1990 год был годом самого большого количества преступлений в Нью-Йорке - в этом году было убито 2,245 человека. Да и количество остальных преступлений тоже увеличилось.
Вообще в эту пятилетку в Нью-Йорке поизошло много несчастных случаев и аварий. В 1990 году самолет, летевший в аэропорт JFK, потерпел аварию и погибло 78 человек. В этом же, 1990 году, в результате поджога сгорел полностью нелегальный клуб в Бронксе. Погибло 87 человек, в основном молодежь.
В сентябре банда подростков на углу 57 улицы и 7 авеню забила до смерти туриста из Юты, который приехал со своей семьей на чемпионат по теннису. Это убийство послужило катализатором к началу увеличения количества полиции на Нью-Йоркских улицах.
В 1991 гору прошли погромы в Бруклине, которые в истории записаны под названием Crown Heights riot .
Толчком к этим погромам послужил несчастный случай, когда автомобиль ребе Шнеерсона задавил двух чернокожих ребятишек. Это были классические антисемитские погромы, когда черные определяли, какой дом громить, по мезузе около двери.
На третий день погромов протестную демонстрацию возглавил Ал Шарптон ( тот самый, который и сейчас жив) . Толпа несла антисемитские лозунги и сожгла израильский флаг.
В 1992 году упал в результате обледенения самолет, погибло 27 человек.
В 1993 году произошел теракт во всемирном торговом центре. Террористы в подземном гараже взорвали бомбу, около тысячи было ранено и шесть человек погибло. Их имена вместе с теми, кто погиб в 2001 году, высечены на мемориале 11 сентября.
В 1990 году мэром Нью-Йорка стал Динкинс, первый чернокожий мэр в истории города.
В октябре 1992 года Динкинс назначил главным полицейским Нью-Йорка Раймонда Келли (Raymond Kelly 37th Police Commissioner of the City of New York).
Келли, наверное, хорошо понимал городскую ситуацию, так как в 9 утра своего первого дня работы он выступил по "черному радио" WLIB . 40 минут он и ведущий обсуждали проблемы чернокожего населения, и Келли пообещал набрать в полицию больше людей из меньшинств.
Келли предложил программу Safe Streets, благодаря которой на улицы вышли дополнительно тысячи полицейских. А еще Келли запретил на улицах "squeegee men" - так называли тех парней, которые бросались протирать переднее стекло машины всякий раз, как она останавливалась перед светофором. А потом требовали денег или грозили это же стекло разбить.
Между прочим, эта фотография совсем свежая. И уже появились статьи, в которых писалось, что не означают ли вновь появившиеся парни возврпат к старым не добрым временам...
1 января 1993 года, когда мэром города стал Джулиани, преступность несколько снизилась. Непонятно, повлияли ли усилия Келли на это, или это падение преступности совпало с падением преступности по всей стране. Но все- таки Джулиани принял город в весьма плачевном состоянии.
Руди Джулиани в молодости был демократом, потом разочаровался и стал независимым кандидатом, а после избрания президента Рейгана примкнул к консерватором, и остается членом консервативной партии.
В Нью-Йорке в 1985-86 годах проходил процесс над пятью мафиозными семействами Mafia Commission Trial. Пять семей- так называют пять самых крупных и влиятельных «семей» итало-американской мафии, которые контролируют Нью-Йорк. К ним относятся Бонанно, Гамбино, Дженовезе, Коломбо и Луккезе. Арестовано было 12 человек, и Джулиани на этом процессе был прокурором. Между прочим, в романе "Крестный отец" рассказано именно про эти пять семейств, просто фамилии были даны другие.
Первый раз на пост мэра Нью-Йорка Джулиани избирался в 1989 году одновременно с Динкинсом, но проиграл. А в 1992 победил Динкинса с небольшим перевесом. Динкинса поддерживала газета The New York Times а Джулиани -New York Post .
Главой полицейского департамента Джулиани назначил Уильяма Бартона (William Bratton) , который в своей работе придерживался теории "разбитых окон" .
Теперь я хочу рассказать про эту очень интересную теорию.
В марте 1982 года журнал The Atlantic Monthly. опубликовал статью под названием "Broken Windows", авторами которой были году двое ученых James Q. Wilson и George L. Kelling.
Теория предполагает, что окружающая среда влияет на поведение людей. Не убранная помойка на улицах и не удаленные размалеванные надписи на стенах метро и домов предполагают отсутствие социального контроля, а также отсутствие сопротивления криминалу. А названа теория так потому, что ее создатели считали, что любому человеку намного легче разбить окно в том здании, где уже есть разбитые окна.
В 1969 Филипп Зимбардо (Philip Zimbardo) , психолог из университета в Стэмфорде, провел интересный эксперимент. Две совершенно одинаковых машины, обе без номеров и с поднятыми капотами, были оставлены в двух совершенно разных районах- в Нью-Йорке, бедном районе с высоким уровнем преступности, и в Palo Alto.
В Нью-Йорке машина не простояла и часа, как ее начали громить, тогда как в Пало Альто она стояла цела- целехонька несколько дней. Тогда Зимбардо сам вдарил по этой машине кувалдой, основательно ее помяв. И вот только после этого машину стали разламывать дальше- то, что она была разбита, послужило сигналом. Этот эксперимент стал тем самым толчком, который подтолкнул психологов к созданию теории разбитых окон.
Эту теорию проверили на практике в Нью-Йоркском метро. Я думаю, что фотографии вагонов метро, исписанные граффити видели все.
Может быть, такие вагоны и нравились фотографам, но жители города голосовали ногами.
Между 1970 и 1980 годами загруженность метро упала почти на 20 процентов. А количество убийств и других преступлений в метро увеличилось. Вот на этой интересной карте можно увидет, на каких линиях люди перестали ездить- они красные и желтые.
Нельзя сказать, что Коч, который в то время был мэром Нью-Йорка, не пытался эту проблему решить. Он говорил начальнику метро, что граффити надо почистить. MTA даже наняло охранников с собаками чтобы отпугивать так называемых художников. Ничего не помогало.
В 1984 году глава городского транспорта Боб Килей ( Robert R. Kiley chairman and CEO of the Metropolitan Transportation Authority (MTA) и Начальник метро Давид Ган ( David Gunn)решили объявить войну граффити. И решили использовать для этой цели принципы, описанные как раз в этой статье.
Сначала начали всего с двух линий- 7 и 4. MTA сообщило, что оно будет перекрашивать и чистить КАЖДЫЙ вагон! Каждый день!
Газета The New York Times писала, что, чтобы разукрасить граффити вагон, нужно около 40 банок краски и 12 часов работы. А перекрашивать быстрее. И как писала газета, тем , кто рисует, будет очень обидно что все плоды их труда никто не увидит, так как они будут закрашены.
Кроме того, полиция стала арестовывать тех, кто систематически изрисовывал вагоны. Полиция вовсе не хотела сажать в тюрьму тех, кто делал это не регулярно. Их ловили и просто отправляли чистить вагоны. К 1990 году проблема с граффити была решена. Честное слово, я даже до конца и не понимаю, как это все так здорово получилось...
Однако проблема преступлений в метро осталась.
В метро писали на станциях, и везде воняло мочой. В метро убивали, грабили. Были и мелкие правонарушения типа перепрыгивание через турникет.
В 1992 году Нью-йоркским комиссаром полиции стал Билл Брантон ( Bill Bratton) , тоже большой поклонник теории разбитых окон, как и новый мэр города Руди Джулиани.
В теории разбитых окон утверждалось, что мелкий беспорядок и серьезные правонарушения взаимосвязаны. И Билл взялся за дело. Он решил ловить за самые мелкие провинности , типа перепрыгивание через турникет. Он считал, что как правило, те, кто нарушает порядок по крупному, будет хулиганить и по мелочам. Поэтому если запустить сеть и ловить мелких правонарушителей, то среди них обязательно попадутся те, кто виноват и в более крупных преступлениях.
Около турникетов в метро были поставлены полицейские, переодетые в штатское. Прыгуны арестовывались, у них снимались отпечатки пальцев , и выяснилось, что за многими из них тянется хвост и других, куда менее безобидных правонарушений- незаконное хранение оружия, грабежи... . У некоторых это оружие было просто в кармане. Попадались даже личности, осужденные за убийство. Точно такая же практика была применена и к самому городу. Арестовывали и проверяли за самые мелкие преступления- кто-то пописал, кто-то валялся пьяным или под наркотой... За год количество арестов увеличилось на 80%, и это дало результаты. Если в 1990 в метро было зафиксировано 17,497 преступлений, то в 1992 году- 12,199.
Джулиани непримиримо относился к бомжам- он их арестовывал и отправлял в шелтеры. А бомжей было много- за 20 лет с 1970 по 1990 их количество увеличилось в три раза с 57 тысяч до 150 тысяч.
Он поддерживал полицию, уменьшил налоги, и подрезал бездумные траты городской администрации. При нем преобразилась Times Square.
Джулиани был мэром Нью-Йорка два раза подряд. Его сменил Блумберг в 2001 году.
В 2000 году, по сравнению с 1990, преступность упала на 70 процентов. Преступность падала в это время и по всей стране, но только в Нью-Йорке это падение было таким резким.
Надо учесть что, практически невозможно сравнивать Нью-Йорк с каким - нибудь небольшим городом - в мегаполисах все крупнее и больше. Уровень преступности в 2000 году в Нью-Йорке был в два раза меньше, чем любом другом большом городе США.
И очень существенно то, что и в первое десятилетие 21 века преступность продолжала падать.
Это означало, что действия Джулиани были правильными, и город начал возрождаться.
В последнее время появилось много статьей, которые как написано переосмысливают деятельность Джулиани на посту мэра. Я подозреваю сильно-сильно, что это связано не с тем, что Джулиани сделал для Нью-Йорка в те годы, а с теперешней политической ситуацией.
Я приехала в Нью-Йорк во время второго срока правления Джулиани, и часть изменений увидела своими глазами.
Начало рассказа можно прочитать вот здесь
Часть 1 https://newyork4rus.blogspot.com/2020/07/1970-welcome-to-fear-city-1.html
Часть 2 https://newyork4rus.blogspot.com/2020/07/1970-welcome-to-fear-city-2.html
Часть 3 http://newyork4rus.blogspot.com/2020/07/1980.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий