ООН в Нью-Йорке. Часть 2

http://newyork4rus.blogspot.com/2016/06/1.htmlВ прошлый раз я начала рассказывать про  здание Организации Объединенных Наций, что стоит на берегу East River в районе 34 улицы.
Я давно собиралась об этом написать, но все откладывала до тех пор, пока я внутрь на экскурсию не попаду. И вот в прошлом месяце я все- таки там побывала.  


 В это здание  зайти может каждый желающий- но сначала нужно для этого получить пропуск- а это значит отстоять в очереди в специально организованном пропускном пункте на другой стороне улицы. Пропуск можно получить только по предъявлению какого-нибудь документа удостоверяющего личность. Да и одеться надо относительно прилично- парень, стоящий впереди меня в очереди в майке  типа "майка мужская нижняя  белая",  пропущен не был.
 После того, как тебе выдается временный пропуск, надо  пройти еще один контроль- теперь уже  тебя проверяют,  как перед посадкой на самолет, а потом уже пропускают внутрь.  


 Пожив почти 20 лет в Нью-Йорке,  я на территорию ООН попала в первый раз только недавно.  К  сожалению, там идет какое-то то ли строительство, то ли ремонт,  и попасть в парк со скульптурами у меня не получилось. Так я только очень издали увидела и  "Перекуем мечи на Орала"  скульптора Вучетича и  Церетелевского Георгия.


Советский Союз подарил ООН скульптуру Вучетича в 1959 году. Когда  я  ходила еще в школу, то   жила совсем недалеко от мастерской Вучетича  на Тимирязевский улице в Москве.  Из-за забора, окружавшего огромный участок, на котором стоял дом с мастерской,  хорошо была видна чья-то огромная голова и еще какие-то скульптуры.   Копия  скульптуры Вучетича  сейчас находится   на Крымском валу в Москве. 


«Добро побеждает зло»   Зураба Церетели был сделан из фрагментов демонтированных американских и советских ракет «Першинг-2» и СС-20 и установлен у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке в 1990 году.  Вот что говорит сам скульптор про свою скульптуру в интервью в 2015 году. " Идея родилась во время, когда страны готовили концепции военного вмешательства и т.п. Тогда были созданы ракеты «Першинг» и СС-20. Идея в том, чтобы это оружие не было использовано против стран и народов. Я подумал, а кто может остановить то, что было создано наукой, кто может такую грандиозную вещь остановить. Только святые. А кто именно? Святой Георгий. И вот он уничтожает ракеты «Першинг» и СС-20ю  Святого Георгия я отлил в Москве. Перевез его в США. И там уже добавил детали ракет «Першинг» и СС-20. Над созданием скульптуры трудился я в Америке.  Если ООН захочет, чтобы я что-то еще создал, ради Бога, я готов".



 Еще в этом парке  стоит слон в натуральную величину,  которого подарили ООН в складчину  Кения, Замбия и Непал. Ходят слухи, что    бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан велел посадить вокруг изваяния кустики, чтобы некоторые интимные детали слона не так привлекали внимание. Хотя это странно- ведь у знаменитого Нью-йоркского быка детали эти отполированы многочисленными ладонями до блеска, и никто и не подумал вокруг него кустики сажать. Вот здесь у меня про быка можно прочитать, а я перейду к  тому, что все-таки там открыто для обозрения.




 Перед входом в здание секретариата, куда попадают прямо после проверки на пропускном  пункте, находится большая площадь.  На ней - скульптуры.  Самая известная -    "Non-violence" -    "Ненасилие",  шведского скульптора  Карла  Рёйтерсвэрда.  Эта скульптура изображает пистолет марки Кольт Питон с завязанным узлом стволом. Рёйтерсвэрд сделал этот пистолет  в память о Джоне Ленноне, убитом около подъезда Дакоты - дома напротив Центрального парка, где Леннон   жил с Йоко Оно. Я писала про Дакоту вот здесь

Сначала эта скульптура была  установлена на Земляничной поляне недалеко от Дакоты в Центральном парке в Нью-Йорке.  А в 1988 году правительство Люксембурга подарило ее бронзовую отливку ООН.  Всего во всем мире имеется 17 копий этой скульптуры, 10 из них- в Швеции. В 2005 году  Рёйтерсвэрд   подарил пистолет канцлеру Германии Шредеру, который установил его на лужайке перед своим ведомством.  Автор пистолета умер совсем недавно, в мае 2016 года.

