20-е годы прошлого века называли в Америке Рокочущими двадцатыми -“Roaring Twenties”. Это было время огромных изменений в американском обществе. За период с 1920 по 1929 национальный доход увеличился в два раза, впервые число городских жителей превысило число сельских, машина превратилась из предмета роскоши в повседневную необходимость.
20-е годы- это золотой век Америки .
За эти десять лет в Америке произошли кардинальные изменения. После первой мировой войны, оставив далеко позади свой патриархальный и старомодный уклад Америка вырвалась вперед. В 1920 году в США производилось около 50 процентов всего добываемого в мире угля, выплавлялось до 60 процентов всей стали и чугуна, выпускалось 85 процентов всех автомобилей.
В этом же году в США переселились 800 тысяч человек, а в Нью–Йорке население на 40 процентов состояло из иммигрантов.
А какие великие люди жили тогда! Чарльз Линденберг и Эль Капоне, Чарли Чаплин, Дюк Эллингтон и Скотт Фицджеральд... Перемены затронули не только материальную сторону жизни- эти годы называют еще Веком Джаза. И термин этот в 1931 году ввел в оборот Ф.Скотт Фицджеральд, известный американский писатель. В 1922 году была издана книга его коротких рассказов под названием "Сказки века джаза"(Tales of the Jazz Age).
В своем эссе "Отзвуки века джаза" , описывая десятилетие между 1919-1929 годами, Фицджеральд писал: "Это был век чудес, век искусства, век крайностей и великой сатиры. Наконец-то мы могли жить так, как хотели. Ныне самой могущественной страной стала наша. Кто бы вздумал теперь указывать нам, что модно и что интересно? Жизнь тогда напоминала детский праздник, на котором детей вдруг заменили взрослые, а дети остались не причем, растерянные и недоумевающие.
Всю страну охватила жажда наслаждений и погоня за удовольствиями. Слово "джаз", которое теперь никто не считает неприличным, означало сперва секс, затем стиль танца и, наконец, музыку. У Века Джаза была бурная юность и пьяная молодость. Десятая часть общества, его сливки, вела существование беззаботное, как у герцогов, и ненадежное, как у хористок. Легко читать теперь мораль; однако как хорошо было, что наши двадцать лет пришлись на такой уверенный в себе и не знавший тревог период истории. "
Европа была разорена, рынок сбыта практически отсутствовал, и европейские дизайнеры в поисках покупателей ринулись за океан, завоевывать появившийся в Соединенных Штатах средний класс, который имел достаточно денег, чтобы покупать красивые и необычные вещи.
Выставка "Век джаза: американский стиль 1920-х годов" (The Jazz Age: American Style in the 1920s), открывшаяся в апреле этого года в музее Cooper Hewitt, что располоен на Музейной Миле, отлично это время отражает. Я была на этой выставке в начале июня, и конечно, мне бы написать про нее пораньше... Единственное, что меня утешает, что работает выставка до 20 августа - так что еще есть время тем, кто там не был, посетить ее.
На выставке представлены около 400 экспонатов — модели роскошных лимузинов и эксклюзивные ювелирные украшения, суперсовременная для того времени мебель , образцы модной одежды с изображением самолетов и кораблей, только-только появившиеся в продаже радиоприемники и плакаты с изображениями знаменитых музыкантов того времени — Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Бинга Кросби. Куратор выставки Сэра Коффин (Sarah Coffin) в интервью говорила : "Я бы назвала этот период невероятным по силе прорывом в сфере культуры.
Да, можно сказать, что в 1920-е годы Америка пережила культурный шок, когда она открыла двери для влияния массовой европейской культуры. Собственно, это был не один шок, а целая серия"
Именно в это время появился и получил в Ню-Йорке широкое распространение стиль арт деко. Все лучшие небоскребы - и Крайслер, и Эмпайер - построены в стиле арт деко. Новая архитектура не только изменила облик Нью-Йорка но и оказала сильнейшее влияние на американские вкусы. Если раньше образцом хорошего вкуса считались английские поместья и французские замки, то теперь новый облик города требовал новых решений и в дизайне интерьера.
Появились яркие диваны без острых углов, раскладные кровати и даже мебель в виде небоскребов. Особенно сильно европейские дизайнеры повлияли на американскую моду. Новая мода требовала новых украшений и аксессуаров. Практически вся одежда, представленная на выставке, была разработана европейцами, но принадлежала американцам.
Возникла мода на крошечные, отделанные золотом флаконы с духами, которые полагалось носить с меховыми манто. В 1927 году, в ознаменование перелета Чарльза Линдберга через Атлантику появились духи "Spirit of S.Louis" ("Дух Сент-Луиса"), причем флакон очертаниями напоминал названный так самолет Линдберга.
В 1925 году в Париже прошла Международная выставка декоративного искусства и индустрии. "Конечно же, американцы и раньше отправлялись в Париж за модной одеждой и за развлечениями, но после Всемирной выставки в Париже 1925 года они лучше познакомились с новыми тенденциями в культуре и сумели адаптироваться к ним, сказала Сэра Коффин (Sarah Coffin), куратор Нью-Йоркской выставки ,- Но адаптация была не к революционным идеям как таковым, а к революционным тенденциям в культуре и это особенно явственно проявилось в американском дизайне, в формировании американского вкуса".
Сильный доллар давал американцам возможности покупать в Париже как одежду, так и драгоценности.
"Я бы назвала этот период невероятным по силе прорывом в сфере культуры, — отметила куратор выставки Сэра Коффин. — Да, можно сказать, что в 1920-е годы Америка пережила культурный шок, когда она открыла двери для влияния массовой европейской культуры. Собственно, это был не один шок, а целая серия".
В дополнение к основной выставке в музее открыты еще две небольших экспозиции. На одной из представлена коллекция настольных часов, коробочек, пудрениц и портсигаров работы таких известных дизайнеров, как Картье и Булгари и сделанных в 20е годы. Собрали эту коллекцию принц и принцесса Садруддин Ага-хан (Sadruddin Aga Khan). Принц начал коллекционировать еще в 50х годах, будучи студентом Гарварда. Он подарил коллекцию своей второй жене Катерине. Принц умер в 2003 году от рака, а коллекцию принцесса передала музею.
Вторая экспозиция называется "Мир радио". Там есть модели, сделанные уже существенно позже чем американский век джаза. Глядя на некоторые, я вспомнила мое далекое-далекое детство. Напоминаю- выставка работает до 20 августа, в субботу с 6 до 9 вечера- плата по желанию. Рядом с музеем - прелестный сад и кафе , а напротив, через дорогу - огромный резервуар Жаклин Кеннеди в центральном парке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий