"City Beautiful"



Нью-Йорк конца 19 века представлял собой  мало приятное зрелище. Небоскребы возвышались  над улицами и загораживали свет, тротуары   были переполнены пешеходами всех мастей. Лошадиный  навоз  на проезжей части вонял, и его было так много, что для освобождения проезда его сдвигали лопатами к краю проезжей части. 

  Аналогичная ситуация была и в Чикаго, и в других городах США,  в которых население росло намного быстрее, чем в деревнях.  К 1910 году 46% проживало в городах с населением более 2500 человек.

Все жители Нью-Йорка тогда делились в основном  на две группы- те, кто живут в своих домах, и те, кто живут  в tenements.   Я  даже не знаю, как правильно перевести это слово - скорее всего, это многоквартирный дом с коммунальными квартирами.    Только-только начал появляться средний класс, для которого строились шикарные  многоквартирные дома типа Дакоты на краю Центрального парка.   Но Дакота была можно сказать, за городом.  А вся жизнь в Нью-Йорке была сосредоточена существенно ниже южной границы недавно построенного Центрального парка.  



И город рос очень- очень быстро - вот посмотрите, как росло население Нью-Йорка.




 Резкое падение качества жизни  поставило нарождающийся средний  класс перед  дилеммой- или уезжать в пригороды, где чище, зеленее и просторнее, или оставаться  в городе и пользоваться удобствами, предоставляемыми городской жизнью, включая театры, рестораны и магазины , но терпеть все это уродство и грязь по соседству.

Именно тогда  в Америке зародилось градостроительное  направления  под названием   City Beautiful.  Основную идею этого направления очень легко коротко сформулировать- "Красота спасет мир".  



Отцы-основатели  City Beautiful  считали,   что красота может быть эффективным средством социального управления .  Они наивно полагали, что  красота общественного центра принесет в   город    порядок, спокойствие и благопристойность.    То есть форма может определить содержание.  И к тому же   upper middle class будет ездить в город не только ради дела, но и чтобы деньги свои потратить.   Основатели этого направления хотели сделать американские города хоть немного похожими на Лондон, Париж...Может быть именно поэтому основным архитектурным стилем  City Beautiful   был выбран стиль Beaux-Arts, названный в честь знаменитой Ecole des Beaux-Arts - Школа изящных искусств в Париже. 



Для зданий в стиле  Beaux-Arts характерны  симметрия, обилие декоративных украшений, таких как гирлянды, медальоны или щиты,   применение во внешнем и внутреннем декоре   лепнины, барельефов, а также  крупнои̌ скульптуры.

В 1873 году в Чикаго  состоялась Всемирная ярмарка,    приуроченная к 400-летию открытия Колумбом Америки, и поэтому названая Колумбийской. Ярмарка эта стала одной из самых грандиозных в истории, и ее размеры не идут   ни в какой сравнение с той ярмаркой, которая  была в Нью-Йорке в 1939-40х годах прошлого века. 



Выставочный городок создавали  ведущие архитекторы того времени — Daniel Burnham и Frederick Law Olmsted  ( тот самый, что спроектировал незадолго до этого Центральный  парк в Нью-Йорке). Города с их пространствами коллективной рекреации, считал Frederick Law Olmsted ,  способны порождать здоровье, долголетие и добрососедство.

 На огромной  территории на берегу озера  был построен город, в котором было    около 200 великолепных зданий белого цвета. Там было возведено самое большое здание в мире -  почти пол километра в длину, и такое высокое, что в  нем могла бы поместиться пирамида Хеопса.  



 В  том городе, названном "Белый город" из-за цвета домов, были бульвары и сады,  надземная железная дорога, движущиеся тротуары, светящиеся фонтаны, гигантское колесо-качели, ледяная гора, целая «улица удовольствий» с театрами, зверинцами, базарами. В самый большой в мире аквариум   поселили  разнообразных обитателей морей, включая кита.  Выставка  эта стала знаковым событием для американцев, которые с гордостью рассматривали ее итоги как свидетельство наступления «века США».  А Белый город  послужил  моделью для воплощения идей  City Beautiful.

 К сожалению, полностью идеи этого движения в Нью-Йорке  не были реализованы, но осталось немало зданий, построенных в соответствии с   принципами City Beautiful примерно в одно и то же время.  Вот, например, здание Нью-Йоркской библиотеке на первой фотографии, в самом начале поста. 

А вот здание  Alexander Hamilton U.S. Custom House , построенное в  1902–1907. Там сейчас музей индейцев. 


А вот здание Surrogate's Court, что стоит совсем рядом с городской мэрией. Оно построено примерно в эти же года- 1901-1907. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий