела оглушительный успех,  и на вырученные деньги ученый купил  поместье на берегу Гудзона к северу от Нью-Йорка.   Часть своего поместья он подарил церкви Святой Троицы, на кладбище которой он и похоронен. Это живописное кладбище расположено по соседству с музеем, про который а рассказываю.


 Хантингтон хотел построить не просто музей, а целый  музейный городок в классическом стиле. В комплексе, помимо  испанского общества, располагались Нумизматическое общество, Национальный институт искусства и писем ( или букв?) (National Institute of Arts and Letters) , Американское  географическое общество и музей американских индейцев- тот самый, который  теперь находится в самом начале Бродвея.


   Журнал  "Нью-Йоркер"  называл этот комплекс Нью-Йоркским Парнасом.
 Для того, чтобы попасть в музей,  надо по нескольким ступенькам  через чугунные ворота  подняться наверх на внутреннюю площадь.  


На площади стоит  конная статуя  Эль Сида.  Родриго Диас де Вивар  по прозвищу Эль Сид-  герой Реконкисты  и национальный герой Испании, герой испанских народных преданий, поэм, романсов и драм.   Прославился он во время обороны Валенсии.   Согласно легенде, Эль Сид перед смертью заставил жену дать обещание, что она посадит его мертвое тело на его боевого коня.   Вид Эль Сида, восседающего на коне над городом, устрашил мусульман, и они бежали.


Герой  был похоронен в монастыре  недалеко от города Бургоса .  В ходе войны с Наполеоном французские солдаты осквернили могилу Эль Сида и выкинули останки.

Позже остатки  были обнаружены и в 1842 году захоронены  в часовне Бургоса.  В 1921 году их перенесли в главный собор города и торжественно перезахоронили рядом с телом его жены. Вскоре после  смерти   Эль Сида начали появляться многочисленные песни - романсеро.  В честь него на кастильском языке была написана «Песнь о моём Сиде» (конец 12 – начало 13 веков), ставшая вершиной испанского средневекового эпоса.   Благодаря «Песне о моём Сиде» не меньше самого Родриго  известность прибрели его мечи: Тисона и Колада. Оба клинка сохранились. Первый якобы был отнят у эмира Букара, и  сейчас экспонируется в Мадриде - меч считается национальным сокровищем Испании.

Статуя Эль Сида на площади перед музеем

 Бронзовый памятник  высотой более пяти  метров на площади около музея  изваяла  Анна Хантингтон, жена  Арчера Хантингтона,  основателя музея.   Родилась Анна в Бостоне семье известного зоолога и с детства любила лошадей. Сначала она хотела стать скрипачкой, но потом увлеклась  скульптурой,  особенно анималистической.  После смерти отца, Анна уезжает в Нью-Йорк, где обучается на курсах Студенческой художественной лиги и работает по-прежнему над скульптурами животных.  В начале двадцатого века Анна едет в Европу. 

Для города Блуа она создаёт конную статую Жанны д’Арк, за которую в 1920 году была награждена правительством Франции орденом Почётного легиона.   Пока Анна была во Франции , поклонники Жанны дАрк  собрали деньги  на памятник в честь пятисотлетия со дня рождения Французской героини.  Был объявлен конкурс ,  Анна Хантингтон представила на конкурс свою работу, и она победила. Анна немного изменила французскую  статую    и памятник был установлен в Нью-Йорке   на 93  улице и  Riverside Drive в декабре 1915 года. Ленточку перерезал Томас Эдисон. 
Статуя Жанны  дАрк в Нью-Йорке


Копия этой статуи  стоит в Сан-Франциско  в парке "Золотые ворота"   (Golden Gate Park, San Francisco).  В Нью-Йорке есть еще одна  статуя Жанны д’Арк сделанная Анной. Она стоит в  соборе Иоанна Крестителя , про который я писала в одном из моих постов.  Эта скульптура установлена  на камне,  взятом из того самого Руанского собора, куда перед казнью была заключена Жанна.

Замуж за  Арчера  Хантингтона  Анна вышла,  когда ей было уже сорок семь лет, а ему- пятьдесят три года.  Свадьбу они устроили 10 марта 1923 года, в   их был общий день рождения, так как родились они в один день... 

Статуя Эль Сида в Севилье
 Работать над статуей Эль Сида Анна начала  летом 1924 года, вскоре после того, как они вернулись из своего месячного круиза на яхте. К 1926 году, когда работы над статуей были почти закончены, ее муж написал своему приятелю в Мадриде   , который был приближенным короля Альфонсо XIII , о том, что он бы хотел, чтобы  первая отливка этой статуи была установлена в Испании в городе, где Эль Сид родился.

И статуя стоит- только не в Мадриде,  а в Севилье - там в то время открывалась  Испано- Американская выставка.     Копии этой же статуи можно увидеть в Сан-Диего, Сан-Франциско и Буэнос- Айресе.  Так странно- я видела эти памятники и в Севилье и в Сан-Диего, но историю эту я узнала только совсем недавно, когда стала  писать про Нью-Йорк.
Статуя Эль Сида в Буэнос Айресе


 Кроме самого памятника Эль Сиду на площади перед  музеем,  Анна- автор  двух больших барельефов, расположенных слева и справа от статуи.  Оба барельефа были сделаны во время второй мировой войны. На левом изображен Дон Кихот, а на правом- Боабдил, последний эмир Гренады. 
 Одной из самых популярных статуй Анны Хантингтон является  прелестная статуя Дианы. Первый раз отлита она была в 1922 году, и с тех пор ее копии хранятся во многих местах- В Техасском университете, в Нью-Орлеане,  Гаване (Куба) , Блуа ( Франция) , Мадриде и Токио. 
Add caption

 В Сиракузском университете студенты считают, что, если перед тестами потереть лапку собаки на статуе,  все пройдет  на отлично.  Есть эта статуя в Нью-Йоркском историческом обществе, а та, что стояла в холле при входе  в доме Анны и Арчера на пятой Авеню, сейчас находится   в саду скульптур , созданном ее мужем. Brookgreen Gardens (  South Carolina)  Прожила Анна долгую и насыщенную жизнь . Когда ей было хорошо за семьдесят, она стала автором еще пяти конных статуй - одна из них -  статуя  кубинского националиста Хосе Марти -  находится в Нью-Йорке на  южной стороне Центрального парка.  Когда ей было девяносто- она все еще работала! Умерла она в возрасте 97 лет - потрясающая женщина!
 Я сильно отвлеклась от музея- но не беда- я вернусь к нему в моем следующем посте.  

Статуя Хосе Марти около Центрального парка в Нью-Йорке

Самый большой в мире динозавр- в Нью-Йорке!

Здание музея естественной истории в Нью-Йорке
Музей естественной  Истории в Нью-Йорке идет номером один в списке достопримечательностей для детей.   Но и для взрослых там всегда найдет что-нибудь интересное.  Расположенный с западной стороны от Центрального парка, прямо напротив Метрополитен-музея,  открылся он в 1877 году - а основан еще раньше,  в 1868 году.  Я буду про музей этот еще много раз писать, а пока расскажу только про динозавров -   у них в этом месяце случилось прибавление-   самый  большой в мире динозавр  только что поселился в специально отведенном для него зале  - на четвертом этаже.

В залах музея
Палеонтологическая коллекция  этого  музея  огромна, и практически вся она скрыта от глаз посетителей.  Эта коллекция считается одной из самых больших в мире .  В  1993 году  для коллекции было построено специальное десятиэтажное здание, которое находится в середине музейного комплекса и совсем не видно с улицы.   Когда его строили,  каркас здания был дополнительно укреплен.  Коллекция занимает подвал и первые семь этажей,  а последние три отведены под офисы и лаборатории- ведь в музее имеется большой научно-исследовательский отдел.

 Когда музей еще только создавался, его  палеонтологическая коллекция была совсем  небольшой. В 1891 году президентом музея стал палеонтолог  Генри Осборн, и коллекция стала быстро расти. Она резко увеличилась после того, как музей приобрел коллекцию известного палеонтолога  Копа, состоящую из более чем десяти тысяч костей. 
 
Тут я немного хочу отвлечься и, раз уж я говорю про палеонтологию, то мне хочется  рассказать про древнего  зверя,  которого  назвали в честь Американского президента.  В самом конце 18 века президентом Соединенных штатов был Томас Джефферсон, который увлекался палеонтологией. В его доме в Мантиселло была неплохая коллекция окаменелостей. Об этом ее увлечении знали многие, поэтому когда в его офисе получили посылку с костями, никто не удивился. Кости нашел  офицер Джон Стюарт в одной из пещер в штате Виржиния.  Я как-то раз была в одной из Вирджинских пещер(  Luray Caverns  - не  той, где кости были найдены) - мне очень понравилось! 


Президент описал находку и представил ее Американскому философскому обществу. Он считал, что  найдены были кости доисторического зверя семейства кошачьих. Он назвал этого зверя Megalonyx ( большая лапа) и был уверен, что потомки его до сих пор существуют.  Однако оказалось, что это был не тигр или лев, а доисторический ленивец, но тем не менее в честь президента этого зверя назвали Megalonyx jeffersonii.



Динозавр перед музеем
Вернемся в музей. Динозавры встречают посетителей   сразу у  главного входа, со стороны центрального парка. Динозавры стали визитной карточкой музея- каждый год перед рождеством два динозавра, сделанные из еловых веток с кокетливыми веночками в лапах стоят перед музеем на улице.    В этом году декабрь выдался на удивление теплым, и  обтрепавшаяся динозавровая шкура    придала зверюгам   обшарпанный вид. 

Динозавр перед главным входом
А внутри музея  , где кассы, в зале, называемом Ротонда Теодора Рузвельта, стоят  два огромных динозавровых скелета.  Этот зал сам по себе является Нью-Йоркской достопримечательностью.  Обычно посетители проскакивают мимо, подгоняемые своими детьми, которых они привели в музей. А зал этот следует рассмотреть поподробнее - он  очень красив и на его стенах есть замечательные фрески, отлично восстановленные совсем недавно, в 2012 году.  Я как-нибудь потом про фрески напишу- там, среди прочих, изображен дядя писателя Набокова.


Посередине зала стоят  два огромных динозавра. Тот , который выше  - самый высокий в мире скелет динозавра, стоящий без подпорок.  Понятно, что это не настоящий скелет -кости были бы слишком тяжелы, чтобы так на весу держаться.   Но это всего два скелета на затравку- основные  расположены на четвертом этаже в динозавровом крыле имени  Дэвида Коха ( David H. Koch Dinosaur Wing). 
 Дэвид Кох- удивительный человек! Он родился в 1940 году,  окончил  MIT  в Бостоне (Massachusetts Institute of Technology) по специальности химия и с 1970 года работает в семейном бизнесе. После того, как в 1992  у него был диагностирован рак, Кох пожертвовал  более шестисот миллионов долларов на медицинские исследования.  В прошлом 2015  году он дал 150 миллионов на строительство нового  ракового корпуса в  Memorial Sloan Kettering Cancer Center,  и этот центр будет носить его имя.
Но Кох жертвует не только на медицину- он  великий меценат. В 2008 году он дал 100 миллионов на развитие Нью-Йоркского театра , который расположен на южной стороне площади Линкольн Центра - теперь этот здание, в котором Американский театр балета  каждое рождество дает Щелкунчика вот уже более полувека, называется   театр имени  Дэвида Коха. Он совсем недавно дал 10 миллионов долларов на   модернизацию площади и фонтанов  перед Метрополитен- музеем и теперь эта площадь носит имя Дэвида Коха.   Он выделили 20 миллионов  на динозавровый зал в Нью-Йоркском музее , а совсем недавно, в 2012    году  Дэвид выделил на динозавров еще 35 миллионов , и теперь в Вашингтоне в их музее естественной истории тоже будет зал динозавров имени Дэвида Коха.


В халах музея

 Вернемся однако к динозаврам - на четвертый этаж музея. Два зала посвящены двум отрядам динозавров- Saurischian (ящеротазовые)   и  Ornithischian (птицетазовые) .  Оказывается- предками птиц были вовсе не птицетазовые а ящеротазовые!  Классификация динозавров изображена на в таблице  стене,  а залы заполнены скелетами...

Так выглядел бронтозавр перед модернизацией
Самый старый  житель этих залов  - Апатозарус  или как его раньше называли- Бронтозавр.    Он появился в музее в 1904 году. Кости нашли  в самом конце   девятнадцатого    века в  Вайоминге, привезли в Нью-Йорк и собрали воедино. Но голову- не нашли, поэтому пришлось голову приставить от другого  динозавра.  Публика была в восхищении  и ничего не заметила. 


Приделали новую голову и подняли хвост
Около скелета поставили столики, и в честь его организовали чай, на который,  по словам газеты  New York Times,   приехал даже сам  Морган из своего офиса  на  Wall Street .  Через девяносто лет после этого события, во время очередной модернизации музея,    скелет немного переделали- его хвост приподняли над полом- так как не нашли подтверждения того  факта, что хвост волочился по земле. А еще скелету заменили голову- правильный череп как модель  взяли в  Питсбургском музее палеонтологии (Pittsburgh’s Carnegie Museum) .  Нашли этот череп вместе со скелетом давно, но ученые все спорили насчет принадлежности черепа...


 Это все дела давно минувших дней, а вот новость ну совсем свежая- ради этой новости я собственно говоря и пишу этот пост.
Начиная с 15 января этого года на 4 этаже открылся новый динозавровый зал, в котором поселился самый большой   в мире  динозавр!   Точнее - самый большой из найденных.


 Различные части скелета обнаружили совсем недавно в 2011 году  в Аргентине  в провинции Чубут,  Патагония, что находится на расстоянии 1300 километров  от столицы  - Буэнос- Айреса .  Как часто бывает, находка была сделана случайно- кусок кости, торчавший из земли,  заметил крестьянин. 

В 2013    году раскопками   занялась группа аргентинских палеонтологов.  Им удалось извлечь из земли фрагменты скелетов семи динозавров, в общей сложности около 150 костей. По уверениям ученых, окаменелости прекрасно сохранились.

"Учитывая размер этих костей, которые не имеют аналогов среди известных ранее крупных животных, обнаруженный динозавр является самым крупным из известных ранее животных, когда-либо ходивших по Земле", - сообщили исследователи в интервью Би-би-си.

Гигант  был травоядным  и  обитал в лесах Патагонии 95-100 миллионов  лет назад. По оценкам исследователей весило это чудовище около восьмидесяти  тонн и в длину было более сорока метров.


  Целиком скелет даже в тот зал, что для него предназначался, не поместился, и поэтому его голова торчит из входной двери.  Назвали его титанозавром.  Некоторые кости тоже  находятся в экспозиции, а сам скелет — как это принято по всему миру из-за огромного веса костей — сделан из пластика. Теперь технологии позволяют отпечатывать копию каждой кости с помощью 3D-принтера.  ВВС сняло про этого динозавра кино и покажет его 24 января.   А все жители Нью-Йорка а также его гости смогут полюбоваться  титанозавром всего за один доллар,  так как плата в музее для посещения постоянной экспозиции- по желанию.

Бывшая советская миссия на Парк авеню

На Парк-авеню между 68 и 69 улицами стоят четыре старых  красивых дома . Самый первый был построен в 1909 году  для богатого нью-йоркского банкира Перси Пайна.  Здание  строила та же самая архитектурная компания что строила Бруклинский музей и Центральную библиотеку. Банкир  в 1929 году умер, здание переходило из рук в руки- как обычно случалось со многими Нью-Йоркскими особняками. В 1947 году особняк приобрели  для китайской делегации в ООН и затем немедленно перепродали  для  Советского Союза.  До 1963 года это здание занимала Миссия Советского Союза при ООН.



 В 1954 году в своем кабинете в этом здании умер о Вышинский Андрей Януарьевич, бывший Генеральный прокурор СССР. Смерть его окружена тайной. Официальная версия была- сердечный приступ, однако имеющиеся данные заставляют усомниться в  ее правдивости .


5 марта 1953 года умер Сталин. Это известие застало Вышинского в Нью-Йорке.  Он выехал на похороны в Москву и  достаточно быстро вернулся  назад, чтобы вновь возглавить советскую делегацию в ООН.  23 декабря 1953 года до Нью-Йорка дошло сообщение о казни Берии,  и Вышинский понял, что   его карьера и жизнь висят на волоске. В конце октября 1954 года  его вызвали в Москву  "для представления доклада и получения новых инструкций". Под различными предлогами Вышинский  оттягивал свой отъезд в Москву   и не ехал.


Тогда Москва направила для переговоров с Вышинским "специального человека" в Нью-Йорк. Этот "специальный человек" прибыл в Нью-Йорк    в качестве дипломатического курьера за три дня до смерти Вышинского, 19 ноября 1954 года. В вечер накануне своей смерти Вышинский готовился к речи в ООН по поводу создания Международного агентства по атомной энергии. По словам его стенографистки, в его поведении она не замечала ничего необычного.
 На следующий день 22 ноября 1954 года в 9 утра советская делегация в ООН сообщила о смерти Вышинского от сердечного приступа, последовавшего за завтраком в том самом особняке, про который я рассказываю.

Ни дипломаты, ни журналисты, ни полицейские и тем более врачи  в помещение не были допущены. Самый акт о смерти Вышинского был подписан  врачом советского посольства в Вашингтоне Алексеем Косовым.
 Полицейские на хотели признавать законность этого акта, так как доктор Косов не имел Нью-Йоркской лицензии. Они также хотели осмотреть место происшествия и труп, но их  туда не пустили. На следующее утро специальный самолет увез в Москву тело Вышинского, доктора Косова и прибывшего за три дня до этого "специального человека"
 Вышинского похоронили у кремлевской стены, а доктор Косов и специальный человек растворились в воздухе - их как и не бывало...
Через шесть лет после  этих таинственных событий, 20 сентября 1960 года  открылась 15-я сессия Генеральной Ассамблеи  ООН.  Именно на этой сессии наш дорогой Никита Сергеевич якобы стучал ботинком по столу.  Эта информация  не совсем достоверна  то есть непонятно- то ли стучал  то ли просто снял...- А вот точно известно то, что больше трех недель Хрущев жил в особняке на Парк Авеню.


Интересно отметить, что на заседание ООН он не прилетел как все на самолете, а приплыл на пароходе из города Калининграда. Вместе с ним тогда плыли делегации Болгарии, Венгрии и Румынии. Корабль назывался Балтика.  Построен корабль был в 1940 коду и крещен как Молотов. После разоблачения Хрущевым   антипартийной   группы Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова    корабль переименовали в Балтику. По теперешним понятиям кораблик маленький- ну совсем не океанский- посмотрите на его фото.  Вот здесь про этот корабль много написано- я отсюда взяла его фотографии. Причалил этот кораблик  к 73 пиру- тому самому где сейчас находится причал East River Ferry.  Это сейчас на этом месте красота и чистота, а тогда все было весьма и весьма зачухано.  Американские портовые рабочие отказались обслуживать советский корабль, и пришлось морякам Балтики   все делать самим.

 На следующее утро после прибытия,  во время  раннего завтрака уже на территории миссии,  Хрущев  поинтересовался  , который  сейчас  час в Москве. Узнав что уже три часа дня, он сказал: "Видите, даже сама мать-природа поставила Россию по времени впереди Америки. Будем мы впереди Америки и во всем другом".

На фасаде особняка, над дверью, есть небольшой балкончик. Именно этот балкончик и использовал Хрущев для своих импровизированных выступлений перед большой толпой, собиравшейся поглазеть на советского лидера. Недалеко  от этого места находится  Hunter college, студенты которого с удовольствием приходили послушать зажигательные речи Хрущева с балкона.



В этом же здании Хрущев принимал Фиделя Кастро, первый раз посетившего США . С Кастро во время его посещения  произошел смешной конфуз. Поселили кубинскую делегацию в весьма фешенебельной гостинице и попросили заплатить наличными. Кастро возмутился,  что это стоит так дорого и перебрался в Гарлем в гостиницу "Тереза"  , где они сняли 80 комнат всего за 800 долларов.  


Как писала газета  New York Times,  Кастор считал, что  негры ему будут симпатизировать - "Negroes would be more sympathetic".  Тогда до политкорректности было еще очень далеко, и слово негр не было ругательным. Именно отсюда Кастро навещал Никиту Сергеевича. 


 В 1964 году , незадолго до снятия Хрущева советская миссия переехала  в 13-этажное здание по адресу 136 East 67Th Street.  Сейчас в этом здании находится миссия России в ООН. А  тот особняк, про который я рассказываю, и соседний с ним был предназначен для сноса- место -то ведь золотое...

 И вдруг, когда уже почти  начали сносить, внучка Рокфеллера маркиза де Куевас  (Marquesa de Cuevas) - в девичестиве Margaret Rockefeller Strong -купила эти два дома и в придачу еще и соседний лот  за 2 миллиона долларов.  Внучка Рокфеллера вышла замуж за чилийского  балетмейстера  в 1927 году. Маркиз де Куевас, натурализовавшись в США, основал балетную компанию, которая выступала в театре, стоящем на месте теперешнего здания Time Warner Center  на  площади Колумба.   
Маркиз этот был очень интересный человек. Его любовником был князь Феликс Юсупов- участник убийства Распутина.  Маркиз  прославился своей дуэлью на шпагах, поспорив  в 1958 году  со своим хореографом насчет концепций в балете, который они ставили. Дуэль была проведена по всем правилам дуэлей 17 века  и несмотря на то, что место официально не оглашалось, более 50 журналистов об этом зрелище пронюхали. Однако придя на дуэль, дуэлянты растрогались и вместо сражения крепко обнялись и прослезились.

 Маркиза тоже была весьма эксцентрична.. Она всегда носила черное и содержала специальную портниху, перешивавшую одно и тоже платье. Она никогда не могла решить на каком поезде или самолете лететь и покупала по 10 билетов сразу на разные дни и рейсы. После того как ее первый муж маркиз  де Куевас   умер, Маргарита в возрасте за 80  лет вышла замуж во Флориде за  человека, который был ее на 38 лет моложе.. 

В свою бытность вдовой Маргарита,    купив два дома, угловой- тот самый, в котором была советская миссия, подарила своему двоюродному брату Дэвиду Рокфеллеру.  Он  в доме 680 по Парк Авеню основал  центр,  который занимается развитием отношений между Соединенными Штатами и Латинской Америкой. Между прочим, Дэвиду в июне 2015 года исполнилось сто лет!  А соседний дом по адресу  684 Park Avenue маркиза  подарила Испанскому институту.  Раньше там устраивались  выставки- но в прошлом - 2014 году ничего не было...
А в здании миссии в доме 680  желающие могут арендовать  тот самый зал в котором Никита Сергеевич устраивал свои  приемы -   в соответствии с рекламой  там может поместиться на обед до 120 человек!