Недалеко от пистолета стоит большая золотистая разломанная сфера  "Sfera Con Sfera", Арнальдо Помадоро.  Точно такая же сфера  есть в Ватикане, Вашингтоне и Тель-Авиве. 

Сам Арнальдо Помодоро так объясняет концепцию цикла «Sfera con Sfera»: «Сфера – это удивительный объект, нечто из мира магии, волшебства. Не важно, создана ли она из хрусталя, из бронзы или вовсе из воды, сфера отражает все вокруг, создает причудливые контрасты, трансформирует привычное отражение окружающей среды, порой ржавеет и портится. Именно этим я руководствуюсь, создавая очередную подобную скульптуру: пытаюсь разбить эту идеальную магическую форму, надеясь обнаружить в ней внутреннюю противоречивость, загадочную и настоящую… В моих работах показан конфликт с «полированным лоском»: единство, рожденное незавершенностью. Это тоска по «идеальному городу», которая проявлялась еще в работах итальянских художников эпохи Возрождения, и не покидает умы современных людей».


 Третья скульптура установлена совсем недавно, в 2015 году,  и по-моему не имеет ну никакого отношения к Организации Объединенных Наций. Называется это  «Ковчег возвращения» - памятник жертвам работорговли . ("Permanent Memorial to Honour the Victims of Slavery and the Transatlantic Slave Trade at the United Nations"). «Этот памятник - результат прекрасного дизайна Родни Леона - будет возвышаться здесь, возле штаб-квартиры ООН в память от 15 миллионах мужчин, женщин и детей, которых насильно перевезли через Атлантику на переполненных судах, - сказал  генсек ООН  Пан Ги Мун.

  Кстати в 2015 году  Генеральная Ассамблея провозгласила десятилетие  с 2015 по 2024 год «Десятилетием лиц африканского происхождения»... Оно и заметно... Надо только сводки о преступлениях посмотреть,  как сразу результат этого увидишь.

 Когда входишь в здание ООН, попадаешь в огромный вестибюль. В левой его части под потолком висит  спутник- его СССР подарил ООН в 1959 году, одновременно со скульптурой Вутечича. 

Под спутником- статуя Посейдона( или по другим источникам- Зевса) - подарок  греков в 1953 году.  Эта статуя-  копия статуи, найденной затонувшей и   стоящей сейчас в музее в  Афинах.  За спиной бога- панно называемое "Братство" и подаренное Мексикой.

Самым значительным произведением искусства  в лобби  является  большой  витраж Марка Шагала "Окно Мира".  Этот витраж- подарок ООН от ее служащих и от самого художника.   Второй секретарь ООН  Даг   Хаммаршёльд  погиб в авиакатастрофе   в Северной Родезии во время  операции ООН в Конго в сентябре 1961 года.  Причины  этой трагедии до сих пор до конца не выяснены.  И вот ООН решил заказать Марку  мемориал в память о  Генеральном Секретаре и еще пятнадцати погибших вместе с ним. Кстати, внучка Шагала  Белла Мейер живет в Нью-Йорке и держит цветочный магазин Fleurs Bella в    East Village.   Надо будет как-нибудь на него посмотреть...

Есть еще внизу потрясающая скульптура- подарок шведского короля Карла XIV   в мае 2001 года- за несколько месяцев  до террористического акта 11 сентября. Скульптура называется "Нью-Йорк    “New York-New York”.
 Внутри  здании ООН полно интересных вещей, которые заслуживают отдельного рассказа, и мне очень жалко, что та экскурсия, на которой я была,  прошла мимо практически  всего - так что я немного расскажу про то, что  успела увидеть.  Здесь прервусь,  а то очень длинным пост получился,  да и фоток много- загружаться долго будет.  Я  продолжу свой рассказ в следующий раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий