"Chroma: Ancient Sculpture in Color" - Выставка в Метрополитен - музее

 


В Метрополитен-музее до 23 марта проходит выставка под названием   «Хрома: древняя скульптура в цвете».  И эта выставка меняет   наше представление о том, как выглядели те   Афродиты и Аполлоны, которыми мы все  любовалась в различных музеях. 

В этих музеях мое мнение  о том, что все древнегреческие    скульптуры белые, всегда находило массу подтверждений.    Античная  греческая скульптура  нам представляется в монохромном варианте. Белые точеные тела богов среди колонн под ярко-синим небом.  Египетские  боги на  папирусных свитках- раскрашенные, цветные с золотом, а вот  греческие  боги - исключительно мраморно - белоснежные.   



 Вот что писал немецкий историк, основоположник   научного изучения античного искусства и археологии Иога́нн   Ви́нкельман (  Johann Joachim Winckelmann (1717-1768) )  «Чем белее тело, тем оно красивее. Цвет способствует красоте, но это не красота. Цвет должен играть второстепенную роль в рассмотрении красоты, потому что не цвет а структура составляет ее сущность». Основной труд его жизни это «История искусства древности». Именно Ви́нкельман провозгласил  древнегреческое искусство высшим достижением культурной истории человечества.

Johann Joachim Winckelmann. 
Портрет висит в музее Метрополитен

Деятельность Винкельмана совпала с началом эпохи Просвещения, с зарождением  неоклассицизма в искусстве и сенсационными открытиями древних Геркуланума и Помпей .  В этой своей работе он писал  что «только белый цвет наделен истинной красотой» - 

 В интересной статье, опубликованной в журнале   https://www.smithsonianmag.com/arts-culture/true-colors-17888/ написано 

"Белый мрамор был нормой еще со времен Ренессанса, когда классические древности впервые начали появляться из-под земли. Скульптура троянского жреца Лаокоона и двух его сыновей, борющихся со змеями, посланными, как говорят, морским богом Посейдоном (обнаруженная в 1506 году в Риме и ныне хранящаяся в музеях Ватикана), является одной из величайших ранних находок. Не зная лучшего, художники 16 века принимали голый камень за чистую монету. Микеланджело и другие подражали тому, что они считали античной эстетикой, оставив камню большинства своих статуй его естественный цвет. Таким образом, они помогли проложить путь неоклассицизму, белоснежному стилю, который и по сей день остается парадигмой греческого искусства."

 Выставка в Метрополитен - музее развенчивает это сложившееся представление.  Древнегреческие скульптуры были ярко  раскрашены. Сейчас раскрашенные статуи кажутся нам нелепыми.  Однако в древние времена цвет был символом достатка и роскоши: чем богаче было государство, тем ярче выглядели скульптуры и здания.

Первым скандальную мысль о раскрашенных статуях Античности высказал Катрмер де Кенси  (Antoine Chrysostome Quatremère de Quincy (1755 –1849) ),  автор книг и статей по истории искусства Древнего Египта и Греции.

В книге «Юпитер Олимпиец, или искусство античной скульптуры в новом свете» 1815 года он впервые рассказал о своем открытии, а также проиллюстрировал эту новаторскую позицию 31 раскрашенными гравюрами.




 Но краска была нестойкой  и к тому времени, когда эти древнегреческие  статую были раскопаны и очищены,   краска  с них почти  слезла. То  есть получается, что  египетские боги дошли до  нас в цвете из-за разницы в краске и лаке. И этот белый цвет,  к которому мы привыкли у   древних греков, является вовсе не натуральным цветом этих статуй, а результатом воздействия времени,  и природных явлений... 

Есть различные работы куда более поздних авторов, которые пытались найти подтверждение идеи  о том, что  статуи были цветными. Для этого они анализировали не сами статуи, а различные  произведения, в которых они упоминались 

 Вот цитата из Эврипида

 Взгляни же! Ввысь взором преследуй

Статуй раскрашенных очертания на фронтон

 В  Метрополитен-музее   есть ваза, на которой изображено, как художник расписывает статую Геракла. При помощи специальной лопаточки он наносит смесь из красочного пигмента с воском на львиную шкуру, накинутую поверх левого плеча статуи.



Немецкий археолог Винценц Бринкманн (Vinzenz Brinkmann) и его   жена  Ulrike Koch-Brinkmann   уже сорок лет работают над тем, чтобы показать  публике  реальный цвет  древнегреческих скульптур. В 1980 году  Винценц,  получив грант,     начал исследовать окраску древних мраморных скульптур в Афинах. Позже к нему присоединилась его жена и еще группа ученых.



Есть такой интересный метод для определения цвета на поверхности. Называется он   Raking Light.    Суть этого метода  в том, что свет ультрафиолетовой лампы направляется параллельно изучаемой поверхности, что делает заметными следы пигментов.  На некоторых статуях еще видны какие-то остатки бывшего цвета, на других  и этого нет.  Ученые,   применив  этот метод, а также  рентген и  инфракрасное излучение,   обнаружили остатки краски на скульптурах и смогли восстановить их первоначальный цвет.



В 1990 году  при поддержке коллег из мюнхенской Глиптотеки  Бринкманн приступил к  первой реконструкции. Он и его сотрудники использовали  те же самые краски, что применялись в древности. Зелёный из малахита, синий из азурита, жёлтый и охра из соединений мышьяка, красный из киновари, чёрный из горелых костей и виноградной лозы.



 Интересно отметить, что цвет скульптуры вовсе не обязательно был ее обязательным атрибутом. То есть те статуи, которые были скопированы, могли раскрашиваться совершенно по разному.    Cкульптор и тот, кто раскрашивал, совершенно не обязательно были знакомы друг с другом. 



Результатом  работы Бринкманна  и группы сотрудничающих с ним ученых стала передвижная выставка «Боги в цвете». Версии выставки, которая запустилась в 2003 году, были просмотрены тремя миллионами зрителей в 28 городах, включая Стамбул и Афины.

 И вот теперь выставка эта добралась до Нью-Йорка.



 Вот что пишет об этой выставке журнал Ньюйоркер

"Реконструкции часто шокировали. Троянский лучник, 500-х годов до н.э., одет в узкие штаны с шутовским узором — похоже на леггинсы от Missoni. Лев, стоявший на страже могилы в Коринфе в 6 веке до н.э., имеет лазуритовую гриву и охровое тело, наводящие на мысли об артефактах майя или ацтеков. Есть также реконструкции нагих фигур из бронзы. Они словно сделаны из плоти и крови: медные губы и соски, пышные черные бороды, курчавые завитки лобковых волос (классические бронзовые фигуры обходились лишь драгоценными камнями на месте глаз и контрастными металлами, которые выделяли анатомические детали кровоточащих ран). На протяжении всей выставки окрашенные реконструкции соседствовали с белыми гипсовыми слепками мраморных изделий — подделками, о которых мы думаем, как о подлинниках." 



 И у вас есть еще месяц, чтобы  на  ней побывать! Я думаю, что с познавательной точки зрения это будет и интересно и детям- подросткам, особенно если взрослые по это расскажут. 


 


1 комментарий:

  1. Я уже побывал в музее и видел многие из раскрашенных скульптур. Они хороши и нам любознательным нужно благодарить тех, кто открыл их.

    ОтветитьУдалить