Шахматный автомат на выставке "Making Marvels" в Метрополитен-музее

 1 марта в Метрополитен -музее  закрывается совершенно замечательная выставка  Making Marvels  (Создавая чудеса). На этой выставке представлены различные экспонаты как из коллекции самого музея, так и из сокровищниц и кунсткамер европейских королевских семейств.  Я об  этой выставке  уже писала неделю назад, а сейчас спешу рассказать о    совершенно необычном экспонате, про который я в прошлый раз умолчала.


 В самом конце выставки, в ее предпоследнем   зале,   находится    механическая  фигура - турок, играющий в шахматы.  Шахматиста сделал в конце 18 века  Вольфганг фон Кемпелен, служивший при дворе императрицы Австрии Марии Терезии. 
Летом императрица вместе со всем своим двором выезжала в  свою резиденцию Шёнбрунн (  Schloß Schönbrunn). Там Кемпелен увидел знаменитого  французского фокусника François Pelletier, который для своих фокусов использовал спрятанные мощные магниты. Кемпелен  решил перещеголять фокусника. 


 Он сделал манекен в человеческий рост и посадил его за стол с шахматной доской. Одел он его в кафтан и тюрбан, как по его представлению должны одеваться волшебники. 
Стол, за которым сидел шахматист,   был широкий, и  внизу в нем были открывающиеся дверцы,  за которыми  всем желающим демонстрировали хитроумное переплетение различных зубчатых колесиков, валиков  и цепочек. Было полное впечатление, что кроме этого внутри стола ничего нет. Однако это было вовсе не так.


 Еще там было не очень большое помещение,  в которое, мог скрючившись, спрятаться   человек.  Ко  всем шахматным  фигуркам были прикреплены небольшие магниты, и человек внизу мог видеть, как передвигаются фигуры на доске. И он же управлял рукой турка, делающего ответный ход.  Все это устройство было весьма сложное и хорошо запрятано,  так что,  даже открывая три дверцы, неискушенный зритель и не подозревал, что кто-то сидит внутри. 

 Через пол года после  выступления французского фокусника,  в 1770 году Кемпелен привез своего турка  в Шёнбруннский дворец. Первую же партию против одного из придворных турок с легкостью выиграл.  Писали, что стиль игры турка отличался агрессивностью, и  как правило партия заканчивалась  через пол часа.
 Если противник делал неверный ход,   механический шахматист опускал руку и замирал. Если он кивал головой три раза,  это  означало шах.  А еще турок мог разговаривать, точнее отвечать на вопросы, переставляя магнитные буквы на доске. И отвечал  он на трех языках, между прочим.
 В 1781 году   в Вене  был  инкогнито наследник русского престола Павел со своей женой Марией Фёдоровной. Павел  он  увидел Турка, был потрясен тем, что увидел и уговорил Кемпелена отправиться в турне по Европе. Целый год Кемпелен     совершенствовал  механизм, готовясь к турне.   Турок побывал в Лондоне, Версале, Париже.  Императрица Екатерина II   захотела    купить чудесный автомат, но Кемпелен отказался. В Париже турка увидел  Бенджамин Франклин,  который в то время был послом во Франции,  и  Турок   потряс его.


В 1804 году Кемпелен умер. Следующим владельцем шахматного аппарата был Иоганн Мельцель, немецкий изобретатель и придворный механик. Мельцель  дружил с Бетховеном, для которого сконструировал слуховую трубку.  Мельцель придумал и сделал метроном и
механический орган - нечто наподобие шарманки, для которого Бетховен сочинил  произведение «Битва Веллингтона при Виттории».


 После того, как Мельтцель купил турка, он его немного усовершенствовал.  Теперь у шахматиста появился голос, который  говорил "Шах". В 1809 году автоматический
 шахматист играл против Наполеона Боннапарта . Наполеон пробовал несколько раз смухлевать и двигать фигуры не по правилам. Турок каждый раз замечал это,  и Наполеон проиграл.

Кроме турка,  у Мельцеля   в его шоу была еще диорама  "Пожар Москвы" Перед зрителями была панорама Москвы   в тот самый момент, когда французские войска вступали в город, а жители   его покидали.  Была слышна стрельба, звуки военных сигналов, обрушивались дома... Диорама тоже пользовалась огромным успехом.


 В 1826 году Иоганн Мельцель вместе с автоматическим шахматистом приехал в США и там остался  навсегда. Мельцель  поселился  в отеле Националь, 112 Broadway. Два раза в день турок проводил сеанс игры. Вход для взрослых стоил 50 центов, для детей- половину, и им еще давались бесплатно сладости. 

 Одна из партий, сыгранных автоматом в Америке, сохранилась. Она была опубликована в  газете от 3 февраля 1827 года на титульной странице как самый важный материал номера.

Мельцель  возил турка в Бостон, Филадельфию и Ричмонд. На одном из представлений побывал Эдгар По.  В  1835 году Эдгар По написал замечательное эссе "ШАХМАТИСТ" МЕЛЬЦЕЛЯ, в котором скрупулезно проанализировал поведение турка и доказал, что внутри должен обязательно скрываться человек. 

 "Наверное, ни одно зрелище не привлекало такого внимания, как демонстрация шахматного автомата Мельцеля. Где бы его не показывали, он неизменно становился предметом широкого любопытства. И тем не менее принцип его действия остается неясным и поныне. По этому поводу не было написано ничего более или менее убедительного. И до сих пор повсюду можно найти людей широкообразованных, проницательных и искушенных в механике, которые без колебаний объявляют автомат машиной, никак не связанной в своих действиях с посредничеством человека, и потому машиной уникальной, являющейся наиболее удивительным изобретением человечества"  писал Эдгар По.

Еще По писал:" .... Человек по имени Шлумберже, среднего роста и сутулый, повсюду сопровождал его(...Мельцеля...), (.... ), когда несколько лет назад Мельцель посетил со своим автоматом Ричмонд, Шлумберже неожиданно заболел, и автомат не показывали в течение всей его болезни.   Вывод из всего этого мы предоставляем сделать читателю."


После одного из представлений в Балтиморе случился скандал. Двое мальчишек влезли на крышу сарая,  в котором после представления хранился шахматист,  потом на чердак и оттуда увидели, как из потайного помещения в столе вылезает человек.  Одна из газет опубликовала статью, описывающее это, но интерес публики к шахматисту не умен
ьшился.

Во время своих гастролей на Кубе Мельцель заболел  желтой лихорадкой и умер.   У него было полно долгов, и шахматный автомат попал в руки его кредиторов, которые отдали его в Китайский Музей в Филадельфии ( никто не знает почему в китайский).  И там  турок  лежал в кладовке, пока не случился  в 1854 году пожар и он не сгорел.  Так вместе с турком сгорела и его тайна. 


В Филадельфии на углу   Fifth St. и St. James St. есть табличка со словами :
"German-born inventor and showman; exhibited nearby at Maelzel’s Hall, 1826-1831, assisted by Wm. Schlumberger. His Automaton Chess Player (The Turk) was famous for games with Franklin & Napoleon. He patented a metronome; made hearing aids for Beethoven. "

Вполне естественно,  что  многие пытались сделать нечто подобное, и даже превзойти турка. Был сделан  совсем мало известный  "Египтянин" , с которым в 1885 году играл президент Гувер.  В 1945 году в театрах Нью-Йорка шла пьеса "The Automaton Chess Player" В 1927 году был снят немой фильм "The Chess Player" . В 1938 году известный автор детективов написал роман, одним из героев которого был турок-шахматист.

  Знаменитый мастер иллюзий  Джон  Гаугхан (John Gaughan)  который создавал техническое обеспечение для  фокусов Давида Копперфильда и Давида  Блайна,   сделал копию турка-шахматиста.   

Он потратил  120 000 долларов и почти 20 лет  чтобы сделать точную копию.  Джону в руки попали письма от человека, который одно время был внутри турка - шахматиста и управлял им.  Эти письма помогли  Гаугхану. Только человек теперь уже не потребовался -   вместо человека внутри турка спрятан  компьютер.  


 Вот эту копию и можно сейчас увидеть на выставке   в Метрополитен-музее.   А постоянное  место турка-шахматиста- музей фокусов и волшебства, который находится в Лос - Анжелосе, в мастерской Джона  Гаугхана.  

Несколько лет назад на русском языке вышел исторический роман-исследование  про турка  «Одиссея шахматного автомата» известного писателя и шахматиста  Виктора Хенкина. По словам автора, он писал роман более 16 лет. Сам он умер, не успев его закончить и его дело продолжила его жена.  


2 комментария:

  1. Спасибо за публикации! Очень люблю Метрополитен. А можно ли Ваш текст о турке-шахматисте позаимствовать?

    ОтветитьУдалить