Работы Зои Черкасской "Израильская Герника" в Еврейском музее Нью-Йорка

 


В еврейском музее Нью-Йорка проходит совсем небольшая выставка работ израильской художницы Зои Черкасской.  В комнате с черными стенами и черным потолком по стенам  развешены небольшие  по размеру картины, которые художница стала рисовать в память о трагическом дне 7 октября 2023 года.

 Зоя Черкасская родилась в Киеве в 1976 году.  А в 1991  ее семья  уехала в Израиль.  С тех пор  художница живет в Тель-Авиве.   В Тель-Авиве  она  закончила школу искусств «Тельма Елин» и колледж «Бейт-Берл».



  В Израиле   Зоя и  ее четверо приятельниц, художниц - репатрианток из бывшего СССР,  получивших советское академическое художественное образование и продолживших затем учиться в Израиле,  создали группу под названием  «Новый Барбизон».  Барбизонцы-  это  группа художников, работавших в 1830–1860-х во Франции в жанре пейзажа. Они выбрали местом своего пребывания деревушку Барбизон, в лесу Фонтебло, недалеко от Парижа. Они находились под влиянием голландской живописи XVII века .   Это движение принято рассматривать как связующее звено между классической живописью конца XVIII–начала XIX веков и импрессионизмом.   Барбизонцы стали первыми французскими живописцами, стремящимися максимально приблизить пейзаж к реальности.



По честному, я не знаю, почему  эти  пять женщин так себя назвали. Но вот так уж они захотели. Свой стиль сама художница  называет «социальным реализмом».  Она говорила, что     ее картины "реалистичны, потому что отображают конкретные жизненные ситуации в конкретном месте и в конкретное время".

Я впервые увидела ее работы вовсе не на выставке, а у кого-то на странице в FaceBook.     Эта серия  трогательных работ называется   «Советское детство». Эти прелестные картинки были нарисованы еще до войны с Украиной. 





Черкасская писала : Когда я только приехала в Израиль, мне хотелось быть настоящей израильтянкой. И я долго ею была. Сразу попала в хорошую школу, быстро выучила иврит. И лет на десять сильно отдалилась от своего "русского" прошлого. Но со временем у меня исчезла потребность доказывать что-то окружающим и самой себе. Я стала ощущать себя в двух восприятиях одновременно – прошлого и настоящего, и мне это совсем не мешает

Еще у нее есть цикл картин "Алия-91", в котором изображены  запечатлел репатриантов девяностых , переезжавших из СССР в Израиль   с коробками книг. 



А потом  в феврале 2022 года  началась война…

Художница писала:   «Все эти киевские пейзажи, которые всегда фигурируют на моих картинах, эти ракурсы из окна… Все эти места, которые я коллекционирую, и которые являются основой моих детских воспоминаний…. Я жила в новостройке, на седьмом этаже, и все эти ракурсы, эти ужасные сцены войны, которые люди снимают из окон своих домов… Во мне это аукнулось моими рисунками. Я просто видела, как в мои конкретные рисунки въезжают эти танки. И вся эта война происходит там». Так  у серии работ получилось продолжение    «До и после». Первый рисунок Зои Черкасской после вторжения – девочка с косичками, смотрящая в окно. За стеклом – охваченный огнем дом и человек, пытающийся голыми руками остановить танк. Все это – новая версия раннего рисунка Зои из прославившей ее серии «Советское детство». Только там девочка стоит у окна, за которым ей машет идущая с работы мама.




Сразу после  нападения  ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года   художница   задалась целью отобразить страшные события в картинах. 

Результатом стала серия работ, которые пытаются через искусство передать ужас этого ужасного нападения на еврейскую жизнь .Как и на картины  цикла «До и после», так и на эти работы невозможно смотреть без боли в сердце. 




Зоя   начала рисовать всего через четыре дня после нападения. Черкасская назвала события 7 октября "Израильской Герникой". 

 26 апреля 1937 года за несколько часов двадцать пять бомбардировщиков превратили небольшой испанский городок, Гернику, в развалины.   Треть населения – и  дети, женщины и старики, получила ранения или  была убита. Город был в развалинах.  Бомбардировка потрясла Пикассо. 




Пикассо  писал:  «Сейчас я хочу напомнить вам, что я всегда верил и до сих пор верю, что художники, живущие и работающие духовными ценностями, не могут и не должны оставаться безучастными к конфликту, в котором высшие ценности на карту поставлено человечество и цивилизация». Картину Герника художник закончил свою знаменитую картину «Герника»   за один месяц. Опасаясь нацистской оккупации Франции, Пикассо одолжил холст Музею современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке. В 1981 году куртину передали Испании  и висит в  сейчас она висит  в Национальном  музее искусств королевы Софии.

В одной из своих работ этой  серии художница явно  цитирует «Крик» Эдварда Мунка и, в другой- «Над городом» Марка Шагала. «Я использую коллективную память художника, чтобы рассказать об  ужасе этих событий», — говорит Черкасская.







 Работы Зои Черкасской будут выставлены в музее до 16 февраля 2024 года. 

 А 12 февраля в 6 вечера  музее будет проходить встреча с художницей.






Комментариев нет:

Отправить комментарий