Afro futurist Period Room в Метрополитен-музее

 


В  метрополитен -музее   несколько  месяцев назад  открылась новая выставка. Точнее это даже не выставка, а постоянная инсталляция под названием  Before Yesterday We Could Fly: An Afrofuturist Period Room.   

 Периодические комнаты Period Room в Метрополитен музее  представляют собой небольшие залы, в которых воссоздана  обстановка какого-то определенного отрезка времени.  Иногда  для этого используются предметы какого-нибудь одного особняка, который продали, а музей его внутренности купил. Но чаще  там  объединены предметы из разных мест соответствующей эпохи для того,   чтобы дать посетителям представление о том, как мог выглядеть интерьер выбранного периода. 

Таких комнат в музее более  сорока. Половина- американские, а половина  европейские.  В такие комнаты хорошо приводить детей, чтобы они имели представление о том,  как жили раньше. Там стоит много различных предметов, про которые наши дети не имеют понятия.      Я думаю,   что экскурсия по таким комнатам имела бы большой успех.  Надо, кстати, будет мне отдельный пост про это написать.

  В прошлом году открылась еще одна   - An Afrofuturist Period Room. Что такое  Period Room, я хорошо себе представляла, так как в музее за  последние 20 лет была много-много много раз.  А вот что такое Afrofuturist - я не очень понимала,  и решила попробовать разобраться. Скажу сразу- мне это не очень удалось.

  Футуризм- это  направление в авангардном искусстве, возникшее в начале ХХ века и развивающееся в основном в живописи и поэзии.  Футуристы  отвергали достижения классической культуры и воспевали наступающую индустриальную эпоху. Считается, что  термин этот придумал поэт Филиппо Маринетти, который  20 февраля 1909 года опубликовал в  популярной газете статью под    названием  «Манифест футуризма».  Читать эту статью мне сейчас страшно...



 Вот отдельные выдержки из этой статьи

Этим манифестом мы учреждаем сегодня Футуризм, потому что хотим освободить нашу землю от зловонной гангрены профессоров, археологов, краснобаев и антикваров....Музеи - кладбища!.. Между ними, несомненно, есть сходство в мрачном смешении множества тел, неизвестных друг другу... Пусть же они придут, веселые поджигатели с испачканными сажей пальцами! Вот они! 

Вот они!.. Давайте же, поджигайте библиотечные полки! Поверните каналы, чтобы они затопили музеи!.. Какой восторг видеть, как плывут, покачиваясь, знаменитые старые  полотна, потерявшие цвет и расползшиеся!.. Берите кирки, топоры и молотки и крушите, крушите без жалости седые почтенные города!

Желающие могут с этим манифестом познакомиться вот здесь  https://avidreaders.ru/read-book/manifest-futurizma.html

А вот словосочетание афрофутуризм появилось относительно недавно.    Первый раз этот термин был употреблен  25 лет назад  во время интервью американского критика   Марка Дери с тремя афро-американцами -  фантастом Сэмюэлем Р. Дилэни, музыкантом Грегом Тэйтом и критиком Тришей Роуз. Интервью это называлось  Black to the Futurе 



Дери обратил внимание, что все представления о будущем, распространённые в современной культуре, сформированы почти исключительно представителями европеоидной расы, а если быть точнее — белыми европейцами и американцами. Особенно это выражается в главном проводнике футуристических идей — научной фантастике.  А вот афро-футуризм — это будущее, не зацикленное   на   евроцентризме. 

 Живущий в лондоне писатель, родом из Ганы, Кодво Эшун,  определяет афрофутуризм как практику, направленную на установление исторического характера черной культуры путем вовлечения африканских народов в глобальную историю, в которой им отказывают.

 В общем,  пыталась  я до конца понять, что же это такое но потерпела неудачу.

 Единственное, что я поняла, что если  футуристом может быть каждый, то афро-футуристом- только черный, для черных и про черных.   То есть это явно раситский термин, и путь те, кто разбираются в этом лучше, меня поправят.



В последние десять лет  слово  афро-футуризм  становится все более и более модным, количество поисковых запросов и тем, со словом  «афрофутуризм»   выросло более чем на 5 000%.



В 2014 году в МОМА ( Музее современного искусства ) был     фестиваль  Moondance: A Night in the Afro Future .  В ВАМ  (Brooklyn Academy of Music) был кинофестиваль   Space Is the Place: Afrofuturism on Film, весной этого, 2022 года, в  цитадели классической музыки Carnegie Hall пройдет  фестиваль Afrofuturism ....   



 Before Yesterday We Could Fly: An Afrofuturist Period Room  в Метрополитен-   не имеет  ничего общего с теми периодическими комнатами, про  которые я рассказывала выше, Как сказано в описании  этой новой музейной экспозицуии,  " вместо того, чтобы изображать  фиксированный момент времени в истории, эта структура переосмысливает иммерсивный опыт периодической комнат,  охватывая африканскую диаспорскую веру в то, что прошлое, настоящее и будущее взаимосвязаны"  



 На сайте музея написано, что  корни это проекта лежат в Seneca Village- небольшой деревне на 240 жителей, которая была на месте теперешнего Центрального парка в районе 82-84 улиц.  Основными жителями этой деревни были черные. Просуществовала деревня чуть больше 30 лет и была снесена.  Написано,  что это деревня была a vibrant nineteenth-century community of predominantly Black landowners and tenants.  Хотя,  по имеющимся данным,  это больше было похоже на нечто типа трущоб. Никаких достоверных сведений не осталось. 



" Основанное на афрофутуризме - трансдисциплинарном творческом режиме, в котором сосредоточено воображение, совершенство и самоопределение черных - это построение - лишь одно из предположений о том, что могло бы быть, если бы Деревне Сенеки было позволено процветать в настоящем и за его пределами"  - это я цитирую описание на сайте музея. 



 Теперь расскажу вам откуда у выставки такое название.  В мае 1803  недалеко от берега Джорджии года группа рабов, которых везли из Нигерии  в США на небольшом паруснике,    прыгнула в воду и утонула.    Это событие породило среди чернокожего населения Джорджии легенду о том, что рабы с корабля  вовсе не утонули, а улетели назад, к себе в Африку.  Эту легенду использовали очень многие,  а детская писательница Virginia Hamilton    сочинила сказки  и  под названием "The People Could Fly"  опубликовала сборник.  



Чернокожие рабы не могли взять с собой  на корабль в Америку свои крылья, так как там было очень тесно и поэтому крылья пришлось оставить в Африке. И название этой выставки Before Yesterday We Could Fly произошло от названия этой книги и от самой легенды. 



Мне лично показалось, что эта с отменным вкусом сделанная экспозиция ничего общего ни с футуризмом, ни с афро футуризмом не имеет.   И от деревни  Сенека практически вообще ничего не осталось.  А многие объяснения мне показались притянутыми за уши, например о том, что цепочка, пущеная по верхню гребня, символизирует рабские цепи. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий