Making Marvels - выставка в Метрополитен-музее

Ах, на какой  замечательной выставке  в Метрополитен - музее я  недавно побывала! Выставка эта называется  Making Marvels  (Создавая чудеса) и  работает до 1 марта.  Так что и у вас есть еще время! 
В нескольких залах вольготно разместились 170 экспонатов как из запасников Метрополитен - музея,    так и из различных европейских музеев  и коллекций.    Все эти кубки, часы, механизмы, зеркала, картины   ранее принадлежали различным европейским королевским домам.  

В  16-18 веках , начиная с Ренессанса вошло в моду коллекционирование разнообразных, ювелирно сделанных  поделок из драгоценных металлов - бокалов,   часов, механических игрушек.   
  Правители старались перещеголять друг друга  -  иметь такие дорогостоящие игрушки было очень престижно,  и монарх, обладающий, например, какой-нибудь удивительной красоты золотой астролябией, был не только  богатым, но считался  просвещенным и любознательным.   

Таким образом  развитие науки служило на пользу королевским дворам, а королевские дворы способствовали развитию науки.  



16-17   века в Европе можно считать  временем  зарождения  современной науки - посмотрите, какие люди тогда жили- Коперник, Галилей,  Кеплер, Бойль, Лейбниц, Паскаль...
 В то время в Европе получили распространение кунсткамеры - специальные помещения, в которых размещались королевские коллекции всяких любопытных  предметов и приборов.

Хорошо известны    четыре королевских коллекции : кунсткамера в Инсбруке, в родовом замке Габсбургов Амбрас, кунсткамера саксонского курфюрста в Дрездене, кунсткамера баварского курфюрста в Мюнхене и пражская кунсткамера, которую собрал император Рудольф II. В  17 веке датским королем Фредериком III была основана Королевская Датская Кунсткамера, упоминаемая в   самом конце сказки  Г. Х. Андерсена "Принцесса на горошине".  "А горошину отдали в кунсткамеру; там она и лежит, если только никто её не украл."


        Основных типов экспонатов в таких  кунсткамерах   было пять: собственно чудеса (mirabilia), природные материалы (naturalia), привозные раритеты (exotica), научные приборы (scientifica) и просто впечатляющие человеческие изделия (artificialia).
На выставке в музее все экспонаты разбиты на четыре группы, одну из которых как раз и составляют  предметы из коллекций европейских кунсткамер.  В трех других группах  изделия из драгоценных камней, золота и серебра,  различные приборы ,  инструменты и часы.  

Planetary Clock (The Imser Clock)

Встречают посетителей выставки  большие потрясающей красоты настольные часы, которые называются Planetary Clock (The Imser Clock). Сделаны они  в середине 16 века и показывают не только точное время, но и график движения планет, лунные фазы, солнечные и лунные затмения.   Наверху часов расположена небольшая двигающаяся  фигурка женщины, которая обходит башню ровно за один час.  Каждые 15 минут она останавливается  напортив дверок, которые открываются и из них поочередно появляются ребенок, мужчина, старик и скелет, напоминая всем о бренности бытия.

Эти часы били сделаны математиком Филлипом Имсером   в  1554–1561  годах, еще до рождения   Галилео Галилея!  

В то время была распространена  геоцентрическая модель мира, в которой в центре была земля, а все планеты вращаются вокруг нее. На выставке можно увидеть  огромную книгу    "Astronomicum Caesarium" (Астрономический Атлас ) ,   изданную  в Германии в самом начале 16  века.    В этой книге при помощи двигающихся кругов представлено вращение всего мира вокруг земли. 
 


Есть еще на выставке странный прибор для измерения синусов и косинусов ( не спрашивайте меня , как он работает... - не знаю!)  В своей книге по тригонометрии   1524 года издания математик  Петрус Апианус описал этот прибор, а  придворный мастеровой реализовал этот дизайн для своего правителя, Косимо де Медичи, выгравировав там родовой герб семейства Медичи. Он назвал этот прибор   Primum Mobile. Так называли  самую внешнюю из десяти концентрических  сфер  вселенной в птолемеевской модели мира, в соответствии с которой все планеты и звезды неподвижно прикреплены к этим вращающимся вокруг земли сферам.  
Гуляя по этой выставке, надо обязательно читать подписи. Если бы я их не читала, то наверняка бы не обратила внимание  на  относительно небольшую  брошку, в  середину которой оказывается вставлен   самый большой  в мире зеленый бриллиант,   так называемый Дрезденский Зеленый Бриллиант (Dresden Green Diamond).  
Впервые этот камень упоминается в 1722 году в одной из Лондонских газет, а в  1742 году  камень был куплен польским королем на Лейпцигской ярмарке за огромную по тем временам  сумму в 400 000 талеров.

Для сравнения сообщаю, что когда Вольфанг Амадей Моцарт  в 1779 году стал придворным композитором, его годовая зарплата равнялась 225 талерам. В 1768 году   зеленый бриллиант вставили в украшение для шляпки, окружив двумя большими  и 411 маленькими бриллиантами.  Именно в таком виде этот камень и дошел до наших дней.  После второй мировой войны камень десять лет хранился в Москве, и только в 1955 году был возвращен в Дрезден.

В 2000 году   американская  ювелирная фирма  Гарри Винстона приобрела его. Гарри Винстон владел   в свое время Лунным Камнем, описанным в знаменитом романе Уилки Коллинза.  Ювелирный магазин  Винстона,    в котором  был выставлен этот камень, сейчас переехал в другое здание, но по прежнему находится на 5 авеню.  А еще надо сказать, что зеленому бриллианту удивительно повезло - он уже был в Нью-Йорке на выставке,  когда 25 ноября 2019 года произошло нашумевшее на весь мир   ограбление.

 Неизвестные проникли в "Зеленый свод" , крупнейшее в Европе собрание старинных ювелирных изделий,  и украли  драгоценности XVIII века из трех комплектов, изготовленных для саксонских королей. Среди  украденных было украшение  с  бриллиантом "Саксонский белый",  весом  в   49,84 карата.  Еще пропала  звезда польского Ордена Белого Орла, с бриллиантом  в 20 карат и множеством белее мелких.   Считается, что общая стоимость украденных изделий примерно равна одному    миллиарду евро. Между прочим, воры до сих пор не найдены....

На выставке  в Метрополитен - музее мое внимание привлекли многочисленные странные приборы  и устройства.  Для того, чтобы понять, как они действуют,  требуется знание математики и физики. Вот например,    посмотрите на    деревянное сооружение, сделанное во второй половине 18 века,   которое  на выставке  называется "Mechanical paradox"

"Mechanical paradox"
Я прочитала  там описание,  и ничего из него не поняла. Пришлось дома разбираться. Оказывается,  этот прибор  как- бы   опровергает закон всемирного тяготения, показывая как катится  вверх по двум направляющим двойной конус без всякого приложения дополнительной силы. Наклон направляющих подобран так, что бы центр тяжести в начальном положении был расположен выше, чем в конечном положении. И конус, как бы двигаясь снизу верх,   на самом деле движется сверху вниз.

А еще я там увидела предка самого первого калькулятора! Там была Арифметическая Машина Блеза Паскаля, сделанная  в 1647 году. Машинка эта умела складывать и вычитать большие числа.  Восемь  колесиков- значит числа могли быть восьмизначными.


 На этой выставке представлены потрясающие механические часы с танцующими фигурками,  картины   начала 18 века , в которых  лодки двигаются,  старинные астролябии, готовальни... Почти за каждым экспонатом стоит удивительная история.  
В самом последнем зале стоят автоматический мальчик-художник, и турок-автомат, играющий в шахматы. История этих двух фигур так интересна, что они заслуживают отдельного поста.   Надеюсь до закрытия выставки через месяц успеть его написать.
Я обязательно на эту выставку еще раз пойду- мне не хватило времени, чтобы внимательно прочитать все подписи, и посмотреть все  те небольшие   видеоматериалы, которые показывают, как это все работало.










Комментариев нет:

Отправить комментарий