"От конструктивизма к соцреализму"- выставка в National Arts Club

Когда я была совсем - совсем маленькая, мы играли в фантики... Обертки от конфет складывались особенным образом, и на школьном мраморном подоконнике надо были их подбрасывать так, чтобы твой фантик накрыл фантик твоего противника. Тогда тот фантик, что оказывался внизу,  можно было забрать себе.  Фантики я старательно  собирала и складывала в коробочку.  И фантики были красивые. Белочка, Мишка косолапый, Красная Шапочка... 

А вот некоторые не только в  такую игру играли, но  еще и фантики собирали просто так.  Вот например Людмила Нумерова, директор музея кондитерской фабрики Красный Октябрь.


В  1851 году  немец Теодор Фердинанд фон Эйнем, который позднее на русский манер стал себя называть Федором Карловичем,  открыл на Арбате небольшую мастерскую по производству шоколада. Именно этот год считается годом рождения шоколадной фабрики «Эйнемъ». Шоколад  этой фабрики     в 1900 году  получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже , Уже перед самым началом Первой Мировой Войны  фабрика стала  официальном поставщиком шоколада Его Императорского Величества. Для оформления конфет приглашались лучшие художники того времени: Врубель, Бакст, Билибин, Бенуа,    Сомов, Виктор и Апполинарий Васнецовы.



В коробки с конфетами и какао вкладывали открытки с географическими картами, животными, историческими сценками, репродукциями картин известных русских художников.

  "Мишка Косолапый" - самая старая конфета, которую производят на фабрике. Она, как и ее упаковка,  появилась в позапрошлом веке и до нас практически неизменными дошли и рецепт, и фантик.

 После революции кондитерская фабрика  стала называться «Государственная кондитерская фабрика № 1, бывшая Эйнем» а в  1922 году была переименована в «Красный Октябрь».  И, ясное дело, что новое время требовало нового оформления конфет...

 А к чему это я все рассказываю, спросите вы. Ну какое отношение имеет фабрика шоколада "Красный Октябрь" к Нью-Йорку?

 А дело в том, что директор музея шоколада при фабрике "Красный Октябрь"  Людмила Павловна Нумерова передала свою коллекцию фантиков и оберток своему сыну а тот, в свою очередь, выставил коллекцию на аукцион, где ее купили   российский бизнесмен Роман Багичев и его сын, тоже Роман.
И вот Багичевы вместе с Фондом Колодзей организовали в Нью-Йорке выставку с пышным названием «От конструктивизма к соцреализму: агитационное искусство в оформлении прикладной художественной графики 1920-1930-х годов в СССР»

Фонд  этот,  «Kolodzei Art Foundation», создала  Татьяна Колодзей,   владелица одной из самых больших коллекций  современного русского искусства - около семи тысяч  работ.  В этой коллекции картины   Ильи Кабакова, Владимира Немухина, Дмитрия Краснопевцева.   Сейчас  Татьяна вместо со своей дочкой Наташей, которая является исполнительным директором фонда,   живут в  New Jersey.

И  вот  в  Национальном клубе искусств (The National Arts Club) по адресу  15 Gramercy Park South   уже три недели проходит совершенно замечательная выставка, на которую привезено более тысячи различных экспонатов.

"Нам захотелось показать мало кому знакомый срез российской промышленной графики 20-30-х годов, – сказала в интервью «Голосу Америки» Наталья Колодзей . – Мы выбрали самые яркие и показательные работы из выставки более широкого диапазона, которая ранее прошла в некоторых европейских столицах.С довоенного времени далеко не все сохранилось, Ведь люди не относились к фантикам и упаковкам как к чему-то важному. Да еще война, разруха, пожары.  Поэтому данная коллекция уникальна. Очень наглядно видно на примере промышленной графики, как менялись формы, стиль, подходы – от конструктивизма к соцреализму.  "

 Заворачивать конфеты и шоколад в фантики  начали  только  в середине XIX века. Сначала использовали фольгу.  Изобретение   фантика   приписывают Томасу Эдисону . Он   в 1872 году создал парафинированную бумагу, которую чуть позже стали использовать кондитеры для упаковки. 
В 1920 - 1930-е годы в России  кондитерская упаковка - самое мощное средство коммуникации. Ведь конфеты любят все! Конфетные фантики  создавали  Владимир Маяковский и Александр Родченко.


Газета «Правда» в 1924 году писала: «Маяковским, совместно с Родченко, по заказу Моссельпрома выполняются новые конфетные обёртки, рисунки и агитстроки. Намечены серии “Вожди революции”, “Индустрия”, “Красная Москва”.   Агитационное значение этого начинания заключается не только в двустишиях, но и в вытеснении прежних “конфетных” названий и рисунков такими, в которых четко обозначается революционно-индустриальная тенденция Советской республики. Ибо вкус массы формируется не только, скажем, Пушкиным, но и каждым рисунком обоев...».

Так появилась карамель "Наша индустрия" с призывами: "Крестьянскому характеру пора привыкнуть к трактору. Не перевернуть земли сухой доисторической сохой". "Пароход хорош идет к берегу. Покорит наша рожь всю Америку".  Причем  это  все были обертки для карамели. В деревне не ели шоколад...Да и в городе пожалуй тоже.  
 Как мне кажется, конфетные обертки со стихами Маяковского и рисунками Родченко самые ценные  экспонаты выставки. Там такие перлы встречаются!


Теперь передышка, военный люд
Домой возвратился и взялся за труд.

Чтоб враг не лез на республику в раже,
красноармейцы, стойте на страже!





 Нужно внимательно ходить от стенда к стенду, и не просто рассматривать картинки, а еще и читать.
 А на выставке между прочим есть не только фантики!  Там выставлены  и  реклама папирос,  и обертка для туалетного мыла, и для чая. Морковного, между прочим... Как я понимаю, обычный  черный чай был в сильном дефиците. 



Так обидно, что я  не обнаружила эту выставку раньше. Так здорово, что я на эту выставку попала!  И находится она в совершенно очаровательном особняке, принадлежащем The National Arts Club, чито напротив единственного частного парка в Манхеттене.
 Работать она будет только до пятницы, 29 марта.  Так что я боюсь, что мало кто из моих читателей успеет на нее пойти Для тех, кто не успеет , помещаю ниже все, что я смогла там сфотографировать...













Комментариев нет:

Отправить комментарий