Балто. Памятник собаке в Центральном Парке




В Нью-Йорке много разных памятников, но вот памятник собаке только один. Недалеко от 67 улицы среди деревьев Центрального парка стоит на невысоком постаменте  симпатичная бронзовая лайка  и,  высунув язык, смотрит куда-то поверх голов прохожих.    Стоит она уже больше 85 лет, и зовут ее  (его) Балто. 

 Есть такой маленький городок Ном на Аляске на берегу Берингова пролива, всего на два градуса южнее Северного Полярного круга.  Средняя температура июля там +14, а января -20. За год снежный покров в Номе достигает двух метров.   

В   самом  конце 19  века там три " счастливых шведа" - Jafet Lindberg, Erik Lindblom и John Brynteson нашли на протекающем недалеко от города ручье золото. 

Туда устремились золотоискатели, и никому не известное место превратилось в город, в котором     жило более десяти тысяч человек.  Золотая жила  истощилась  и уже  к 1910 году население города сократилось до двух с половиной тысяч человек.   К 1925 году  в городе Ном жило около  двух тысяч человек, которых обслуживал всего один врач. Еще там было четыре медсестры и небольшой госпиталь на 25 коек.

В январе 1925 года доктором было зафиксировано несколько случаев дифтерии среди детей , в том числе и со смертным исходом.    Доктор  послал  губернатору Аляски  радиотелеграмму про сильную вероятность эпидемии.  

В 1920-х  годах в США  было зарегистрировано  более 200.000 заболевших дифтерией за год, и 15 000 умерло. 20%  маленьких детей умирало в те годы от дифтерии. Эффективная вакцина появилась только  в 1923 году и в 1925, тем более на Аляске, еще не получила распространения. Ситуация в городе Ном сложилась угрожающая, так как противодифтерийной сыворотки не хватало.  

 С июля по начало ноября в городе работал порт, а потом Берингов пролив замерзал, и добраться в него от Большой Земли можно было только на санных упряжках  через горы по дороге протяженностью полторы тысячи километров , которая называлась Iditarod Trail.

Ближайшее место, где было лекарство от дифтерии- город Анкоридж (Anchorage) находилось  в тысяче километров  ( 675 miles) от Нома.   И единственным вариантом были только собачьи упряжки.

 При обычных обстоятельствах  путь этот занимал от пятнадцати до  двадцати дней.  Но за это время  эпидемия могла полностью выйти из-под контроля.

 Лекарство смогли доставить с рекордной скоростью пять дней и семь часов.  В этой гонке участвовало 20 погонщиков и около 150 собак.  Самый трудный участок пути преодолел погонщик  Леонард Сеппала (Leonhard Seppalа)  и его упряжка с вожаком по имени Того.  Леонард жил в городе Ном и его  единственная   дочка   восьми лет тоже могла заразиться. Часть пути, которую преодолел со своей упряжкой  шла по льду залива- это позволяло сэкономить целый день пути.


Леонард и его собака Того
рано утром.  Благодаря своевременной доставке, больше в Номе в этот сезон не было зарегистрировано ни одной смерти от дифтерии. Вот почему там не было  достаточно вакцины, а та, что была,  оказалось просроченный,     этот вопрос остался открытым...

 Всем  каюрам (погонщикам   собачьих упряжек) губернатор Аляски вручил  золотую медаль и по 25 долларов,   весьма скромную даже по тем далеким временам сумму.  Президент  США каждому подписал благодарственное   письмо.

 Однако  прославился именно Гуннар и вожак его упряжки  Балто,    завершившие эту гонку.



Гуннар и Балто

  Каюр со своей собакой  совершили турне по Западному Побережью.  Мэр Лос-Анжелоса вручил Балто ключ от города  в виде большой кости, и знаменитая актриса Мэри Пикфорд одела на собачью шею венок. Гуннар даже сыграл главную роль в получасовом немом фильме  Balto's Race to Nome.  Балто даже был в Madison Square Garden в Нью-Йорке, где собралось  почти 200 000 человек на него посмотреть!     Его погонщик Гуннар получил  1000 долларов от компании the H.K. Mulford Company, которая произвела  вакцину.

А Того ничего не получил. Он вместе со своим погонщиком поселились в Новой Англии.  Того стал известным производителем, и от него пошла  новая ветка сибирских ездовых лаек.   Жизнь свою он закончил  дома у своего каюра, любимый и обласканный семейством.

Чучело Балто в музее в Кливлегде
 После того, как Балто со своим каюром объездили пол - Америки,  интерес к нему упал  и слава померкла.  Его  и остальных собак упряжки продали . Когда через два года в 1927 году  один бизнесмен из Кливленда был в Лос-Анжелосе, он случайно увидел там этих собак, которые содержались в клетке в весьма плохих условиях.  Вернувшись домой в Кливленд, он организовал компанию по сбору средств. Особенно прониклись судьбой бедных псов дети, которые скидывались по нескольку монеток.  Было  собрано 2000  долларов¸ и собаки приехали в Кливленд. В 1933 году Балто ушел по радуге, и из него сделали чучело, которое до сих пор стоит в Кливлендском музее.


В декабре 1925 года, меньше чем через год после  доставки антитоксина в Ном, в Нью-Йорке появилась статуя собаки. На постаменте написано "Dedicated to the indomitable spirit of the sled dogs that relayed antitoxin six hundred miles over rough ice, across treacherous waters, through Arctic blizzards from Nenana to the relief of stricken Nome in the Winter of 1925. EnduranceFidelity Intelligence".


«Посвящается неукротимому духу ездовых собак, которые преодолели  шесть сотен миль по неровному льду, через коварные воды и  через арктические метели от Ненаны до  Нома и доставили антитоксин  зимой 1925 года. Выносливость • Верность • Интеллект».



Несмотря на то, что  имя собаки не указано, считается что это памятники Болто, а не Того.

Кадр из фильма Того
 В 1995 году вышел художественный фильм - аниме "Балто". И это, конечно, способствовало популяризации и статуи, и породы собак, тем более , что потом было выпущено еще два сиквела.

И вот совсем недавно, в 2019 году, на экраны вышел диснеевский фильм "Того", в котором    наконец-то главным героем объявлен   каюр  Леонард  Сепалла ( Leonhard Seppala)  и его собака Того. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий