В Метрополитен-музее до 23 марта проходит выставка под названием «Хрома: древняя скульптура в цвете». И эта выставка меняет наше представление о том, как выглядели те Афродиты и Аполлоны, которыми мы все любовалась в различных музеях.
В этих музеях мое мнение о том, что все древнегреческие скульптуры белые, всегда находило массу подтверждений. Античная греческая скульптура нам представляется в монохромном варианте. Белые точеные тела богов среди колонн под ярко-синим небом. Египетские боги на папирусных свитках- раскрашенные, цветные с золотом, а вот греческие боги - исключительно мраморно - белоснежные.
Вот что писал немецкий историк, основоположник научного изучения античного искусства и археологии Иога́нн Ви́нкельман ( Johann Joachim Winckelmann (1717-1768) ) «Чем белее тело, тем оно красивее. Цвет способствует красоте, но это не красота. Цвет должен играть второстепенную роль в рассмотрении красоты, потому что не цвет а структура составляет ее сущность». Основной труд его жизни это «История искусства древности». Именно Ви́нкельман провозгласил древнегреческое искусство высшим достижением культурной истории человечества.
Johann Joachim Winckelmann. Портрет висит в музее Метрополитен |
Деятельность Винкельмана совпала с началом эпохи Просвещения, с зарождением неоклассицизма в искусстве и сенсационными открытиями древних Геркуланума и Помпей . В этой своей работе он писал что «только белый цвет наделен истинной красотой» -
В интересной статье, опубликованной в журнале https://www.smithsonianmag.com/arts-culture/true-colors-17888/ написано
"Белый мрамор был нормой еще со времен Ренессанса, когда классические древности впервые начали появляться из-под земли. Скульптура троянского жреца Лаокоона и двух его сыновей, борющихся со змеями, посланными, как говорят, морским богом Посейдоном (обнаруженная в 1506 году в Риме и ныне хранящаяся в музеях Ватикана), является одной из величайших ранних находок. Не зная лучшего, художники 16 века принимали голый камень за чистую монету. Микеланджело и другие подражали тому, что они считали античной эстетикой, оставив камню большинства своих статуй его естественный цвет. Таким образом, они помогли проложить путь неоклассицизму, белоснежному стилю, который и по сей день остается парадигмой греческого искусства."
Выставка в Метрополитен - музее развенчивает это сложившееся представление. Древнегреческие скульптуры были ярко раскрашены. Сейчас раскрашенные статуи кажутся нам нелепыми. Однако в древние времена цвет был символом достатка и роскоши: чем богаче было государство, тем ярче выглядели скульптуры и здания.
Первым скандальную мысль о раскрашенных статуях Античности высказал Катрмер де Кенси (Antoine Chrysostome Quatremère de Quincy (1755 –1849) ), автор книг и статей по истории искусства Древнего Египта и Греции.
В книге «Юпитер Олимпиец, или искусство античной скульптуры в новом свете» 1815 года он впервые рассказал о своем открытии, а также проиллюстрировал эту новаторскую позицию 31 раскрашенными гравюрами.
Но краска была нестойкой и к тому времени, когда эти древнегреческие статую были раскопаны и очищены, краска с них почти слезла. То есть получается, что египетские боги дошли до нас в цвете из-за разницы в краске и лаке. И этот белый цвет, к которому мы привыкли у древних греков, является вовсе не натуральным цветом этих статуй, а результатом воздействия времени, и природных явлений...
Есть различные работы куда более поздних авторов, которые пытались найти подтверждение идеи о том, что статуи были цветными. Для этого они анализировали не сами статуи, а различные произведения, в которых они упоминались
Вот цитата из Эврипида
Взгляни же! Ввысь взором преследуй
Статуй раскрашенных очертания на фронтон
В Метрополитен-музее есть ваза, на которой изображено, как художник расписывает статую Геракла. При помощи специальной лопаточки он наносит смесь из красочного пигмента с воском на львиную шкуру, накинутую поверх левого плеча статуи.
Немецкий археолог Винценц Бринкманн (Vinzenz Brinkmann) и его жена Ulrike Koch-Brinkmann уже сорок лет работают над тем, чтобы показать публике реальный цвет древнегреческих скульптур. В 1980 году Винценц, получив грант, начал исследовать окраску древних мраморных скульптур в Афинах. Позже к нему присоединилась его жена и еще группа ученых.
Есть такой интересный метод для определения цвета на поверхности. Называется он Raking Light. Суть этого метода в том, что свет ультрафиолетовой лампы направляется параллельно изучаемой поверхности, что делает заметными следы пигментов. На некоторых статуях еще видны какие-то остатки бывшего цвета, на других и этого нет. Ученые, применив этот метод, а также рентген и инфракрасное излучение, обнаружили остатки краски на скульптурах и смогли восстановить их первоначальный цвет.
В 1990 году при поддержке коллег из мюнхенской Глиптотеки Бринкманн приступил к первой реконструкции. Он и его сотрудники использовали те же самые краски, что применялись в древности. Зелёный из малахита, синий из азурита, жёлтый и охра из соединений мышьяка, красный из киновари, чёрный из горелых костей и виноградной лозы.
Интересно отметить, что цвет скульптуры вовсе не обязательно был ее обязательным атрибутом. То есть те статуи, которые были скопированы, могли раскрашиваться совершенно по разному. Cкульптор и тот, кто раскрашивал, совершенно не обязательно были знакомы друг с другом.
Результатом работы Бринкманна и группы сотрудничающих с ним ученых стала передвижная выставка «Боги в цвете». Версии выставки, которая запустилась в 2003 году, были просмотрены тремя миллионами зрителей в 28 городах, включая Стамбул и Афины.
И вот теперь выставка эта добралась до Нью-Йорка.
Вот что пишет об этой выставке журнал Ньюйоркер
"Реконструкции часто шокировали. Троянский лучник, 500-х годов до н.э., одет в узкие штаны с шутовским узором — похоже на леггинсы от Missoni. Лев, стоявший на страже могилы в Коринфе в 6 веке до н.э., имеет лазуритовую гриву и охровое тело, наводящие на мысли об артефактах майя или ацтеков. Есть также реконструкции нагих фигур из бронзы. Они словно сделаны из плоти и крови: медные губы и соски, пышные черные бороды, курчавые завитки лобковых волос (классические бронзовые фигуры обходились лишь драгоценными камнями на месте глаз и контрастными металлами, которые выделяли анатомические детали кровоточащих ран). На протяжении всей выставки окрашенные реконструкции соседствовали с белыми гипсовыми слепками мраморных изделий — подделками, о которых мы думаем, как о подлинниках."
И у вас есть еще месяц, чтобы на ней побывать! Я думаю, что с познавательной точки зрения это будет и интересно и детям- подросткам, особенно если взрослые по это расскажут.
Я уже побывал в музее и видел многие из раскрашенных скульптур. Они хороши и нам любознательным нужно благодарить тех, кто открыл их.
ОтветитьУдалить